Совершенствоввание системы управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследование проблем и направлений по совершенствованию системы управления персоналом предприятия.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
исследование теоретических основ системы управления персоналом предприятия;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления персоналом
1.1 Понятие и особенности управления на современном этапе
1.2 Теоретические основы кадровой работы на предприятии
1.3 Теоретические основы руководства персоналом
2. Управленческо-экономический анализ деятельности ОАО "НИВА"
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Экономический анализ деятельности ОАО "НИВА"
2.2.1 Анализ абсолютных показателей деятельности предприятия за исследуемый период
2.2.2 Анализ уровня и динамики относительных показателей деятельности предприятия
2.3 Анализ кадров на объекте исследования
2.4 Анализ существующей структуры управления на объекте исследования
2.5 Анализ состояния кадровой работы в ОАО "НИВА"
3. Рекомендации по совершенствованию управления персоналом
3.1 Совершенствование организационной структуры управления объекта исследования
3.2 Разработка рекомендаций по мотивации персонала на ОАО "НИВА"
3.3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом в ОАО "НИВА"
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

совершенствоввание системы управления персоналом на примере ОАО НИВА.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

Кадровая политика, ориентированная  на будущее, предусматривает несколько  главных направлений реализации:

  • определение основных требований к персоналу с учетом прогноза внутренней и внешней ситуации, перспектив развития организации;
  • формирование новых кадровых структур и механизмов управления персоналом;
  • формирование концепции вознаграждения (компенсации) сотрудников в связи с намеченной стратегией бизнеса;
  • выбор путей привлечения, использования, сохранения и высвобождения кадров, помощь в трудоустройстве в случае массовых увольнений;
  • определение путей профессионального роста кадров, их обучения, повышения квалификации, переподготовки в связи с переходом к новым технологиям;
  • развитие социальных отношений, поддержание нормального морально-психологического климата в коллективе.

Задачи кадровой политики – направления кадровой работы, представление о целях работы с персоналом, конкретизированные с  учетом конкретных условий существования организации.

Основными элементами системы кадровой работы на предприятии является:

  • планирование трудовых ресурсов;
  • наем и отбор кадров;
  • адаптация и обучение персонала;
  • оценка трудовой деятельности;
  • оплата труда и социальное обеспечение работников;
  • продвижение, перемещение и увольнение сотрудников.

Кадровое планирование является составной частью стратегического  управления организацией, помогает определить стратегию, цели и задачи кадровой политики и способствует их достижению через  систему соответствующих мероприятий.

Цели кадрового планирования:

  • задачи (обеспечение необходимым количественным и качественным составом персонала в надлежащем месте и в надлежащее время, требуемым для достижения целей организации);
  • стратегия (основы стратегии организации, создание возможности должностного и профессионального продвижения работников, осуществление принципа эффективности индивидуального труда);
  • цели (определение конкретных целей каждого работника, вытекающих из кадровых задач и кадровой стратегии);
  • мероприятия (план мероприятий, способствующих реализации конкретных целей каждого работника).

При планировании набора сотрудников требуемых профессий  и квалификаций анализируются состояние  рынка труда и тенденции его  изменения в рассматриваемый  период. Большое внимание в кадровом планировании уделяется подготовке мероприятий по адаптации работников к складывающейся экономической ситуации и изменяющимся условиям труда. Кадровое планирование создает условия и предпосылки для профессионального и должностного продвижения сотрудников на основе определения перспективного пути перемещения кадров. Обязательным условием кадрового планирования является оценка затрат на формирование и поддержание штатов. Система использования штатов должна обеспечивать наибольшую отдачу на каждом рабочем месте, что достигается лишь в том случае, когда индивидуальные способности и склонности сотрудников полностью совпадают с предъявляемыми к ним требованиями. Этому способствует целенаправленное обучение и повышение квалификации. Особая роль отводится планированию штатов руководящих кадров.

Кадровое планирование осуществляет отдел кадров организации по информации, поступающей от структурных подразделений.

Необходимость в систематическом  кадровом планировании возрастает с  развитием организации, ростом объема инвестиций в расчете на одного работающего. На содержание кадрового планирования оказывают существенное влияние колебания товарного рынка, изменения структуры спроса на производимые товары и услуги. Планирование, в свою очередь, должно опережать изменения в жизненном цикле производимой продукции и воздействовать на техническое развитие производства.

Кадровое планирование может вытекать из сложившейся структуры производства и ориентироваться на заданную технологию. Однако при существенных изменениях в структуре товарного рынка, приводящих к диверсификации выпускаемой продукции, узкоспециализированный кадровый состав не способен оперативно отреагировать на изменения техники и технологии, что в ряде случаев тормозит модернизацию производства. По этой причине рекомендуется осуществлять кадровое планирование на стадии анализа инвестиций, ориентируясь на внедрение новых технологий.

Планирование качественного спроса ставит целью определение необходимого потенциала профессионально-квалификационной структуры кадров. При известной стратегии развития организации необходима увязка потребности в дополнительной рабочей силе с графиком ввода мощностей производства, т.е. разработка перспективы развития кадрового потенциала во времени.

Профессиональный отбор и прием  на работу являются необходимыми составляющими управления персоналом. Прием на работу предусматривает ряд действий, предпринимаемых организацией для привлечения кандидатов на вакантные рабочие места. При отборе и найме сотрудников основной задачей является комплектование штатов претендентами, деловые, морально-психологические и иные качества которых могли бы способствовать достижению целей организации.

Подбор персонала представляет собой единый комплекс и должен поддерживаться научно-методическим, организационным, кадровым, материально-техническим и программным обеспечением. Научно-методическое обеспечение обосновывает общую методологию отбора, научные принципы, методы и критерии, а также применяемый математический аппарат. Организационное обеспечение – это комплекс научно-обоснованных мероприятий, проводимых одновременно или последовательно на разных стадиях работы с целью сокращения сроков и повышения качества отбора. Кадровое обеспечение заключается в привлечении всех необходимых специалистов на различных этапах отбора: руководителей высшего звена и соответствующих подразделений, психологов, юристов, экономистов. Материально-техническое обеспечение включает в себя необходимое финансирование проводимых мероприятий и оснащение требуемой оргтехникой. Программное обеспечение служит для автоматизации некоторых процедур подбора кадров.

Научно-обоснованный подбор кадров позволяет избежать главной и широко распространенной ошибки – субъективной оценки кандидата, сильного влияния первого впечатления о человеке на последующее решение о приеме его на работу. Научно-методические принципы подбора кадров заключаются в:

  • комплексности – всестороннем исследовании и оценке личности (биографических данных, профессиональной карьеры, уровня профессиональных знаний, деловых и личных качеств, состояния здоровья и т.п.);
  • объективности – повторяемости результатов оценки личных качеств кандидата при повторном отборе;
  • непрерывности – постоянной работе по отбору лучших специалистов, формированию кадрового резерва на руководящие должности;
  • научности – использовании при подготовке и проведении отбора последних научных достижений и новейших технологий.

Прежде чем подобрать  кандидата на вакантную должность, необходимо детально и точно представить  его модель, т. е. составить профессиограмму  – перечень требований, предъявляемых  к кандидату данной профессии, специальности и должности. Для составления профессиограммы используют методы профессиографии – технологии изучения требований профессии к личностным качествам и психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека. Различают информационную, коррекционную, диагностическую и формирующую профессиографию.

Профессиографические  исследования проводят специалисты по заказу руководителей кадровых служб. Профессиограмма может быть общей или развернутой. Общая профессиограмма должна включать в себя следующие общие требования к личности кандидата:

  • пол, возраст, образование, развитость процессов внимания, памяти и мышления; устойчивость эмоционального состояния (эмоциональная уравновешенность, утомляемость, склонность к повышенной тревожности, агрессии или депрессии);
  • психофизиологические характеристики (темперамент, скорость реакции, потребность в общении и т.д.);
  • характеристики личности, проявляющейся в устойчивых чертах характера, привычках поведения, задатках и способностях;
  • деловые качества характера;
  • профессиональные и специальные знания;
  • умения и навыки;
  • общее состояние здоровья, устойчивость к профзаболеваниям.

Профессиография рекомендует  в процессе подбора персонала  производить оценку основных индивидуальных социально-психологических свойств личности с целью создания психологического портрета для прогнозирования поведения кандидата в определенной социальной среде.

Начиная производственную деятельность в организации, сотрудник  интересуется различными аспектами  сотрудничества, касающимися объема и времени взаимодействия, условиями  своего функционирования в организации, а также какими личными интересами он должен жертвовать, что даст ему взамен организация и т.п. Степень удовлетворенности сотрудника взаимодействием с организацией, его отношение к организации и личный вклад в ее деятельность определяются сочетанием личных и общественных интересов, установление и поддержание которых является одним из важнейших вопросов управления персоналом.

Производственная деятельность представляет собой процесс постоянного  взаимодействия сотрудника, с организационным окружением, т.е. с той частью персонала организации, с которой человек постоянно контактирует в свое рабочее время. Возможности адаптации человека в организационном окружении зависят как от характеристик этого окружения, так и от личных свойств сотрудника. Взаимодействие человека с организацией всегда выходят за рамки выполнения определенных работ на своем рабочем месте. Непонимание, противодействия и конфликты при взаимодействии с организационным окружением определяются, как правило, несовпадением основных ожиданий индивида и организации.

Сотрудник ожидает от организации удовлетворения от:

  • содержания, смысла и значимости работы;
  • оригинальности и творческого характера работы;
  • увлекательности и интенсивности работы;
  • степени независимости, прав и властных отношений на работе;
  • степени ответственности и риска;
  • престижности работы и социального статуса;
  • безопасности и комфортных условий работы;
  • признания и поощрения хорошей работы, заработной платы и премий;
  • социальной защищенности и других социальных благ;
  • гарантий роста развития;
  • дисциплины и других нормативов взаимоотношения;
  • конкретных лиц, работающих в организации.

Адаптация человека в  организации сопровождается необходимостью решения ряда сопутствующих проблем: коррекции и изменения поведения, изменения или модификации организационной структуры. Для успешного взаимодействия в организационном окружении каждый новый сотрудник должен изучить систему ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов, характерных для организации.

На этапе адаптации  сотрудника в новом организационном  окружении необходимо решить следующие основные задачи:

  1. скорректировать или разрушить прежние поведенческие нормы;
  2. заинтересовать сотрудника в работе;
  3. привить ему новые нормы поведения.

Эти задачи решаются одновременно и достигаются определенным приемом  наборов и методов. Для разрушения прежнего стереотипа поведения и повышения заинтересованности в работе следует ставить перед сотрудником такие задачи, которые развивают самостоятельность, требуют неординарных решений, а также действий и поведения, противоречащих ранее приобретенному опыту. Ускорение адаптации способствуют беседы с руководителем, а также объединение новичков в неформальные группы под покровительством кадровых сотрудников.

Получить высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди, которыми вы руководите, обладают знаниями, умениями и соответствующим настроением, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными и результативными. Когда подходящие люди приняты на работу, обучение становится основным фактором, обеспечивающим развитие их умений, навыков и установок, необходимых для хорошего выполнения работы.

Обучение является чем-то внешним по отношению к основной функции организации, наоборот, оно играет объединяющую роль в достижение организацией основных стратегических целей. Так как практически каждая организация действует в быстро меняющихся условиях, умения и знания людей, необходимые им в их деятельности, также меняются, причем все более быстрыми темпами. Образование и обучение в наши дни должно быть непрерывным. Не случайно управление обучением подчиненных занимает все большее место в работе большинства линейных менеджеров. Ведь только линейный менеджер может располагать детальными знаниями о меняющихся требованиях, предъявляемых к выполняемой работе, а также о навыках, требующихся каждому подчиненному.

Это не означает, что специалисты  по обучению становятся лишними. Рост потребности в обучении в современном  мире, расширение как областей, в  которых обучение необходимо, так  и способов, с помощью которых  оно приводится, – все это приводит к тому, что именно специалисты играют главную роль в процессе обучения. Однако они вряд ли смогут успешно справится с этой ролью, если будут действовать изолированно от линейных менеджеров. В дополнение к специалистам по обучению работающим в Вашей организации (или в место них, если организация их не имеет), может потребоваться привлечение внешних специалистов по обучению – консультантов или работников учебных заведениях.

С учетом вышесказанного можно установить требования к процессу обучения. Линейный менеджер совместно со специалистом по обучению обязан после определения соответствующих требований обеспечить необходимую организацию процесса обучения, а также контроль его эффективности.

Информация о работе Совершенствоввание системы управление персоналом