Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Administrativnoe_pravo.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти – создаваемые в системе  ИВ органы, имеющие определенные НПА компетенции (функции и полномочия), например, на реализацию законов, иных НПА в конкретных областях жизни.

Классификация:

По объему компетенций

-общая (управление по всем вопросам деятельности, совет инвесторов, администрация субъекта)

-отраслевая (управление  отраслью – министерства)

-межотраслевая

-внутриотраслевая

По федеральному устройству

-федеральные органы

-органы субъектов

-территориальные органы

По порядку разрешения подведомственных вопросов

-коллегиальные – решение  группами, решение большинства

-оперативные, единоначальные  – решающая роль принадлежит  одному лицу

По организационно-правовым формам

-министерства

-иные органы власти

-органы субъектов

Президент:

-назначает Председателя  Правительства с согласия ГД

-назначает, освобождает  от должности заместителей Правительства,  федеральных министров по предложению  Председателя Правительства

-назначает, освобождает полномочных представителей президента, высшее командование военных сил

-назначает, оказывает,  дипломирование представителей  РФ в международных государствах  и в международных организациях после консультации с соответствующими политиками

Правительство

Федеральные органы

-федеральные министерства

-федеральные службы (контроль, надзор)

-федеральные агентства  (оказание государственных услуг)

ИО РФ

Министерство – орган  ИВ осуществляющий управление в определенной сфере, координирующий деятельность.

Министерства представляют интересы в своей области в органах ГВ.

 

  1. Понятие и правовое положение органа исполнительной власти.

Характерные черты исполнительной власти:

исполнительная власть самостоятельна и независима;

Исполнительная власть – относительно самостоятельная  ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с ее законодательной и судебной ветвями.

Исполнительная власть самостоятельна в функционально-компетенционном  смысле. Ее функции прямо определяются ее наименованием: практическая реализация законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;

осуществляет управленческую и распорядительную деятельность; Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации.

субъекты исполнительной власти – это органы власти, которые  действуют от имени государства  и от своего имени.

исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.

Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.

В непосредственном ведении  и распоряжении реализующих ее субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.п.

Полномочия и возможности  осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Что касается Президента, то, согласно ст. 80 Конституции РФ, он является главой государства и не возглавляет, как это было ранее, систему органов исполнительной власти. Президент РФ согласует, координирует деятельность всех ветвей и структур государственной власти; в то же время он обладает широкими полномочиями и может активно влиять на формирование и деятельность органов исполнительной власти.

 

  1. Виды органов исполнительной власти.

См. вопрос 16, 17.

 

  1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны.

В соответствии со ст. 83 Конституции  он, в частности:

назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

принимает решения об отставке Правительства;

представляет ГД кандидатуру  для назначения на должность Председателя ЦБРФ и ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности;

по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

формирует и возглавляет  Совет Безопасности;

утверждает военную  доктрину;

формирует Администрацию  Президента;

назначает и освобождает полномочных представителей Президента;

назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных Сил;

назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат  Федерального Собрания дипломатических  представителей России в иностранных государствах и международных организациях;

подписывает и обнародует ФЗ (в том числе по вопросам исполнительной власти);

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о  положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

осуществляет руководство  внешней политикой страны; ведет  переговоры, подписывает международные  договоры и ратификационные грамоты;

принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитуемых  при нем дипломатических представителей.

Президент является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях  вводит на территории России или в  отдельных ее местностях военное, а  также чрезвычайное положение с  незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент издает указы  и распоряжения, обязательные для  исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Субъектом административного  права Президент становится на 4 года в результате всенародных выборов, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция (ст. 92 и 93) предусматривает основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.

Постоянно действующим  органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация. Администрация создает условия  для реализации Президентом функций  гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятия мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней политики, решения кадровых вопросов и обеспечения реализации Президентом иных возложенных на него полномочий.

В целях обеспечения  реализации Президентом своих конституционных  полномочий, повышения эффективности  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, усиления контроля за исполнением указов и распоряжений Президента его Указом от 9 июля 1997 утверждено Положение о полномочном представителе Президента в регионе РФ. Представитель главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. Он представляет интересы Президента на части территории страны, включающей в себя один или несколько субъектов Федерации (соответствующий регион). Основные задачи полпреда: содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном и экономическом положении, взаимодействие с федеральными и местными органами власти, политическими партиями и иными общественными организациями.

 

  1. Правительство Российской Федерации: правовой статус.

Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ».

Правительство РФ состоит  из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных  министров (ст. 110 Конституции).

Председатель Правительства  назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается  им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Правительство, согласно ст. 114 Конституции:

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД;

обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной  и денежной политики;

обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны, гос. безопасности и реализации внешней политики страны;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами  Президента РФ.

Согласно ФКЗ от 17 декабря 1997, Правительство в пределах своих  полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики;

осуществляет регулирование  в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные  целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и ФЗ;

оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство издает постановления  и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется высоким положением Правительства в государстве и в системе исполнительной власти.

В ФКЗ «О Правительстве  РФ» закреплены конкретные полномочия Правительства раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т.д.), а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, Президиума Правительства. Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства с другими ОГВ – Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти и ОГВ субъектов Федерации. Так, в целях повышения эффективности участия Правительства в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства от 1 февраля 2000г. Утверждено Положение о его полномочных представителях в палатах Федерального Собрания.

Постановлением Правительства  от 9 ноября 1998 г. установлено, что полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде РФ осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти по представлению ими интересов Правительства в Конституционном Суде РФ.

Согласно Указу Президента от 2 апреля 1992г. администрации краев и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства администраций при Правительстве. Республики имеют свои представительства при Президенте страны. Эти представительства – важные механизмы прямых и обратных связей центра и субъектов Федерации, обеспечивающие целостность государственного организма России.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"