Самостоятельная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 06:51, практическая работа

Краткое описание

Государственное управление нуждается в правовой организации и оформлении. Такая необходимость предопределяется многими факторами, в числе которых можно назвать, прежде всего, прямое отражение в этой деятельности государственных интересов. Правовая форма придаёт им официальный характер, непосредственно воплощает их в обязательных в масштабе организованного общества предписаниях нормативного и индивидуального характера.

Содержание

8. Понятие административного права как науки и отрасли российского права.
9. Общественные отношения, регулируемые административным правом.
10. Место административного права в правовой системе РФ.
1. Дайте понятие административного правонарушения. Каковы его основные признаки?
3. Какие критерии (смягчающие и отягчающие вину обстоятельства) предусматриваются законодательством РФ при наложении административных взысканий?

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 58.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

по дисциплине: Административное право

тема: Задачи

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент

Направление Юриспруденция

Профиль Гражданско-правовой

группа ЮР-

Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

 

Задание №1.

8.Понятие  административного права как  науки и отрасли российского  права.

9. Общественные  отношения, регулируемые административным  правом.

10. Место  административного права в правовой  системе РФ.

 

Понятие административного права как науки и отрасли российского права

Государственное управление нуждается в правовой организации и оформлении. Такая необходимость предопределяется многими факторами, в числе которых можно назвать, прежде всего, прямое отражение в этой деятельности государственных интересов. Правовая форма придаёт им официальный характер, непосредственно воплощает их в обязательных в масштабе организованного общества предписаниях нормативного и индивидуального характера.

Тем самым, господствующая в обществе воле материализуется в конкретной форме общественной жизни: в праве находит своё выражение государственная воля. Следовательно, правовое регулирование управленческих отношений, в конечном счёте, подчиняет их воле и интересам государства, способствует своими специфическими средствами развитию их в направлении, соответствующем перспективам развития российского общества.

Не менее важное значение имеют и другие факторы: представительство государства в сфере управления в лице многочисленных, различных по своему назначению и месту в официальной иерархии субъектов – органов государственного управления и отдельных должностных лиц; активное участие в управленческих отношениях граждан и негосударственных организаций; исключительно широкий круг общественных отношений, возникающих в сфере осуществления исполнительной власти.  

Правовая регламентация в этих условиях призвана создать и обеспечить прочный правовой режим, в рамках которого, организуется и осуществляется исполнительная деятельность, складываются и развиваются управленческие отношения, определяются обязанности и правомочия их участников. Правовая форма связей в сфере государственного управления в сфере государственного управления является; таким образом, важнейшим условием эффективного функционирования всей его системы. 

Отдельные стороны деятельности участников процесса управления испытывают на себе регулятивное воздействие норм различных отраслей российского права (в частности конституционного, муниципального, трудового). Но это воздействие не касается главного: собственно исполнительно распорядительной деятельности и связанных с нею управленческих отношений. Такую специальную задачу призвано реализовать административное право – самостоятельная отрасль российского права, имеющая свой специфический предмет регулирования.

Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью; входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. Предмет административного права – правоотношения в сфере исполнительной власти, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно правовыми нормами.

Осветить весь комплекс отношений, находящихся в сфере влияния норм административного права, практически невозможно. Не случайно административное право обладает наиболее обширной из всех отраслей права, плохо поддающейся систематизации и вследствие этого явно недостаточно исследованной особенной частью. Более того, анализ системы административного законодательства также весьма затруднителен, поскольку круг источников административного права определить крайне трудно, а назвать хотя бы их приблизительное число и вовсе не представляется возможным.

Между тем выявление предмета административного права достаточно актуально, поскольку предмет определяет распространение на те или иные отношения административно-правового воздействия, каждое, как мы увидим из дальнейшего, отличается значительным своеобразием и сопряжено с возможностью правомерного ограничения некоторых прав и свобод, закреплённых конституцией.

Отправляясь от данного выше наиболее общего предмета административного права можно наметить круг наиболее типичных управленческих отношений, подпадающих под административно правовое регулирование в административно-правовой литературе1 эти отношения группируются по различным основаниям. В частности, привлекает внимание классификация этих отношений, данная Ю.Н. Стариловым:

1. В зависимости  от субъектов управленческих  отношений он выделяет следующие  их виды:

а) между вышестоящими и нижестоящими субъектами исполнительной власти, находящимися на различных организационно-правовых уровнях;

б) между субъектами исполнительной власти, не связанными отношениями подчинённости (например, между двумя министерствами РФ);

в) между органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

г) между органами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

д) между органами исполнительной власти, осуществляющими функции надведомственного характера (стандартизация, статистика, метрология, сертификация, государственная отчётность, контроль и надзор) и государственными предприятиями;

е) между органами исполнительной власти и организациями негосударственной формы собственности (общественными, коммерческими, муниципальными);

ж) между исполнительными органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями;

з) между исполнительными органами местного самоуправления и коммерческими и некоммерческими организациями;

и) между органами исполнительной власти и гражданами;

к) между исполнительными органами местного самоуправления и гражданами2. 

2. Применительно  к направлениям административной  деятельности выделяются следующие  группы управленческих отношений:

а) связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;

б) связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительного и распорядительного характера;

в) связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчинённых или подконтрольных объектов;

г) связанные с осуществлением юрисдикционной деятельности. 

  1. По объёму административной деятельности можно выделить управленческие отношения: 

а) в сфере общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);

б) в сфере специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);

в) в сфере отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

  1. По областям административной деятельности выделяются управленческие отношения: 

а) в области управления экономикой;

б) в области управления социально-культурной деятельностью; 

в) в области управления административно-политической деятельностью. 

Таковы основные виды общественных отношений, составляющие предмет административного права. Их перечень, доступный и более углублённой классификации, свидетельствует об охвате административно-правовыми средствами регулирования разнообразных, широких общественных связей.

Обобщая вышесказанное, можно дать определение предмета административного права. Это система общественных отношений, складывающаяся в сфере публичного управления по исполнению законов и подзаконных актов и направленных на достижение социально-полезных целей.

 

Метод административного права

Административное право свою регулятивную функцию осуществляет определенным только присущим ему методом воздействия на общественные отношения. Сущность метода обуславливается содержанием государственно-управленческой деятельности и предметом административного права.

Административное право относится к тем немногим отраслям, которые имеют свой собственный метод правового регулирования, зачастую заимствуемый вновь выделяющимися современными отраслями бурно развивающегося российского права в так или иначе изменённом виде. 

Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты неравны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого неравенства административное право не может и не стремиться устранить. Воспринимая его как объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство. 

Таким образом, административно-правовой метод в значительной степени связан с властной природой государственного управления, предопределяющей неравенство сторон регулируемых общественных отношений: одна сторона может приказывать другой. Властность объективно присущая управлению влечёт как следствие и как одно из своих проявлений подчинённость одной стороны другой. Естественно, что такой стороной является тот или иной субъект (орган) исполнительной деятельности, реализующий принадлежащие ему полномочия государственно-властного характера. Отсюда, – метод властных предписаний, отношение власти и подчинения, для которых характерно решение вопросов по воле одной стороны.  

Для понимания формулы (власть – подчинение), необходимо уяснить её юридическое содержание. Являясь выражением властности управления, она в юридическом смысле означает не что иное, как то, что одна сторона в управленческих отношениях юридически властна, а другая юридически подвластна. В широком смысле слова это вовсе не означает обязательного организационного подчинения одной стороны другой, хотя и таковая часто имеет место. Речь идёт фактически о соответствующем распределении полномочий по решению вопросов, возникающих в процессе осуществления функций государственного управления. Если в отношениях, регулируемых с помощью гражданско-правового (диспозитивного) метода, они решаются равноправными сторонами на началах взаимного волеизъявления, то в сфере действия административного права – на основе одностороннего волеизъявления субъекта управления, в котором выражается его воля, производная от воли государства, от имени которого данный субъект выступает. 

Следовательно, властность административно-правового метода регулирования общественных отношений выражается не столько в подчинённости одной стороны другой, сколько в односторонности и юрисдикционной обязательности предписания соответствующего субъекта управления. Односторонность юридического воздействия как форма выражения властности, конечно проявляется неодинаково в различных вариантах конкретных взаимосвязей субъекта и объекта управления. По отношению к предприятиям и учреждениям государственной формы собственности – это императив, приказ, прямое распоряжение, по отношению к организации другой формы собственности (частным, общественным, муниципальным) – административно-правовое регулирование.

Во взаимоотношениях органов государственного управления (должностных лиц) с гражданами подчинённость последних в организационном (административном) смысле, разумеется, отсутствует. “Подвластность” в данном случае выражается в том, что соответствующий субъект государственного управления, и только он, может решить самостоятельно и юридически властно тот вопрос, в котором заинтересован гражданин. У гражданина нет, и не может быть полномочий по решению соответствующих вопросов. Государство определяет порядок их решения (например, по заявлениям, ходатайствам, жалобам граждан) и тот официальный государственный орган, которому предоставляются необходимые юридически властные полномочия. Именно поэтому граждане обращаются с жалобами, заявлениями в указанный орган. Последний руководствуясь законом, принимает необходимые решения, юридически обязательные как для граждан, так и для органов государственного управления (должностных лиц). Следовательно, удовлетворение законных притязаний граждан зависит от одностороннего юридически обязательного волеизъявления органа государственного управления.

Таким образом, властность и односторонность в подобного рода, отношениях выражается в том, что устанавливаются соответствующие юридические правила, на основе которых принятие официальных (правовых) решений по заявлениям граждан отнесено к компетенции только органов государственного управления (должностных лиц). Конечно, в соответствии с требованиями закона соответствующие органы (должностные лица) обязаны удовлетворять законные требования граждан: эти органы и граждане в равной степени подчинены закону, который определяет именно такой порядок их удовлетворения. Но решение по заявлению выносит окончательно, односторонне и юридически властно именно орган государственного управления – это его односторонние функции в силу закона. 

В других случаях органы государственного управления устанавливают в одностороннем порядке юридически обязательные правила поведения, которыми призваны руководствоваться и граждане (санитарно-гигиенические, правила паспортного режима, дорожного движения, противопожарной безопасности и др.). Здесь также проявляется юридическая подвластность граждан, их «подчинённость» волеизъявлениям субъектов государственного управления.

Информация о работе Самостоятельная работа по "Административному праву"