Налоговый контроль по российскому законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:06, доклад

Краткое описание

Целью настоящей работы является всестороннее исследование института налогового контроля в российской доктрине права и по российскому законодательству.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие и сущность налогового контроля;
– рассмотреть формы, методы и виды налогового контроля;
– проанализировать правовые основы деятельности налоговых органов;
– изучить структуру налоговых органов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие положения о налоговом контроле……………………………………..5
1.1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………………….........5
2.2. Формы, методы и виды налогового контроля…………………………………........9
3.3. Правовое регулирование отношений в сфере налогового контроля……15
Глава 2. Правовой статус органов, осуществляющих налоговый контроль в Российской Федерации…………………………………………………………………18
2.1. Правовые основы деятельности налоговых органов Российской Федерации……………………………………………………………………........18
2.2. Структура налоговых органов Российской Федерации………………….23
2.3. Проблемы и пути повышения эффективности правового обеспечения налогового контроля в Российской Федерации….…………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Налог. контроль по Российскому законодательству.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Институт  Экономики Управления и Права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал 

Юридический факультет 

Кафедра теории истории

государства и права 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по  дисциплине: «Финансовое право» 

на  тему: «Налоговый контроль по Российскому законодательству» 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель:  студент   4  курса гр. 263            _________   Арсланов М.В. 
 

Научный руководитель:                                                 __________   Гараев И.Г.  
 
 
 
 

Набережные  Челны  - 2010

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………….3 

Глава 1.  Общие положения о налоговом  контроле……………………………………..5

1.1.  Понятие и сущность налогового  контроля…………………………………….........5

2.2.  Формы, методы и виды налогового  контроля…………………………………........9

3.3.  Правовое регулирование отношений в сфере налогового контроля……15 

Глава 2. Правовой статус органов, осуществляющих налоговый контроль в Российской Федерации…………………………………………………………………18

2.1. Правовые основы деятельности налоговых органов Российской Федерации……………………………………………………………………........18

2.2. Структура налоговых органов Российской Федерации………………….23

2.3. Проблемы и пути повышения эффективности правового обеспечения налогового контроля в Российской Федерации….…………………………….28 

Заключение…………………………………………………………………………34 

Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы……………………………………………..36

 

Введение 

     Актуальность данной работы состоит в первую очередь в приоритетности налогового контроля как направления деятельности налоговых органов. В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.

     Налоговый контроль – это одна из составляющих налоговой системы РФ. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечения доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

     Учитывая,  что  в  результате  налоговой  реформы  количество  налогов  сократилось  почти  втрое,  а  расходы  государства  с  каждым  годом увеличиваются – цена  недоплаты каждого налога  становится  для бюджета обременительной. Приведенные выше данные свидетельствуют о несовершенстве  и юридической  модели  налоговой  системы,  и  организационно-правового механизма налогового контроля. Это актуализирует проблему  и порождает необходимость ее научного осмысления.

     Объектом  исследования выступают регулируемые российским законодательством общественные отношения, складывающиеся в системе  налогового контроля в Российской Федерации 

     Предметом исследования является состояние правового  
регулирования налогового контроля в Российской Федерации, имеющиеся в этой области пробелы и пути совершенствования нормативной базы по организации и повышению эффективности налогового контроля на современном этапе.

     Целью  настоящей работы является всестороннее исследование института налогового контроля в российской доктрине права и по российскому законодательству.

     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

     – раскрыть понятие и сущность налогового контроля;

     – рассмотреть формы, методы и виды налогового контроля;

     – проанализировать правовые основы деятельности налоговых органов;

     – изучить структуру налоговых  органов;

     – исследовать проблемы и пути повышения эффективности правового обеспечения налогового контроля в Российской Федерации.

     Теоретическую основу исследования составили научные труды, относящиеся к проблематике исследования. В частности, работы Д.В. Винницкого, О.Н. Горбуновой, А.А. Горелова, Е.Ю. Грачевой, А.Ю. Ильина, Э.Д. Соколовой и многих других.

     Нормативной основой исследования послужили: Конституция  Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.)1,  налоговое законодательство Российской Федерации, а также иные законодательные акты, регулирующие отношения, составляющие объект исследования. В том числе Положение  о  Федеральной  налоговой  службе,  утвержденное Постановлением Правительства России от 30 сентября 2004 г. № 506 (с последними изменениями от 15 июля 2009 г.).2

          Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, она состоит из двух глав, разбитых на параграфы, настоящего введения, заключения, списка использованной литературы.  

 

Глава I.  Общие положения о налоговом контроле 

     § 1.  Понятие и сущность налогового контроля

     Для решения задач настоящего исследования, посвященного вопросам налогового контроля, особое значение имеет рассмотрение сущности налогового контроля, которое возможно раскрыть через определение понятия налогового контроля. Контроль имеет многообразные проявления и дает возможность анализировать его с самых разных позиций.

     Например, С.О. Шохин и Л.И. Воронина, исследуя контроль как сферу деятельности органов государственного и хозяйственного управления, определяют его как метод или форму исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности.3

     Г.В. Атаманчук относит контроль к  функции управления наряду с организацией, планированием, регулированием, кадровым обеспечением.4

     В.В. Бурцев рассматривает контроль как  одну из стадий процесса управления (планирование, регулирование, контроль), по его мнению, ...под контролем в наиболее узком смысле следует понимать совокупность следующих действий:

     1) определение фактического состояния  или действия управляемого звена  системы управления организацией (объекта контроля);

     2) сравнения фактических данных  с требуемыми, с базой сравнения,  принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;

     3) оценка отклонений, превышающих  предельно допустимый уровень,  на предмет степени их влияния  на аспекты функционирования  организации;

     4) выявление причин данных отклонений.5

     Проанализировав несколько различных мнений ученых относительно сущности контроля, мы склоняемся к той позиции, что контроль неотделим и напрямую связан с управленческой деятельностью. И мы в полной мере согласны с утверждением И.А. Белобжецкого о том, что «сущность и содержание контроля не могут быть обстоятельно раскрыты в отрыве от сферы управленческой деятельности, которую он обслуживает. В реальной действительности нет контроля вообще, а есть контроль конкретного содержания и конкретных форм».6

     Поскольку управление в социальном смысле связано с категорией властвования, постольку контроль как управленческая функция также есть властная деятельность, влияющая на поступки, действия участников управленческого процесса.

     Властность  налогового контроля исходит из того, что он является разновидностью контроля. С правовой точки зрения властный характер налогового контроля исходит из императивности правовых норм, регулирующих властные отношения, которые складываются между гражданами и организациями, с одной стороны, и государством в лице уполномоченных им органов – с другой.

     В контрольной деятельности государства  допустимы лишь законные меры. Власть может быть основана на применении силы (так как навязывание воли требует преодоления сопротивления), однако применение силы должно быть основано на законе.

     В связи с этим контроль как функция  государственного управления должен быть законодательно урегулирован.

     На  нормативных правовых актах должен основываться и налоговый контроль, реализация которого может быть связана  с применением различного вида государственного принуждения.

     Отсюда  основное назначение контроля, которое  в полной мере может распространяться и на налоговый контроль, – способствовать неукоснительному выполнению решений в установленный срок, достижению высоких конечных результатов, повышению уровня организованности в управленческой деятельности и ответственности в работе всех должностных лиц, обеспечивать большую ритмичность и целеустремленность в работе государственного аппарата управления. Важнейшая задача контроля в этой связи – предупреждение нежелательных последствий.

     Таким образом, сущностью контроля является выработка и осуществление эффективного, своевременного управляющего воздействия, которое должно обеспечить достижение заданной цели, исключить отклонение от запланированного.

     Существует  точка зрения о тождественности понятий «контроль» и «надзор». Данной точки зрения придерживается В.С. Чернявский, который считает, что налоговые органы, будучи наделенными отдельными полномочиями государственного финансового контроля, в процессе его проведения осуществляют надзор за законностью действий в процессе, inter alia, формирования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях обеспечения эффективной финансовой политики.7 Аналогичным образом В.А. Парыгина и А.А. Тадеев полагают, что налоговый контроль – это система действий налоговых и иных уполномоченных государственных органов по надзору за выполнением фискально-обязанными лицами норм налогового законодательства.8

     Но  есть категория исследователей финансового  и налогового права, которая оценивает деятельность уполномоченных государственных органов по осуществлению налогового контроля, направленную на проверку соблюдения налогового законодательства, как контрольную деятельность и отличают ее от надзорной. Мы придерживаемся той же позиции.

     Деятельность  налоговых органов по осуществлению  налогового контроля по своей природе  относится к контрольной деятельности, поскольку сочетает в себе признаки и критерии, присущие контролю. Конечно, необходимо сказать, что налоговые органы наделены и надзорными функциями, но они стоят за рамками налогового контроля и осуществляются налоговыми органами исходя из дополнительных полномочий. Надзор налоговыми органами, например, осуществляется за лицензированием отдельных видов деятельности. А фактически налоговый надзор осуществляется органами прокуратуры. Во всяком случае в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 9 июня 2009 г. № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах»9 признано необходимым выработать систему надзора, обеспечивающую своевременное и результативное реагирование на нарушения законодательства в сфере налогообложения.

     Что касается понятия налогового контроля, которому присущи все признаки контроля, то его, как и контроль, также разные ученые трактуют по-разному. Часть ученых-правоведов понятие налогового контроля рассматривает в двух аспектах: 1) налоговый контроль как совокупность приемов и методов; 2) налоговый контроль как деятельность налоговых органов. Данной позиции придерживаются, например, А.В. Брызгалин, И.И. Кучеров, Е.Н. Евстигнеев.

Информация о работе Налоговый контроль по российскому законодательству