Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:47, контрольная работа
Данная тема весьма актуальна в современных условиях. Обеспечение национальной безопасности – это первостепенная задача любого государства. Для выполнения этой крайне важной задачи, любое государство создает специальные органы – спецслужбы.
Современные проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно - правовом и административно - правовом аспектах обеспечения национальной безопасности нашего государства.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3
1. Органы обеспечения государственной безопасности……………………………………………………………………………….. 5
1.1. Место ФСБ в системе обеспечения национальной безопасности РФ……………………………………………………….. 5
1.2. Структура и полномочия ФСБ ………………………………………………………………………………………………………………..9
2. Некоторые особенности государственного управления органами обеспечения безопасности, в контексте концепции национальной безопасности России …………………………………………………………………………………………..11
2.1. Характеристика системы обеспечения национальной безопасности РФ …………………………………………………11
2.2. Место главы государства в системе субъектов обеспечения безопасности государства …………………………13
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы ………………………………
Деятельность органов
2. Некоторые особенности государственного
управления органами обеспечения безопасности,
в контексте концепции национальной безопасности
России
2.1. Характеристика системы обеспечения национальной безопасности РФ
Закон РФ "О безопасности" вводит
такую категорию, как "жизненно важные
интересы личности, общества и государства";
определяет безопасность как "состояние
защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз";
признает основными объектами
Концепция национальной безопасности Российской Федерации вводит такие социально - правовые категории, как "национальная безопасность Российской Федерации" и "национальные интересы".
Под национальной безопасностью Концепция понимает "безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации".
Согласно Концепции
Открытый перечень сфер национальной безопасности, установленный Концепцией, создает правовые предпосылки для формирования самостоятельных, обособленных административно - правовых институтов национальной безопасности России.
Действующие федеральные законы и
ведомственные нормативные
Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляется наиболее эффективным и имеющим долгосрочную перспективу средством административно - правового регулирования отношений безопасности.
Во-первых, она продолжает процесс, начатый Законом "О безопасности" и Конституцией РФ, органически соединяет, детализирует и конкретизирует нормы Закона "О безопасности" (1992 г.) и нормы Конституции РФ (1993 г.), а также нормы федеральных законов, регулирующих административно - правовые отношения в отдельных сферах национальной безопасности.
Во-вторых, Концепция является достаточно
гибким, реально действующим
В-третьих, Концепция утверждена Президентом РФ, уполномоченным руководить системой обеспечения национальной безопасности России, и поэтому является нормативным правовым актом, призванным консолидировать органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан.
Несомненным достоинством Концепции является закрепление и разделение национальных интересов личности, общества и государства в соответствии с Конституцией РФ; нормативное закрепление основных задач и функций органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности; разделение национальной безопасности на сферы; определение полномочий по обеспечению национальной безопасности Президента РФ, Правительства РФ, Совета безопасности РФ, Федерального Собрания РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Отмечая особые юридические свойства и достоинства Концепции, необходимо в то же время отметить и факторы, ослабляющие действие Концепции.
Во-первых, разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Концепция формально не разграничила понятия личной, общественной и государственной безопасности. Как отмечалось, Конституция РФ однозначно относит общественную безопасность к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а безопасность граждан и государства рассматривает в качестве критериев ограничения для основных прав и свобод.
Во-вторых, устанавливая сферы национальной безопасности, Концепция не распределила данные сферы между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления применительно к разделению предметов ведения Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, проведенного Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления" (с последующими изменениями и дополнениями). К примеру, ст. 6 названного Федерального закона среди предметов ведения местного самоуправления устанавливает обеспечение противопожарной безопасности, участие в охране окружающей среды.
В-третьих, несмотря на то что действующее законодательство предусматривает применение административно - правовых и уголовно - правовых средств по обеспечению безопасности, Концепция не проводит разграничения между административно - правовым и уголовно - правовым обеспечением национальной безопасности. Скажем, путем анализа действующего законодательства, регулирующего отношения безопасности, можно выделить нормы уголовного права, составляющие средства уголовно - правового обеспечения национальной безопасности (раздел IX УК РФ "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка"), а также административно - правовые нормы, являющиеся средством административно - правового обеспечения национальной безопасности.
В-четвертых, Концепция устанавливает
взаимную связь органов государственной
власти по обеспечению национальной
безопасности, закрепляет статус Президента
РФ, Правительства РФ, Совета безопасности
РФ, других государственных органов,
но не дает определения системы
В-пятых, в ряде случаев Концепция закрепляет нормы, реализация которых весьма затруднена в силу их декларативного содержания. Так, из анализа ее нормы, уполномочивающей федеральные органы исполнительной власти разрабатывать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и представлять такие акты Президенту РФ и Правительству РФ, не ясно, в каких сферах национальной безопасности федеральные министерства и ведомства уполномочены разрабатывать нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности и какова процедура представления указанных актов Президенту и Правительству РФ.
Наконец, обращает на себя внимание тот
факт, что в Концепции не обозначены
функции судов и органов
Перечисленные факторы, снижающие
действие Концепции, могут быть устранены
путем внесения соответствующих
корректив указом Президента РФ. Они
позволят систематизировать и
2.2. Место главы государства в системе субъектов обеспечения безопасности государства
Как глава государства Президент
РФ не включен в систему разделения
властей. В соответствии со ст. 80 Конституции
РФ Президенту принадлежит право
определять основные направления внутренней
и внешней политики государства,
в том числе в области
Вместе с тем наличие у
главы государства упомянутой функции
не означает, что он должен принимать
решения или нести
Конституция России (ч. 2 ст. 80) закрепляет функцию главы Российского государства "принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности". В целях реализации указанной функции Президент России обязан проводить соответствующие мероприятия по обеспечению обороноспособности страны и оказанию отпора вооруженной агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, предотвращению вооруженных конфликтов, направленных против России.
Поскольку защита Отечества
является общегосударственной задачей,
делом всего народа, в таких
мероприятиях обязаны принимать
участие в соответствии с Федеральным
законом все органы государственной
власти России, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, организации,
должностные лица и граждане России.
Особое правовое положение главы
Российского государства в
О компромиссном характере формулировки ст. 10 Основного Закона России о сочетании единства власти с ее разделением можно говорить только в случае рассмотрения единства власти с точки зрения ее концентрации в руках одного органа государственной власти России, и он полностью исключается в случае рассмотрения такого единства на уровне народовластия прямого или представительного. В основе демократического единства государственной власти в Российской Федерации лежат положения ст. 3 Конституции России о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Свою волю на предоставление главе Российского государства, Государственной Думе властных полномочий в области обороны народ выражает в ходе референдума и выборов, которые составляют основу легитимности президента и парламента.