Современные тенденции изменения налогового администрирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Все государственные органы, в том числе и налоговые, эффективно применяют контроль, поскольку он является основным элементом управления. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1 Роль налогового контроля в системе государственного управления
налогообложением.............................................................................................4
1.1 Значение налогового контроля в системе налогового
менеджмента..........................................................................................4
1.2 Виды и формы налогового контроля.................................................11
1.3 Объемы и результативность контрольной деятельности
налоговых органов РФ........................................................................15
2 Современные тенденции изменения налогового администрирования в
Российской Федерации....................................................................................21
2.1 Задачи налогового контроля в РФ на современном этапе...............21
2.2 Проблемы и недостатки налогового контроля.................................23
2.3 Совершенствование налогового администрирования в
Российской Федерации.......................................................................27
Заключение.............................................................................................................33
Список используемой литературы.......................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговый контроль как элемент государственного налогового менеджмента.docx

— 48.41 Кб (Скачать файл)

Норма достаточно жесткая, поэтому порядок ее применения очень жестко регламентируется проектом законодательного акта. Применять эту норму можно лишь в тех случаях, когда иные санкции в виде штрафа, предупреждения не возымели никакого действия.

Если организация после штрафов и предупреждений по-прежнему не находится по адресу юридической регистрации, ее невозможно найти или с ней связаться, то предлагается выносить предписание об устранении нарушений закона. Любое юридическое лицо должно в течение срока, указанного в предписании, привести свой фактический адрес местонахождения в соответствие с юридическим. Этот срок согласно проекту закона не может быть менее месяца.

Если в назначенный срок организация не будет находиться по адресу, указанному в регистрационных документах, либо не внесет изменения в эти документы, налоговые органы примут решение о приостановлении правоспособности этой фирмы.

Что касается тех организаций, которые создаются на потерянные паспорта или на несуществующих лиц, то здесь необходимо осуществить серьезные изменения государственного гражданского законодательства, связанного с регистрацией граждан РФ, регистрацией актов их гражданского состояния, а также системы контроля органами внутренних дел происшествий, связанных с утерей и кражей документов, удостоверяющих личность гражданина РФ.

Также налоговые органы осуществляют выездной контроль в отношении всех ликвидируемых налогоплательщиков, которые очень часто уже являются отсутствующими должниками, то есть организациями, не имеющими на балансе движимого и недвижимого имущества. Не вызывает сомнения тот факт, что в отношении них высока вероятность осуществления дополнительного начисления платежей в бюджет. В основном по причине того, что руководство этих организаций, как правило, уже не следит за соблюдением законодательства и осуществлением юридически грамотных действий. Вследствие этого возникает задолженность нереальная к взысканию, которая в процессе арбитражного производства будет списана в процедуре принудительного банкротства. Такие налогоплательщики впоследствии пропускаются через упрощенные процедуры принудительной ликвидации. Но при этом их влияние на статистику крайне велико.

Нередки также ситуации, когда в процессе выездного контроля работниками налоговых органов производится максимально возможное дополнительное начисление платежей по найденным нарушениям иногда вне зависимости от возможности последующего доказательства при судебном рассмотрении возникших разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом. Это связано с тем, что результатом работы контрольного блока территориальных налоговых органов является значение количественного показателя дополнительно начисленных средств, в то время как низкие показатели последующего взыскания относятся к итогам работы юридического отдела и отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Следует понимать, что это не послужит оправданием плохой работы юридических отделов налоговых инспекций, так как в основном из-за высокой текучести кадров судебное рассмотрение представленных разногласий часто заканчивается не в пользу налоговых органов. Проблема квалификации работников налоговых органов крайне важна на современном этапе, так как существующий уровень оплаты труда государственных служащих совсем не соответствует вознаграждениям за труд в частном секторе экономики.

В то же время неадекватное завышение сумм дополнительно начисленных платежей также немаловажно. Такой подход контрольных органов нерационален и требует совершенствования. Отчасти путем использования существующих показателей оценки результативности в их совокупности для всех подразделений инспекции одновременно, а не по отдельности, так как результативная, но не рациональная работа контрольного блока приведет к нерезультативной работе блока взыскания. А при сквозной оценке деятельности всей инспекции можно выделить первоисточник, работа которого привела к таким результатам.

Значительный интерес для нас может представлять концепция построения налоговых органов зарубежных стран. Суть этой концепции заключается в том, что платить налоги должно быть выгодно. Налогоплательщики должны знать, на что расходуются их деньги. Именно дух сотрудничества должен определять работу налоговых органов: налогоплательщики должны видеть в налоговых служащих не противников, а партнеров в налоговом процессе. Законы и механизмы уплаты налогов должны быть ясными как для налогоплательщиков, так и для налоговых служащих, их надо постоянно совершенствовать для упрощения и удешевления налогового процесса. А для того, чтобы работать в области удешевления налогового процесса, необходимо разработать и применять на практике критерии, характеризующие эффективность деятельности налоговых органов, в основе которых стоит количественный показатель затрат на деятельность налоговых органов России.

Следует отметить, что в настоящее время специального учета трудозатрат на проведение камеральных и выездных проверок в налоговых органах не ведется. В связи с этим процесс оценки эффективности и результативности проведенных проверок крайне затруднителен. На наш взгляд, практическое проведение анализа эффективности данных проверок позволит незамедлительно делать выводы о том, какой из двух видов проверок (камеральных или выездных) имеет более высокую эффективность, и, как следствие, увеличивать количество проводимых проверок с более высокой эффективностью.

Таким образом, можно сделать определенные выводы и разработать следующие направления повышения эффективности налогового контроля:

- необходимо принимать дополнительные меры по повышению качества контрольной работы в отношении налогоплательщиков, не представляющих в налоговые органы налоговую отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, а также, так называемых "фирм-однодневок", деятельность которых лежит в основе подавляющего большинства схем уклонения от налогообложения

- нужно    совершенствовать     законодательную     базу     осуществления

налогового контроля в России, планирование и проведения всех видов налоговых проверок, как основного вида налогового контроля

- следует внедрить дополнительные показатели оценки эффективности деятельности налоговых органов РФ, учитывающие затраченные трудовые и материальные ресурсы на проведение налогового контроля, а также использовать их для объективной оценки деятельности налоговых органов и стимулирования качества работы должностных лиц налоговых органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   Современные  тенденции изменения налогового  администрирования в РФ

 

2.1   Задачи налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе

 

Налоговый контроль должен стремиться к созданию совершенной системы налогообложения и достижению такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.

Вхождение России в систему «Интернет» и создание национальной электронной системы сбора и обработки данных облегчают проведение налогового контроля, поскольку существенно расширяется информационное поле о состоянии контроля на мировом уровне, становится доступными прогрессивные методы контроля и координация действий контроллеров разных стран.

Серьезную проблему для налогового контроля составляют межнациональные корпорации. Если между странами заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, то эти проблемы менее остры.

Содержание налогового контроля включает следующие задачи:

- проверку     выполнения    физическими     лицами   и   организациями

  обязанностей  по  исчислению  и  уплате налогов

 

- проверку     постановки      на      налоговый      учет     и      исполнение

  налогоплательщиками   связанных с ним   обязанностей

- проверку правильности ведения бухгалтерского  (налогового)  учета,

  своевременности      представления       налоговых       деклараций       и

  достоверности содержащихся в них сведений

- проверку соответствия крупных расходов физических лиц их доходам

- проверку    исполнения    налоговыми     агентами     обязанностей     по

  исчислению,   удержанию  у   налогоплательщиков   и   перечислению

  соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд)

  налогов и сборов

- проверку     соблюдения     налогоплательщиками  и    иными     лицами

  процессуального           порядка,           предусмотренного           налоговым

  законодательством

- проверку   соблюдения   банками    обязанностей,   предусмотренных

  налоговым  законодательством

- проверку правильности применения  контрольно-кассовых машин при

  осуществлении денежных расчетов с населением

- предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах

  и сборах

- выявление проблемных категорий налогоплательщиков

- выявление нарушителей налогового  законодательства  и  привлечения

  их к ответственности

- возмещение  материального   ущерба,   причиненного   государству   в

  результате        неисполнения       налогоплательщиками      (налоговыми

  агентами) и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым

  законодательством

 

 

 

 

2.2   Проблемы и недостатки налогового контроля

 

Высокие темпы развития рыночной экономики требуют создания соответствующей системы налогового администрирования, позволяющей успешно бороться с теневой экономикой, коррупцией, экономическими и налоговыми правонарушениями, обеспечивающей при этом эффективную реализацию функций налогов.

В России статьей 5 Конституции РФ установлена обязанность каждого выплачивать установленные налоги и сборы.

Сложившаяся к настоящему времени в России система налогового администрирования в силу своей бюрократической природы не успевает адекватно реагировать на изменения в реальном секторе экономики страны. Существующие формы и методы налогового контроля в современных условиях хозяйствования теряют свою эффективность. Реализация федеральной программы развития налоговых органов, сталкивалась с нехваткой кадровых, финансовых, методологических и технических ресурсов. При этом достижения теории и практики менеджмента и маркетинга в данной сфере государственного управления широкого применения не находят.

Уровень ответственности управленческих решений, принимаемых в направлениях развития налогового администрирования, определяется ценой возможных негативных последствий для бюджета и населения страны при наличии устойчивого отрицательного общественного мнения в отношении фискального характера системы.

Следует учитывать, что система налогового администрирования России находится на начальном этапе своего развития, когда не отработаны механизмы достижения поставленных задач и саморегуляции, не налажены информационные потоки, не хватает профессиональных кадров. Вместе с тем, непрерывный и динамичный процесс совершенствования, в соответствии с законами диалектики, должен обеспечивать стабильность и преемственность системы, своевременность качественных и количественных изменений, создание новых форм и методов налогового администрирования.

Таким образом, управление развитием системы государственного налогового администрирования требует взвешенного научного подхода, основанного на осмыслении исторического опыта, анализе современных тенденций в этой области, формулировании научно-обоснованных концепций развития и разработки эффективного механизма управления процессами изменений.

Улучшение налогового администрирования в настоящее время является важнейшей задачей налоговой реформы. Принципиальным недостатком начальной фазы организации деятельности налоговых органов является отсутствие цельной систематизированной концепции, увязывающей методологию налогообложения с организационным структурированием и технологией автоматизации.

На этапе становления налоговой системы России сформировалась централизованная вертикальная система налоговых органов с ярко выраженной специализацией по видам налогов в условиях отсутствия собственной инфраструктуры налоговых органов, экспоненциального роста числа объектов и субъектов налогообложения, высокой динамики изменений налогового законодательства и вырождения культурных традиций, связанных с уплатой налогов. Объективно новый уровень масштабов деятельности налоговых органов потребовал целенаправленного развития их инфраструктуры на основе типизации, унификации и стандартизации процедур налогового администрирования с использованием современных информационных технологий. В настоящее время для совершенствования налогового администрирования наиболее важными является решение следующих вопросов: реорганизации бизнес-процессов и создание полной организационно-технологической модели деятельности налоговых органов; модернизация системы учета налогоплательщиков и построение общегосударственной системы регистрации юридических лиц; применение экономико-математических и статистических моделей анализа и прогнозирования в налоговых органах; совершенствование системы учета платежей; централизация информации и обработки данных в налоговой системе; применение современных подходов к проектированию крупномасштабных автоматизированных информационных систем.

Информация о работе Современные тенденции изменения налогового администрирования в Российской Федерации