Современные тенденции изменения налогового администрирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Все государственные органы, в том числе и налоговые, эффективно применяют контроль, поскольку он является основным элементом управления. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1 Роль налогового контроля в системе государственного управления
налогообложением.............................................................................................4
1.1 Значение налогового контроля в системе налогового
менеджмента..........................................................................................4
1.2 Виды и формы налогового контроля.................................................11
1.3 Объемы и результативность контрольной деятельности
налоговых органов РФ........................................................................15
2 Современные тенденции изменения налогового администрирования в
Российской Федерации....................................................................................21
2.1 Задачи налогового контроля в РФ на современном этапе...............21
2.2 Проблемы и недостатки налогового контроля.................................23
2.3 Совершенствование налогового администрирования в
Российской Федерации.......................................................................27
Заключение.............................................................................................................33
Список используемой литературы.......................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговый контроль как элемент государственного налогового менеджмента.docx

— 48.41 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение...................................................................................................................2

1   Роль налогового контроля в системе государственного управления

     налогообложением.............................................................................................4

1.1   Значение налогового контроля в системе налогового

        менеджмента..........................................................................................4

1.2   Виды и формы налогового контроля.................................................11

1.3   Объемы и результативность контрольной деятельности

        налоговых органов РФ........................................................................15

2   Современные тенденции изменения налогового администрирования в

     Российской  Федерации....................................................................................21

2.1   Задачи налогового контроля в РФ на современном этапе...............21

2.2   Проблемы и недостатки налогового контроля.................................23

2.3   Совершенствование налогового администрирования в

        Российской  Федерации.......................................................................27

Заключение.............................................................................................................33

Список используемой литературы.......................................................................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Задача курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты налогового контроля, определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.

Криминальная повседневность заставляет задуматься о том, насколько совершенна наша налоговая система, и вообще совершенна ли она. Современные условия жизни вынуждают налогоплательщиков скрывать свои доходы, не платить налогов, что в свою очередь не способствует совершенствованию налоговой системы. И страх уголовной ответственности является едва ли не самым значимым обстоятельством, заставляющим платить налоги. Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе российского, является обеспечение устойчивого сбора налогов.

Объем мобилизуемых средств в виде налогов и других обязательных платежей в федеральный и местный бюджеты во многом зависит от четкого исполнения юридическими и физическими лицами налогового законодательства и других нормативных актов. Вследствие неуплаты налогов образуется дисбаланс в бюджете, в результате чего не выполняются различные социальные программы государства, в недостаточной степени финансируется армия и военно-промышленный комплекс, и, следовательно, нарушается обороноспособность страны, которая является наиболее значимым фактором стабильности страны. Также не выплачиваются пенсии, заработные платы бюджетникам, страдает медицинская сфера. И это далеко не все проблемы, существует множество проблем, которые возникают из-за несовершенства налоговой системы.

Все государственные органы, в том числе и налоговые, эффективно применяют контроль, поскольку он является основным элементом управления. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Таким образом, контроль в налоговой деятельности – это метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства.

В мировой практике получил широкое распространение последующий аудиторский контроль. В нашей стране обязательные аудиторские проверки предусматривались только для предприятий, в деятельности которых участвовали иностранные инвесторы, и некоторых других категорий предприятий. Такие проверки способствовали повышению уровня постановки бух. учета на предприятиях, устранению недостатков в исчислении налогов и, следовательно, пополнению доходной базы бюджетов.

Независимо от результатов аудиторских проверок последующий контроль осуществляет государство в лице налоговых органов. Одним из самых перспективных и новых является налоговая полиция. Однако, несмотря на все положительные качества этого органа налогового контроля и в нем, как и во все остальных, есть свои изъяны. Одним из важнейших является коррупция.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для того, чтобы стабилизировать российскую финансовую систему, необходимо усовершенствовать систему налогового контроля.

 

 

 

 

 

1   Роль  налогового контроля в системе  государственного управления налогообложением

 

1.1   Значение  налогового контроля в системе  налогового менеджмента

 

Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь, охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

Особое внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношения изначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформировать централизованные денежные фонды противостоит естественное стремление налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей. Налоговое право объективно становится ареной острого столкновения публичных и частных интересов. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт налогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действие части первой Налогового Кодекса РФ его нормативный механизм практически отсутствовал в законодательстве. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформление их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.

В широком смысле налоговый представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений на всех стадиях налогового процесса - от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. В частности, отдельные законотворческие процедуры представительных органов по рассмотрению законопроектов о налогах и сборах, подготовленные органами исполнительной власти, можно отнести к предварительному налоговому контролю. Налоговым в широком смысле является и ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства. Можно упомянуть также контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот, финансовых органов - за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Контроль за соблюдением налогового законодательства в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы.

Налоговый контроль в узком смысле - это властные действия компетентных субъектов по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Именно в таком значении термин «налоговый контроль» употребляется в Налоговом кодексе РФ.

В литературе встречаются и другие позиции по вопросу понимания налогового контроля в широком и узком смысле. Так, О. А. Ногина определяет налоговый контроль в широком смысле как все сферы деятельности уполномоченных органов государства, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и др., а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов; под налоговым контролем в узком смысле указанный автор понимает только проведение налоговых проверок уполномоченными органами. На мой взгляд, ошибочно включать деятельность частных субъектов в понятие налогового контроля, даже если речь идет о т. н. «внутрихозяйственной контрольной деятельности», то есть о «налоговом самоконтроле», осуществляемым самим налогоплательщиком через специализированные структурные подразделения.

Налоговый контроль (как и контроль, вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанных лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного, он имеет все сущностные черты последнего. В то же время ему присущи некоторые специфические черты, заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных лиц, целей и задач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т. д.

Объектами налогового контроля является движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Предметом налогового контроля выступают денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Перечень документов, так или иначе связанных с налогообложением, необычайно широк. К ним относятся различного рода приказы руководителей и отчеты работников, гражданско-правовые и трудовые договоры, акты сдачи-приемки, учредительные документы, протоколы общих собраний, накладные, банковские выписки и т. д.

Согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством проведения налоговых проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы внутренних дел и таможенные органы. Отдельные контрольные полномочия относительно сферы налогообложения имеют Счетная палата РФ и министерство финансов РФ.

Субъекты налогового контроля вправе входить и обследовать любые производственные, торговые, складские и иные помещения (территории), проводить ревизии, проверки, инвентаризации, требовать предоставления необходимых объяснений, проводить оперативно-розыскные мероприятия, приостанавливать операции по счетам, проводить изъятие предметов и документов, арестовывать имущество, требовать устранения выявленных правонарушений, привлекать нарушителей к ответственности, осуществлять иные властные полномочия, составляющие часть их компетенции. Им запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ, действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц - адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налогового контроля недопустимо. Согласно ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотношений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.

Основная цель налогового контроля реализуется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики, а именно:

- обеспечения     экономической      безопасности      государства      при

Информация о работе Современные тенденции изменения налогового администрирования в Российской Федерации