Самостоятельная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 06:51, практическая работа

Краткое описание

Государственное управление нуждается в правовой организации и оформлении. Такая необходимость предопределяется многими факторами, в числе которых можно назвать, прежде всего, прямое отражение в этой деятельности государственных интересов. Правовая форма придаёт им официальный характер, непосредственно воплощает их в обязательных в масштабе организованного общества предписаниях нормативного и индивидуального характера.

Содержание

8. Понятие административного права как науки и отрасли российского права.
9. Общественные отношения, регулируемые административным правом.
10. Место административного права в правовой системе РФ.
1. Дайте понятие административного правонарушения. Каковы его основные признаки?
3. Какие критерии (смягчающие и отягчающие вину обстоятельства) предусматриваются законодательством РФ при наложении административных взысканий?

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 58.74 Кб (Скачать файл)

Нормы, регулирующие систему административных актов, административный процесс, административно-правовое принуждение обслуживают многие отрасли права. Последние используют административно-правовые понятия органа исполнительной власти, административной ответственности, административного наказания.  

Система административного права помогает правильному пониманию содержание соответствующих административно-правовых норм, способствует решению задачи их унификации и кодификации.  

 

Место административного права в правовой системе Российской Федерации

 

Административное право, сохраняя свою самобытность, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права.  

Наиболее тесная связь наблюдается между административным и конституционным (государственным правом), которое составляет основу всех отраслей российского права, включая и административное. Предметом конституционного права служат, прежде всего, общественные отношения, связанные с осуществлением представительной власти, деятельностью органов власти, реализацией избирательной системы, конституционного статуса граждан Российской Федерации.  Его нормы (конституционные положения) закрепляют место государственного управления в системе государственного механизма, основы их взаимоотношений, с органами власти, правосудия и прокуратуры, важнейшие принципы их формирования и деятельности. Следовательно, они служат исходным началом для норм административного права, регулирующих повседневную и многообразную исполнительно-распорядительную деятельность органов государственного и муниципального управления, содержание которой состоит в непосредственном руководстве хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. В нормах административного права развиваются и детализируются положения Конституции Российской Федерации и других источников конституционного права применительно к функционированию исполнительных органов. 

Конституционное право, вместе с тем, имеет своим предметом общественные отношения, складывающиеся за рамками исполнительной деятельности, в частности, связанные с организацией и деятельностью органов государственной власти, с избирательной   системой, с основными правами и свободами российских граждан и т.  п.  

Административное право регулирует ряд подобных отношений в тех случаях, когда требуется конкретизация норм конституционного права.  Например, Конституция РФ закрепляет основы правового   положения личности во всех областях жизни общества.  Административное право также определяет правовой статус граждан, но только в сфере государственного управления и на основе соответствующих конституционных норм.  Административно-правовое регулирование обеспечивает реальность конституционных прав и свобод граждан.  Так, органами государственного управления оформляются отношения, связанные с реализацией трудовых, социальных и других конституционных прав. Следовательно, в процессе государственного управления создаются необходимые условия для реализации принадлежащих гражданам прав и свобод. В равной мере сказанное относится и к обязанностям граждан установленным Конституцией РФ.  

Таким образом, существует как тесная связь конституционного и административного права, 

Так и предопределённость в ряде случаев административно-правового регулирования общественных отношений нормами конституционного права.

Достаточно глубокие взаимосвязи можно обнаружить между административным правом и муниципальным правом. В предмет муниципального права входят отношения в области местного самоуправления. Отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти невозможно не только с теоретической точки зрения, но и с практической. В пользу относительности разделения исполнительной власти на государственную и муниципальную свидетельствует следующее:

- местное самоуправление (муниципальное управление) представляет собой одну из форм демократии, т. е. способ формирования власти в государстве путём народного волеизъявления;

- термин «местное самоуправление» включает понятия «управление» и «местное», указывая таким путем на его, главным образом, управленческую сущность;

- местное самоуправление реализует важнейшие управленческие функции посредством специальных муниципальных органов, имея те же практически цели, что и государственное управление;

- муниципальное право регулирует отношения в сфере публичного управления, т. е. управление, осуществляемое муниципальным образованием в лице органов управления, должностных лиц и муниципальных служащих.  Субъекты муниципального управления используют традиционные для административного права механизмы, методы, формы и средства управления; 

- органы местного самоуправления обладают административной правосубъектностью, т. е. установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцией. Должностные лица и муниципальные служащие имеют соответствующее правовое положение, традиционный набор полномочий, прав, обязанностей, запретов, ограничений и ответственности; 

- органы местного самоуправления реализуют отдельные государственные полномочия, 

Которыми они могут наделяться10.  

Таким образом, административное право, изучая различные аспекты проблемы управления, включает в предмет своих исследований и такой вид социального управления, как местное самоуправление. 

«Изучение местного самоуправления, как справедливо считает Ю. Н. Стрелов, – это логическое продолжение анализа более обширной темы управления, организации и сущности государственной власти в Российской Федерации, построения исполнительной власти и осуществления её функций, а также децентрализации управления»11.

Административное право весьма тесно соприкасается с гражданским правом, так как обе отрасли регулируют отношения имущественного характера. Однако, нормы гражданского права относятся к имущественным отношениям, в которых стороны равноправны (например, нормы, регулирующие договор поставки продукции), а нормы административного права – к имущественным отношениям, базирующимся на административном подчинении одной стороны другой. В последнем случае орган государственного управления не рассматривается в качестве юридического лица, участвующего в гражданско-правовых отношениях. Он воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые в его распоряжении. Например, на основе нормативного акта регионального исполнительного органа в сфере образования может быть осуществлена безвозмездная передача зданий, сооружений, оборудования из одного подведомственного этому органу учебного заведения другому. Имущественная база возникших здесь отношений бесспорна. Но одновременно организация, передающая указанные объекты, является подчинённой органу государственного управления образованием. На основе его акта у неё возникает административно-правовая, а не гражданско-правовая обязанность, связанная с передачей имущества. Налицо, следовательно, управленческие отношения имущественного характера.  Оно регулируется не на началах равенства сторон, а путём властного распоряжения полномочного органа управления. В подобных отношениях есть и гражданско-правовые элементы, так как организации, между которых происходит процесс передачи имущества, причём обособленного, конечно, выступают одновременно и в качестве равноправия юридических лиц: охрана их имущественных прав осуществляется в гражданско-правовом порядке. Налицо, слияние административно-правовой и гражданско-правовой обязанностей12.

Основными институтами, в которых прослеживается взаимосвязь административного и гражданского права являются: государственная регистрация юридических лиц; лицензирование, возмещение ущерба, причинённого незаконными действиями должностных лиц; публичный договор. Административно-правовые институты включают нормы права, устанавливающие возможность применения к субъектам гражданского права административно-властных методов, т. е. имущественные отношения   испытывают на себе властно-распорядительный и императивно регулирующей потенциал административно-правового регулирования. По мнению Ю. А.  Тихомирова, административное право нужно рассматривать как одну из гарантий реализации гражданско-правовых норм 13. 

Таможенное право, которое регулирует отношения в области таможенного дела, использует методы административно-правового регулирования и административные процедуры. Основными сферами правового регулирования отношений в области таможенного дела являются: отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; отношения, возникающие в процессе таможенного контроля; отношения, появляющиеся в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц; отношения по установлению и применению таможенных режимов; отношения по установлению, ведению и взиманию таможенных платежей.  

Определённые связи имеются у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Нормы трудового права определяют статус государственных служащих как участников трудового процесса. Что же касается норм административного права, то они регулируют государственно-служебные отношения, в частности, условия поступления на государственную службу, порядок её прохождения, правила пользования служебными документами, полномочия должностных лиц по организации трудового процесса и т. д. 

Отношения между администрацией и имеющимися в организации профсоюзами также регулируется и трудовым, и административным правом. Если они возникают по поводу, например, заключения коллективного договора, установления заработной платы, очерёдности ежегодных отпусков и т.  п., то такие отношения составляют предмет регулирования трудового права.  Иной характер имеют   отношения между указанными сторонами по вопросам организации производства и труда, разработки планов развития данной организации. Они имеют организационный, управленческий характер, а потому регулируются нормами административного права.

Много точек соприкосновения у административного права с финансовым, которое регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансово-кредитной деятельности российского государства. Для регулирования этих отношений используется административно-правовой метод. Однако финансовое право признано самостоятельной отраслью, так как регулирование привлечённых денежных средств, их распределение и использование в государственных интересах имеет большое значение и отличается специфическими особенностями. То же самое характерно и для соотношения административного права с земельным, нормы которого посредством административно-властного метода регулирующие отношения между государством-собственником и её пользователями в своей совокупности выделены в самостоятельную отрасль.   

Содержание норм административного права об ответственности за административные правонарушения соприкасаются с рядом норм уголовного права. Так, административным правом определяются основания административной ответственности должностных лиц, а уголовным правом – уголовная ответственность за должностное преступление. Отграничение административного права от иных, соприкасающихся, с ним отраслей свидетельствуют, о его самостоятельности. Одновременно соотношение административного права со смежными отраслями говорит об их взаимосвязи в единой системе российского права.

 

Практические задачи:

3. Милиция общественной безопасности обязана охранять на основе договоров с собственниками принадлежащее им имущество. Какими являются возникающие при этом правоотношения гражданско-правовыми или административно-правовыми? Свой ответ обоснуйте ссылками на нормы права.

 

Ответ:

Правоотношения являются административно-правовыми.

Правовой основой деятельности полиции является Конституция РФ. ФЗ РФ «О полиции», ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ, конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий.

Субъектами права собственности в соответствии с п. 2 ст. 212 ГК могут быть граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Правовое регулирования отношений по возмездному оказанию охранных услуг осуществляется специальным законодательством, нормами главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», ст. ст.702- 739 ГК РФ, при условии, что это не противоречит ст. ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора охраны.

Ст. 210 ГК возлагается бремя содержания имущества на собственника, если иное не предусмотрено законом или договором (расходы по содержанию имущества могут быть возложены, например, на арендатора, а охрана - на специально нанятое лицо). Это бремя как неизбежная необходимость, связанная с владением и пользованием вещью, непосредственно «привязано» к праву собственности, следует за ним.

Согласно пункту 25 ч. I ст. 12 Федерального Закона РФ «О полиции» обязанность охранять на договорной основе имущество граждан и организаций.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 04.02.2014) «О полиции» // Консультант плюс.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996. № 14-ФЗ. (с изменениями на 30.01.2014);
  3. Административное право. Учебник для вузов. / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова - М.: Юристъ, 2005.
  4. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК, 2006.
  5. Карамурзаев Т.Д. «Коллизии административного законодательства» // Юрист. - № 6, 2005.
  6. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие для студентов юридических факультетов и институтов. - М.: Юрисгь, 2005.
  7. Четвериков B.C. Административное право. Учебное пособие. - М., Новый Юрист, 2004.

 

 

Задание №2.

1.Дайте  понятие административного правонарушения. Каковы его основные признаки?

3. Какие  критерии (смягчающие и отягчающие  вину обстоятельства) предусматриваются  законодательством РФ при наложении  административных взысканий?

Информация о работе Самостоятельная работа по "Административному праву"