Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Administrativnoe_pravo.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

-муниципальный уровень

Уставы МО, нормативные  акты представительного органа, главы МО

 

  1. Понятие и особенности административно-правовых отношений.

Правовые отношения  – связь между субъектами, которые  имеют юридические обязанности, субъектные права.

АПО:

–общественные отношения, регулируемые нормой АП

-регулируемые нормами АП, общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве набора взаимных прав, характерных АПН.

Структура АПО – способ связи элементов в рамках системы.

Элементы АПО:

-стороны (субъекты, участники)

-объект

-содержание (права, обязанности сторон)

Субъект правоотношения – лицо, организация, которым предоставлена  возможность, способность быть носителем  прав, обязанностей.

Объект - то, на что направлены действия субъектные права, обязанности  субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников.

Субъективные права  и обязанности – конкретизация  АПН применительно к данным участникам в данных отношениях.

Субъективное право  – закрепленная за управляемым лицом  мера возможного поведения в данном ПО.

Субъективная обязанность – обязанная законом мера должного поведения.

 

  1. Виды административно-правовых отношений.

Классификация АПО

1. По содержанию:

-материальные (общественные отношения, возникающие  в сфере управления, регулирование  материальных АПН, закрепленным  полномочным органом ИВ или права и обязанности граждан

-административно-процессуальные (складываются в связи с разрешением  индивидуальных конкретных дел  и регулированием АПН)

2. По характеру  юридических фактов

- правомерны

- неправомерные

3. По способу  защиты

- защищенные в административном порядке

- защищенные  в судебном порядке

- самозащита

4. По соотношению  прав и обязанностей участников

- вертикальные (один подчинен другому)

- горизонтальные (без подчинения)

Первоначально можно  выделить следующие две группы административно-правовых отношений:

а) отношения, непосредственно  выражающие основную формулу управляющего воздействия ("субъект - объект"), в которой отчетливо проявляется  властная природа государственно-управленческой деятельности

б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.

Можно выделить также  внешние и внутриорганизационные  административно-правовые отношения.

В соответствии с данной классификацией правоотношения подразделяются на:

а) возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распределение обязанностей работников управленческого аппарата, определение их ответственности  и т.п.);

б) возникающие в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.

Различают субординационные и координационные административно-правовые отношения.

Для первых характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Вторые - это, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (например, отношения между несоподчиненными исполнительными органами).

 

  1. Юридические факты в административном праве.

Юридические факты –  это фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают  возникновение, изменение или прекращение  правоотношений. Только при наличии  юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом административных правоотношений.

В правовых нормах субъектом  административного права называется лицо или организация, которые при  определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом – как индивидуальные объекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные. В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями  в сфере исполнительной власти и  способная осуществлять их.

Субъекты административного  права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:

административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права  и (или) обязанности, юридическую ответственность;

административной правоспособности и дееспособности субъекта;

юридического факта (фактов), т.е. основания возникновения, изменения  или прекращения правоотношения.

В качестве юридических  фактов выступают, как правило, действия или события.

Действия являются результатом  активного волеизъявления (т. е. результатом  сознательной деятельности) субъекта.

Они могут быть правомерными, что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан, их объединений и всех иных возможных участников административно-правовых отношений.

Например, подача гражданином  жалобы влечет за собой возникновение  конкретного административного  правоотношения между ним и адресатом (как правило, исполнительным органом, должностным лицом).

Особенностью юридических  фактов по административному праву  является то, что основным видом  правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, т. е. относящиеся (адресованные) к конкретному лицу и делу. Их прямое юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность ведет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это – дисциплинарные проступки или административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой возникновение административно-юрисдикционных правоотношений. Неправомерным может быть также и бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События – это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).

Юридический факт – определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которым нормы права  связывают возникновение, изменение, прекращение ПО: действия, условия.

ЮФ:

-события (независимые  от воли)

Абсолютные (не зависят  от воли людей полностью)

Относительные (не зависят  от воли участников)

-действия (результат  активного волеизъявления субъекта)

Правомерные

Неправомерные

Признаки АПО:

-нессмеитричность обязанностей  и прав сторон, т.к. отношения  власти и подчинения связаны  с деятельностью ОИВ

-одна из сторон  – субъект власти, наделенный  государственно-властными полномочиями

-возникают по инициативе  одной из сторон

-нарушения АПН –  нарушитель несет ответственность перед государством

-разрешение споров  между сторонами, как правило  осуществляется в административном  порядке

 

  1. Система субъектов административного права.

Субъектом АП признается лицо или организация, которые в  соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых АП управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание особым юридическим качеством (админ. правоспособностью).

Субъекты АП могут  стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

административно-правовые нормы, предусматривающие права  и обязанности субъекта;

административная правоспособность и дееспособность субъекта;

основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Административная правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Административная дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и  создавать для себя юридические  обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами административно-правового  статуса. Это относится к органам  исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

В качестве субъектов  АП можно рассматривать Российское государство, субъекты федерации, государственные  и негосударственные организации. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, которые сочетают в себе эти юридические качества.

Субъекты административного  права могут быть индивидуальными  и коллективными.

К индивидуальным субъектам  относятся граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства. Также специфическими индивидуальными  субъектами являются государственные  служащие. Особенностью их является то, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие от иных индивидуальных субъектов административного права.

К коллективным субъектам  относятся различного рода объединения  граждан. В их числе государственные  и негосударственные организации.

Государственные организации  как субъекты административного  права:

органы исполнительной власти (государственного управления);

государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.);

структурные подразделения  органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации  как субъекты административного  права:

общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

трудовые коллективы;

органы местного самоуправления;

коммерческие структуры;

частные предприятия  и учреждения.

Лица и организации, которые являются субъектами административного  права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений – это предприятие  или организация, которые в соответствии с действующим законодательством  являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного  права, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.

 

  1. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации.

Физические лица участвуют  в политической, государственной  деятельности после приобретения статуса  личности, а затем гражданства.

Для того, чтобы заняться трудовой, профессиональной деятельностью, учиться в образовательном учреждении, служить в Вооруженных силах  и т.д., необходимы дополнительные права  и обязанности, кроме правового  статуса личности и гражданина. Здесь гражданин вступает в профессиональную деятельность, где отношения регулируются другими нормами права. На сегодняшний день в трудовой деятельности насчитывается несколько тысяч профессий и специальностей, каждая имеет свой правовой статус (рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры, из числа служащих можно выделить государственных служащих, муниципальных, военнослужащих и т.д.).

Особый правовой статус – это полномочия граждан, которые  они приобретают по доброй воле, в своих интересах, в целях  достижения своих потребностей (любители-охотники, любители-рыбаки, спортсмены-непрофессионалы, туристы и др.).

В правотворческой, в  правоприменительной деятельности государства, его органов и должностных  лиц разделение правового статуса  личности, гражданина и т.д. очень важно. Например, трудовое законодательство отдает преимущество рабочим и служащим, законодательство об административной ответственности имеет перед собой гражданина, должностных лиц. В таких видах деятельности нужно уметь разграничить все правовые статусы между собой, гражданина например в деятельности внутренних дел при привлечении к административной ответственности за нарушение общественного порядка.

Административная правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"