Республиканские органы государственного управления Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотрение и анализ системы республиканских органов государственного управления, а также исследование особенностей функционирования республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятия республиканских органов государственного управления;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по АП.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, рассмотрев компетенцию республиканских органов государственного управления в целом и на примере конкретного министерства, можно сказать, что в Республике Беларусь каждое министерство имеет круг своих полномочий в конкретной сфере общественной жизни и осуществляет деятельность в соответствии с ними.

 

3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Формы работы РОГУ делятся на организационно-правовые и государственно - управленческие. Организационно-правовыми формами работы республиканских органов государственного управления являются единоначалие и коллегиальность, а также их сочетание.

Единоначалие предполагает, что орган возглавляется одним лицом, и его воля, действия признаются главенствующими.

Все РОГУ, за исключением Национального банка, являются единоначальными.

В НПА нет точной чёткой регламентации, каким является республиканский орган. Является орган единоначальным или коллегиальным, можно судить при установлении факта превалирования в его деятельности единоначалия или коллегиальности.

Единоначалие проявляется в работе министра, заместителя  руководителя.

Коллегиальность как основная форма работы характерна для органов, в которых преобладающая часть вопросов решается коллегиальным органом. Коллегии существуют во всех РОГУ. В их состав входят руководитель республиканского органа, его заместитель.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности республиканских органов. Перечень важнейших вопросов и возможность их рассмотрения на заседании коллеги решает её руководитель.

Формы государственно–управленческой деятельности РОГУ разделяют на правовые и неправовые.

Основными формами работы РОГУ считаются правовая и неправовая формы. Правовая форма работы подразумевает под собой то, что все республиканские органы уполномочены издавать правовые акты управления. Данные правовые акты принимаются единоначально или коллегиально.

Одни из них издаются только единоначально, другие - только коллегиально, третьи - с использованием как единоначалия, так и коллегиальности.

А под неправовой формой понимается создание неправовых актов, таких как: регламенты, инструкции, правила и т. д. Чтобы стать правовыми актами, им необходимо обрести форму приказа, постановления, распоряжения.

Неправовыми формами управления являются организационная работа и материально-технические действия.

Руководители органов государственного управления республиканского уровня соответственно являются:

  • Министр.
  • Председатель государственного комитета.
  • Директор департамента (начальник департамента).
  • Председатель республиканского объединения (генеральный директор концерна).

Названные должностные лица назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а в ряде случаев – по предложению Совета Министров, в рамках кадровой политики, которую осуществляет Администрация Президента Республики Беларусь. В соответствии с положением «О статусе министра», утвержденном указом президента, на вышеперечисленные должности имеют право претендовать:

  • Лица, имеющие опыт руководящей работы в сфере государственного управления.
  • Лица, обладающие необходимой профессиональной подготовкой в указанной сфере деятельности.

Руководители органов республиканского уровня осуществляют единоначальное руководство и несут персональную ответственность за организацию деятельности и результаты работы вверенного ему учреждения или отрасли.

Формирование руководящего штата органов управления республиканского уровня осуществляет Совет Министров, а в ряде случаев, непосредственно Президент Республики Беларусь, по предложению руководителя республиканского органа управления. В рамках каждого министерства и государственного комитета формируется специальный совещательный орган – коллегия, который предназначен для обсуждения наиболее важных программных и перспективных вопросов деятельности в соответствующей сфере или отрасли. В состав коллегии, утверждаемой для каждого органа государственного управления Советом Министров Республики Беларусь, а для силовых ведомств – Президентом Республики Беларусь, входят:

  1. Руководители данного государственного органа;
  2. Руководители самостоятельных структурных подразделений подведомственных органов государственного управления;
  3. Представители местных органов управления ответственные за соответствующую сферу или отрасль;
  4. Руководитель отдельных предприятий, организаций и учреждений данной сферы;
  5. Отдельные специалисты, эксперты, добившиеся особых успехов или имеющие заслуги в данной отрасли.

Коллегия на своем заседании принимает решение, которое имеет рекомендательный характер. Решение коллегии оформляется протоколом, который является основанием для принятия решения руководителям республиканского государственного органа.

В случае если руководитель государственного органа принимает решение, несоответствующее решению коллегии, он обязан поставить в известность о решении коллегии в вышестоящий орган государственного управления.

В ряде случаев министерство и государственные комитеты принимают решение в виде постановлений – это документ, принимаемый на коллегиальной основе по итогам совещания, в котором участвуют только руководитель республиканского государственного органа, его заместители и могут участвовать руководители самостоятельных структурных подразделений республиканского государственного органа. Данное решение, в отличие от решения коллегии, имеет общеобязательный характер.

Основным документом государственных органов республиканского уровня является приказ, который может иметь как нормативный, так и индивидуальный характер. Нормативные приказы, в большинстве случаев, вводят в действия инструкции, положения, правила и иные нормативные акты республиканского уровня.

Правовыми формами деятельности министерств являются приказы и инструкции. На практике все инструкции проводятся в жизнь приказами министра.

Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. Структура министерства и положения о структурных подразделениях утверждаются министром.

Возглавляет государственный комитет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Председатель государственного комитета издает приказы, инструкции по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего государственного комитета.

В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуется коллегия. Количество членов комитета и коллегии комитета определяется, как правило, Советом Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь.

Нормативные акты министерств, государственных комитетов, принятые ими в пределах их компетенции, а также адресованные предприятиям, организациям или учреждениям им организационно не подчиненным, либо гражданам, являются обязательными для исполнения при условии, когда они зарегистрированы Министерством юстиции Республики Беларусь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Таким образом, в этой работе  мы более детально изучили и раскрыли такие аспекты как: понятие и структура республиканских органов государственного управления, компетенция, полномочия, а так же формы работы этих органов.

Из всего вышесказанного ясно видно, что в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят:

- министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления;

- объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

 Также создаются департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и государственных комитетов. Каждый из РОГУ обладает своей компетенцией и ведает определенной сферой общественной жизни.

Еще хотелось бы отметить, что министерства и государственные комитеты образуются Президентом Республики Беларусь, а государственные организации подчиненные, Правительству Республики Беларусь – Советом Министров Республики Беларусь.

Сформированная и действующая система республиканских исполнительно-распорядительных органов в Республике Беларусь обеспечивает комплексное и всестороннее государственное управление жизнедеятельностью общества.

В данной работе мы достигли поставленной цели, а именно: рассмотрели и детально проанализировали системы республиканских органов государственного управления, а также исследовали особенности функционирования республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

 

СПИСОК ИСПОЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября  1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» – Минск, 2013.
  2. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 г. № 424-З, с изменениями и дополнениями от 31.12.2009 г. № 114-З // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» – Минск, 2013.
  3. О Гражданской обороне: Закон Республики Беларусь от 27.11.2006 г. № 183-З, с изменениями и дополнениями от 31.12.2009 № 114-З // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» – Минск, 2013.
  4. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 г. № 289, с изменениями и дополнениями от 11.08.2011 г. № 360 // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» – Минск, 2013.
  5. О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций: Указ Президента Республики Беларусь от 26.07.2004 № 354, с изменениями и дополнениями от 30.09.2011 № 439 // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» – Минск, 2013.
  6. О некоторых мерах по совершенствованию работы с кадрами в системе государственных органов: Указ Президента Республики Беларусь от 02.11.2000 г. № 577, с изменениями и дополнениями от 12.01.2012 № 26 // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» – Минск, 2013.
  7. О некоторых вопросах создания и деятельности структурных подразделений центральных аппаратов государственных органов и иных государственных организаций: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2004 г. № 285 // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» – Минск, 2013.
  8. Князева, С.Н. Основы государственного управления / С.Н. Князева, Н.Б. Антонова. – Минск: АУ при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 501 с.
  9. Забелов, П.С. Административное право: Курс интенсивной подготовки / С.М. Забелов, Д.Е. Тагунов. – Минск: Тетра Системс, 2007. – 272 с.

 

 

 


Информация о работе Республиканские органы государственного управления Республики Беларусь