Российское законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Интересный метод оценки национального богатства предлагает А. Терехов. По его мнению, при описании структуры национального богатства в самом общем виде можно рассматривать следующие три укрупненные группы потребительных стоимостей, образующих национальное богатство:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………..……….………………………………………..……………………...с.3
1 СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………………….………………………………..с.5
2 ЛИБЕРТАРНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ПРАВОВОГО И СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА…………………………............................с.10
3 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК АСПЕКТ……………….............................................с.14
СОЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
4 О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ………………………………...……………………………………………………………...с.22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………………………......с.24
ГЛОССАРИЙ ……………………………………………………………………………………..с.26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….....с.29
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………...……………………………………....с.31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое государство в РФ.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   СОДЕРЖАНИЕ  :

       ВВЕДЕНИЕ………………..……….………………………………………..……………………...с.3

     1 СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………………….………………………………..с.5

      2 ЛИБЕРТАРНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ПРАВОВОГО И СОЦИАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВА…………………………............................с.10

     3 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК АСПЕКТ……………….............................................с.14

СОЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА

     4 О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ………………………………...……………………………………………………………...с.22

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………………………......с.24

      ГЛОССАРИЙ ……………………………………………………………………………………..с.26

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….....с.29

      СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………...……………………………………....с.31

      ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..с.32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

        Современное государство — это социальное правовое государство, новый, идеальный тип государства.

Термин «правовое государство» впервые употребил немецкий ученый К. Велькер в 1813 г. В Германии родоначальником учения о правовом государстве считают И. Канта, который определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, а целью государства считал торжество идеи права.

Еще древнеримский мыслитель  Цицерон характеризовал государство  как соединение многих людей, связанных  между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Юридически понятие  социальное правовое государство  получило распространение в конституциях многих современных государств.

Термин «гражданское общество» стал употребляться уже  более двух столетий тому назад. Однако в советской правовой науке соответствующее  понятие специально не использовалось. На постсоветском пространстве к  нему стали обращаться после официального признания в конце 80-х годов концепции правового государства и в связи с ней. При этом основной упор делается на уяснении различий между гражданским обществом и правовым государством.

Генезис самой идеи гражданского общества, как и правового государства, обнаруживается уже в трудах древнегреческих ученых («Политика» Аристотеля, «Государство» Платона и др.).

Таким образом, тема данной работы: «Правовое и социальное государство в их соотношении».

В рамках данной темы реализуется  цель работы – дать характеристику правовому социальному государству в аспекте русской политико-правовой мысли.

Объектом исследования являются общетеоретические правоотношения, регулирующие сущность правового социального  государства.

Предмет исследования –  правовое и социальное государство в их соотношении.

Данная тема является достаточно актуальной, поскольку в  нашем обществе остается открытой и  дискуссионной проблема формирования правового государства и гражданского общества.

Задачи работы:

    • выделение сущности правового и социального государства;
    • анализ либертарно-юридической концепции правового государства;
    • характеристика гражданского общества как аспекта правового социального государства;
    • анализ формирования правового социального государства в России.

При написании данной работы использовались различные методы, основными из которых являются сравнительно-исторический, статистического анализа, системно-структурный, конкретно-социологических исследований, формально-юридический. А также методы анализа, синтеза, индукции, дедукции.

При написании работы использовалась научная литература под авторством М.Н. Марченко, А.Ф. Вишневского, И.А. Иванникова, С. П. Кацубо, Л. Б. Лугвина, И. В. Кучвальской, Г. И. Иванова, Г. А. Василевича, Е. А. Лукашевой и др.

Работа основана на действующем законодательстве Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

1 СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА

 

 

В конституциях современных  государств, в том числе и в  Конституции Республики Беларусь, провозглашается  правовое государство как государство  социальное, это понятие было впервые закреплено в Конституции ФРГ 1949 г.

В самой общей трактовке термин «социальный» означает сосуществование людей в обществе и государстве, подразумевает заботу государства о бедных и слабых и признание прав человека как гарантию неприкосновенности его достоинства. Социальное правовое государство обязано в законодательном плане активно поддерживать такое положение в обществе, при котором исключаются социальные потрясения на почве отстаивания соответствующих интересов, обеспечиваются достойные условия жизни для всех, а также проявляется особая забота о бедных, слабых, больных, инвалидах, пенсионерах, детях.

Социальное правовое государство - это конституционная  система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих суверенные права народа и международно признанные права человека, баланс интересов всех социальных групп, личности и общества на основе господства права[10, c. 23 – 37].

В современной научной  литературе правовое государство определяется неоднозначно, с различными акцентами  в его сущностной характеристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона, другие - государственный суверенитет народа, третьи - основные права человека, четвертые - отношение власти с индивидами на основе права. Правовое государство по В. Ф. Яковлеву – это образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона; по В. С. Нерсесянцу - правовая форма организации и осуществления государственного суверенитета народа; по П. М. Рабиновичу – государство, в котором юридическими средствами реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека; по В. Д. Зорькину - правовое государство представляет собой разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма [15, c. 54 – 70].

В учебниках по теории государства и права нового поколения правовое государство также трактуется неоднозначно. С точки зрения В. И. Хропанюка, правовое государство - «такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права» [13, c. 102 – 103]. С. А. Комаров полагает, что «правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности». Н. В. Витрук утверждает: «Правовое государство есть организация и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе Конституции и законов в соответствии с требованиями права, существенным из которых есть признание и гарантирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина». С точки зрения А. В. Малько, «правое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений» [4, c. 55 – 70].

Принципы правового  государства - это исходные, основополагающие, ориентирующие начала, вытекающие из его природы. Это - составная часть теории правового государства, имеющая непосредственный выход на общественную практику, целенаправленную деятельность людей. Поэтому весьма важно теории выработать, а практике конституционно закрепить такие правовые и политические устои, которые не только объективно обусловлены, но и объективно необходимы для общества в сложившейся исторической ситуации.

В теории правового государства  его принципы характеризуют в  самой общей постановке и более  конкретно. В частности, В. Н. Кудрявцев и Е. А. Лукашева сформулировали пять, как они выразились, основополагающих принципов правового государства: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом самого государства и его органов; незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, их охрана и гарантированность; взаимная ответственность государства и личности; эффективность форм контроля и надзора за осуществлением законов и нормативно-юридических актов. В более конкретной постановке вычленяют значительно большее число принципов. В частности, В. В. Лазарев формулирует десять принципов: 1) идея народного суверенитета; 2) господство закона (права); 3) разделение властей; 4) принцип вертикального разделения властей (для правового государства с федеративным устройством) между федерацией и ее субъектами; 5) реальное обеспечение прав и свобод личности; 6) наличие развитого гражданского общества; 7) создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или организации;

8) верховенство и прямое  действие конституционного закона, установление в законе и проведение  на деле суверенности государственной  власти;

9) возвышение суда  как одного из средств обеспечения  правовой государственности; 10) соответствие  законов праву и правовая организация государственной власти.

Группируют принципы правового государства по различным  основаниям. В частности, А. Н. Соколов  различает принципы формального и материального характера. К формальным он относит принципы разделения властей, верховенство закона, предсказуемости и определенности государственных распоряжений, всеохватывающей и эффективной судебной (правовой) защиты; к материальным - гарантии человеческого достоинства, свободы, равенства [19, c. 42 – 41].

Принципы правового государства следует также подразделять на принципы его формирования и функционирования.

Процессу становления  социального правого государства  присущи следующие принципы:

• конституционное закрепление специфики правового государства, его устоев, его основных демократических правовых и политических институтов;

•  демократизм формирования системы государственных органов, особенно органов представительной и верховной власти;

• точное законодательное разграничение компетенции государственных органов, законодательной, исполнительной, судебной, местной, контрольной, надзорной власти;

• юридизация государственного аппарата и всего общества;

•  формирование независимого суда как органа ни от кого не зависящего, только закону подчиняющегося в юридическом разрешении всех предусмотренных правом дел;

•  формирование  такой  системы  адвокатской  деятельности,   которая обеспечила бы своевременную правовую защиту интересов личности во всех сферах жизни и деятельности, но особенно в связи с привлечением к юридической ответственности;

•  придание прокуратуре такого правового статуса, который позволяет независимо и реально осуществлять надзор за точным соблюдением законов, защищающих права и законные интересы личности и государства;

•  создание такой системы образования и воспитания, которая обеспечила бы подготовку и переподготовку необходимого количества юристов высокого профессионального уровня и нравственной надежности и содействовала бы юридическому всеобучу граждан.

В формирующемся социальном правовом государстве, как правильно об этом подчеркивает И. Ю. Козлихин, надо все больше продвигаться к «правлению права».

К принципам функционирования социального правового государства  относятся следующие:

•  источником законодательства является народ, его насущные интересы, его правосознание, его воля;

•  издаваемое законодательство должно быть правовым, соответствующим  принципам права, выражающим баланс интересов всех социальных страт, личности и общества;

•  верховенство правового  конституционного закона и его прямое действие;

• своевременное установление правового законодательства;

•  стабильное правовое упорядочение;

•  безусловное   подчинение   правовому  закону  всех  без  исключения субъектов  права;

•  взаимная   правовая   (юридическая)    ответственность   личности   и государства;

•  человеку, гражданину и его инициативным организациям разрешено все, что не запрещено  правовым законом;

•  государственным  структурам разрешено лишь то, что  дозволяется законом, что точно  определено их компетенцией;

•  презумпция невиновности;

Информация о работе Российское законодательство