Республиканские органы государственного управления Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотрение и анализ системы республиканских органов государственного управления, а также исследование особенностей функционирования республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятия республиканских органов государственного управления;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по АП.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

б) В управлении социальной сферой участвуют практически все органы государственного управления и на всех уровнях управленческой иерархии: исполнительные, контролирующие, экономические, отраслевые, республиканские и местные органы управления и самоуправления. Их деятельность направлена на достижение стабилизации уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа, реализацию принципа социальной справедливости.

Республиканскими исполнительными и распорядительными органами управления социально-культурной сферы являются:

  • Министерство труда и социальной защиты населения;
  • Министерство образования;
  • Министерство здравоохранения;
  • Министерство культуры;
  • Министерство информации;
  • Министерство спорта и туризма;
  • Министерство торговли;
  • Министерство жилищно-коммунального хозяйства;
  • Министерство архитектуры и строительства;
  • Государственный комитет по науке и технологиям.

в) Административно-политическая сферы представляют собой комплекс, охватывающий вопросы обороны, безопасности государства, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, обеспечения защиты прав и свобод личности, безопасности граждан.  Ее особенность заключается в том, что она находится в исключительном ведении государства. Важнейшими управленческими полномочиями в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обладает Президент, Национальное собрание и Совет Министров. Основными республиканскими исполнительно-распорядительными органами  управления в этой сфере являются:

  • Министерство внутренних дел;
  • Министерство иностранных дел;
  • Министерство обороны;
  • Министерство юстиции;
  • Министерство по чрезвычайным ситуациям;
  • Комитет Государственной безопасности;
  • Государственный таможенный комитет;
  • Государственный комитет пограничных войск.

5.  по подчинённости :

а) органы, подчинённые Совету Министров;

б) органы двойного подчинения (Совету Министров и Президенту).

Таким образом, сформированная и действующая система республиканских исполнительно-распорядительных органов обеспечивает комплексное и всестороннее государственное управление жизнедеятельностью общества.

По отдельным вопросам своей деятельности, предусмотренным законодательными актами, министерства, Комитет Государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный таможенный комитет могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.

Каждый республиканский орган государственного управления (далее - РОГУ) в большинстве случаев имеет подчинённые органы. Все они образуют определённую взаимосвязанную систему. Звенность – это внутреннее устройство этой системы.

Структура РОГУ зависит от административно-территориального деления, количества управляемых объектов, область управления и др. Структура РОГУ бывает одно-, двух-, трёх-, и четырёхзвенная.

При однозвенной структуре существует только один орган и им является РОГУ. Подчинённых звеньев нет (Высшая Аттестационная комиссия, Государственный комитет по науке и технологиям).

Двухзвенная структура предполагает существование только двух органов. Данная структура используется в управлении промышленностью, иностранными делами, охраной границ. Такая система является наиболее рациональной.

Трёхзвенная структура системы РОГУ состоит из республиканских органов, областных органов, районных органов. Трёхзвенная структура характерна и для управления внутренними делами (Министерство внутренних дел, управления внутренних дел облисполкома, отдел внутренних дел горисполкома). Данная система является наиболее распространённой, однако при этом требует больших затрат. Основой для её существования является административно-территориальное деление.

Четырёхзвенная структура состоит из республиканских органов, областных органов, районных органов и объекта управления: учреждения, предприятия. Данная система имеет место в системе министерства образования, здравоохранения.

Внутренняя структура республиканского органа государственного управления – это совокупность его внутренних подразделений, его внутреннее устройство. Внутренними структурными подразделениями являются:

1. главные управления,

2. управления,

3. отделы,

4. департаменты.

Департаменты могут быть с правом юридического лица (могут  принимать решения от своего имени) и без таких прав. Департаменты имеют более высокий статус, его руководитель назначается на должность и освобождается от неё Советом Министров, в департаменте могут создаваться коллегии.

Главные управления, управления, отделы, департаменты в составе органа, также как правило, имеют собственную структуру. Названия структурных подразделений отражают основные содержания их деятельности, которое составляет функцию органа. Правовой статус структурных подразделений не всегда одинаков даже у одного органа.

Между структурными подразделениями существуют горизонтальные и вертикальные связи.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми.

Вертикальные связи свидетельствуют о наличии подчинения, и возникают там, где существует иерархия.

Отношения между структурными подразделениями могут носить линейный и функциональный характер.

Линейные связи имеют место, если каждое структурное подразделение или отдельный служащий подчиняется во всём только одному начальнику.

Функциональные отношения имеют место тогда, когда каждое структурное подразделение выполняет одну или несколько функций и соотносится с руководителем только по вопросам своих функций. Однако между структурными подразделениями наиболее распространены линейно-функциональные отношения.

Таким образом, республиканские органы государственного управления представляют собой совокупность таких органов как, министерство, государственные комитет и государственные организации при Совете Министров Республики Беларусь. Также создаются департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и государственных комитетов. Каждый из РОГУ обладает своей компетенцией и ведает определенной сферой общественной жизни.

Еще хотелось бы отметить, что министерства и государственные комитеты образуются Президентом Республики Беларусь, а государственные организации подчиненные, Правительству Республики Беларусь – Советом Министров Республики Беларусь.

 

2 КОМПЕТЕНЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАЛЕНИЯ

 

 

 

Вообще понятие компетенции в юридической литературе понимается как определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лиц или государственного органа. Строго говоря, компетенция включает в себя: полномочия должностного лица, (государственного органа), предметы ведения и основные направления деятельности, или функции данного должностного лица (органа). В узком значении компетенцию нередко отождествляют с полномочиями. Компетенция предполагает исчерпывающее определение круга полномочий должностного лица (органа государства), пределов и сфер его деятельности, а также указание на принимаемые правовые акты. Такой порядок определения компетенции призван исключить возможность превышения власти тем или иным органом, вторжения в сферу деятельности других органов власти.

К компетенции республиканских органов государственного управления в общих чертах можно отнести:

  1. Обобщают практику применения законодательства по вопросам относящимся к полномочиям данного органа;
  2. разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и вносят их на рассмотрение Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь;
  3. В пределах своих полномочий РОГУ организовывают выполнение актов законодательства, и осуществляет систематический контроль по их реализации;
  4. РОГУ принимают участие в разработке основных направлений развития экономики Республики Беларусь;
  5. Принимают участие в разработке государственной программы экономического и социального развития Республики Беларусь, государственного бюджета, в разработке целевых программ;
  6. Регулируют работу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  7. Создают целевые фонды;
  8. Проводят переговоры о заключении международных договоров межведомственного характера;
  9. Создают, ликвидируют подведомственные им предприятия, учреждения, организации.

Более детально хотелось бы рассмотреть компетенцию министерства на конкретном примере. Возьмем, к примеру, Министерство по чрезвычайным ситуациям (далее – МЧС) Республики Беларусь.

Статья 7 Закона Республики Беларусь «О гражданской обороне» закрепляет то, что МЧС Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления в области гражданской обороны [3].

МЧС в пределах своей компетенции:

  • реализует единую государственную политику в области гражданской обороны;
  • разрабатывает проект плана гражданской обороны Республики Беларусь;
  • осуществляет разработку и принятие нормативных правовых актов и иных правовых актов в области гражданской обороны, а также согласование правовых актов других государственных органов в данной сфере;
  • осуществляет разработку, принятие и доведение сигналов оповещения гражданской обороны до населения, государственных органов и иных организаций;
  • координирует работу республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций в области гражданской обороны, проводит проверки их деятельности в указанной сфере;
  • выдает в установленном законодательством Республики Беларусь порядке республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, другим организациям и гражданам имеющие обязательную силу предписания по вопросам выполнения мероприятий гражданской обороны;
  • координирует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, участвует в их проведении;
  • утверждает учебно-методические пособия и программы подготовки по гражданской обороне;
  • осуществляет подготовку и переподготовку руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны, организует создание и совершенствование учебной базы гражданской обороны;
  • организует обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;
  • формирует проект государственного заказа на поставку средств гражданской обороны;
  • информирует Совет Министров Республики Беларусь о состоянии гражданской обороны в Республике Беларусь;
  • оповещает население, государственные органы и иные организации об опасностях, возникающих (возникших) при ведении военных действий;
  • руководит силами гражданской обороны при выполнении мероприятий гражданской обороны;
  • мобилизует в соответствии с законодательством Республики Беларусь отраслевые, территориальные, местные и объектовые резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении мероприятий гражданской обороны;
  • осуществляет международное сотрудничество в области гражданской обороны;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Хочется отметить, что данный закон не только устанавливает компетенцию МЧС, но и полномочия других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, а именно:

  1. обеспечивают создание отраслевых органов управления и сил гражданской обороны, их оснащение и готовность к выполнению мероприятий гражданской обороны;
  2. реализуют отраслевые планы гражданской обороны, согласованные с Министерством по чрезвычайным ситуациям;
  3. участвуют в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны;
  4. организуют и обеспечивают строительство, учет, содержание и эксплуатацию объектов гражданской обороны;
  5. обучают своих работников и работников подчиненных им организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;
  6. создают и совершенствуют учебную базу гражданской обороны соответствующей отрасли;
  7. осуществляют в установленном законодательством Республики Беларусь порядке финансирование мероприятий гражданской обороны;
  8. оповещают своих работников и работников подчиненных им организаций об опасностях, возникающих (возникших) при ведении военных действий;
  9. организуют временное отселение, укрытие в защитных сооружениях и обеспечение средствами индивидуальной защиты своих работников и работников подчиненных им организаций, эвакуацию материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы;
  10. организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
  11. используют отраслевые и объектовые резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении мероприятий гражданской обороны;
  12. организуют и обеспечивают устойчивое функционирование подчиненных организаций, коммуникаций и систем жизнеобеспечения населения, иных объектов, имеющих важное оборонное и (или) экономическое значение, в военное время;
  13. осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Республиканские органы государственного управления Республики Беларусь