Самостоятельная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 06:51, практическая работа

Краткое описание

Государственное управление нуждается в правовой организации и оформлении. Такая необходимость предопределяется многими факторами, в числе которых можно назвать, прежде всего, прямое отражение в этой деятельности государственных интересов. Правовая форма придаёт им официальный характер, непосредственно воплощает их в обязательных в масштабе организованного общества предписаниях нормативного и индивидуального характера.

Содержание

8. Понятие административного права как науки и отрасли российского права.
9. Общественные отношения, регулируемые административным правом.
10. Место административного права в правовой системе РФ.
1. Дайте понятие административного правонарушения. Каковы его основные признаки?
3. Какие критерии (смягчающие и отягчающие вину обстоятельства) предусматриваются законодательством РФ при наложении административных взысканий?

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 58.74 Кб (Скачать файл)

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию и по нему не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Данный перечень является исчерпывающим, расширенному толкованию правоприменителем не подлежит и претерпел некоторые изменения по сравнению с аналогичным перечнем в ранее действующем КоАП РСФСР 1984 г. Так, в частности, совершение административного правонарушения лицом, ранее совершившем преступление, уже не указывается законодателем в качестве отягчающего ответственность обстоятельства.

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, следует рассматривать как нежелание лица отказаться от противоправного поведения (которое, впрочем, могло быть и по незнанию закона, хотя это и не освобождает от ответственности), в силу чего законодатель и признал это обстоятельство отягчающим административную ответственность. Отказ подчиниться официальному требованию представителя власти или иного уполномоченного на это должностного лица (в обязанности которого входит осуществление надзора за соблюдением определенных правил) свидетельствует о недисциплинированности (а иногда даже – об агрессивности правонарушителя), о его явном неуважении к установленному правопорядку и совершении противоправных действий сознательно (т. е. умышленно). Причем это обстоятельство может выступать в качестве отягчающего административную ответственность только тогда, когда невыполнение законных требований и распоряжений уполномоченных на это лиц не характеризуют объективную сторону какого-либо самостоятельного административного правонарушения (например, ст. 12.25 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение требования сотрудника милиции о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства; ст. 18.7 КоАП РФ – за неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ; и др.).

Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию и по нему не истек предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, также является отягчающим административную ответственность обстоятельством, поскольку повторность свидетельствует об устойчивости противоправного поведения нарушителя и о его упорном нежелании выполнять установленные в обществе правовые нормы. Причем повторность будет отягчать ответственность только за совершение однородного административного правонарушения (например, повторное нарушение правил дорожного движения, таможенных правил и пр.). В случае же, когда лицо ранее привлекалось к ответственности за нарушение правил дорожного движения, а затем в течение года нарушило еще и режим Государственной границы РФ, то повторности, как отягчающего ответственность обстоятельства, здесь уже не будет.

Следует также сказать, как справедливо отметила М.П. Авдеенкова, что положение КоАП РФ о повторности как отягчающем административную ответственность обстоятельстве будет «работать» только там и тогда, где и когда ведется учет совершенных административных правонарушений по лицам23.

Значительно повышается степень вины и тем самым отягчается административная ответственность взрослого правонарушителя, если он вовлекает в правонарушение несовершеннолетнего. Причем ответственность за это усиливается вне зависимости оттого, в какой форме такое вовлечение осуществлялось – путем обмана, уговоров, угроз, использования зависимого положения или пр.

Однако, как и в случае с продолжением противоправного поведения несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, вовлечение в совершение правонарушения несовершеннолетнего может рассматриваться только тогда, когда такое вовлечение не характеризует объективную сторону конкретного административного правонарушения (в частности, вовлечения несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ – ст. 6.10 КоАП РФ).

Совершение правонарушений группой лиц традиционно считается более опасными видами противоправных деяний и свидетельствуют об определенной организации девиантного поведения, об объединении усилий нескольких лиц для достижения противоправного результата, в силу чего и рассматриваются как отягчающее ответственность обстоятельство, как в уголовном, так и в административном праве. В то же время характер и размер ответственности этих лиц должны определяться с учетом требований принципа индивидуализации административной ответственности в зависимости от степени участия каждого из них в совершении правонарушения.

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах представляет повышенную общественную опасность, поскольку осложняет правоохранительным органам возможность поддерживать общественный порядок и в должной мере противодействовать противоправному поведению. При таких обстоятельствах люди нередко оставляют свои дома и имущество без присмотра, система государственного управления претерпевает определенного рода сбои, в силу чего совершение административных правонарушений в таких ситуациях и признано в качестве отягчающего ответственность обстоятельства. Более того, совершение правонарушений в таких условиях свидетельствует и об определенной социальной установке правонарушителя как личности, и это также следует учитывать при вынесении административного наказания.

Что же касается совершения административного правонарушения в состоянии опьянения как отягчающего административную ответственность обстоятельства, то, во-первых, в ст. 4.3 КоАП РФ указано, что судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения, могут не признать данное обстоятельство отягчающим ответственность (т. е. состояние опьянения является факультативным (необязательным) в списке отягчающих административную ответственность обстоятельств), а во-вторых, как и другие, данное обстоятельство не может учитываться как отягчающее в случае, если оно предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами Особенной части КоАП РФ (например, ст. 11.9 «Управление судком судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения», ст. 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» и др.)24.

1 См.: Общее административное право: учеб. Воронеж, Изд-во ВГУ, 2007. С. 43; Дмитриев Ю. А., Евтеева А.А., Петров С. М. Административное право: Учеб. М., Изд-во ЭКСМ, 2005. С. 10; Советское административное прав. Государственное управление и административное право. М.: Юрид. лит., 1978. С. 62. 

2 См.: Общее административное право: учеб. Воронеж, Изд-во ВГУ, 2007. С. 43.

3 См.: Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 76-77.

4 См.: Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. М. Административное право. М.: Норма, 2004. С. 23.

5 См., например: Сорокин В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 2002; Салишева Н.  Г.  Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Саратов, 1999 и   др. 

6 См., например: Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права Российской Федерации. В 3-х ч.: Учеб. для вузов. М. ,  2003. С.  52-55. 

7 См.: Дмитриев Ю. А., Евтеев А. А., Петров С. М. Административное   право: Учеб.  М., Изд-во   ЭКСМО, 2005.  С. 54. 

8 См.: Бахрах Д. М. Административное право России. М., Норма, 2001. С. 27; Конин Н. М.   Административное право России. Общая и Особенная части: курс лекций. М., Юрист, 2004. С. 59; Общее административное право: Учеб. /под ред. Ю. Н. Старилова/ Воронеж. Изд-во ВГУ, 2007. С. 63; Дмитриев Ю. А., Евтеев А. А., Петров С. М. Административное   право: Учеб.  М., Изд-во   ЭКСМО, 2005.  С.   55.

9 См.: Манохин В.М. Административное право России: Учебник. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. С. 25-26; Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2008. С. 85 и др.   

10 См.:  Общее административное право: Учеб.  Воронеж, Изд-во ВГУ, 2007. С.  56-2.

11 Там же

12 См.:  Советское административное право.  Государственное управление и административное право.  М., Юрид. лит., 1987. С. 85.

13 См.:  Тихомиров Ю. А.  Административное право и процесс. Полный курс. М., Изд-во Тихомирова М. Ю., 2008. С.  97. 

14 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - Юристъ, 2011. С. 90-93.

 

15 См.: Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. - Под ред. В.В. Черникова, Ю.П. Соловья. М.: Юрайт, 2011. С. 180-183.

16 См.: Колесникова Е.А. Административное право. – Ростов н /Д: «Феникс», 2011. С. 118-119.

17 См.: Дмитриев Ю.А. Административное право. – М.: Эксмо, 2011. С. 70-74.

18 См.: Ефремова О.Н. Понятие административной ответственности // "Административное право", 2008, № 4. С. 12-15.

19 См.: Попов Л.Л., Овсянко Д.М. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2011. С. 120-123.

20 См.: Трегубова Е.В. Правовой запрет в механизме реализации административной ответственности // "Административное и муниципальное право", 2009, № 10. С. 20-23.

 

21 См.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 2011. С. 180-182.

22 См.: Родионова Е.В. Административная ответственность // "Транспортное право", 2007, № 3. С. 14-16.

 

23 См.: Авдеенкова М.П. Особенности развития административно-правовой ответственности в российском праве // «Современное право», 2008, № 3. С. 8-10.

24 См.: Алехин. А П. Административное право Российской Федерации. Учебник М., 2011. С. 234-236. 


Информация о работе Самостоятельная работа по "Административному праву"