Республиканские органы государственного управления Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотрение и анализ системы республиканских органов государственного управления, а также исследование особенностей функционирования республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятия республиканских органов государственного управления;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по АП.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

В Республике Беларусь власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждую из них осуществляют специальные, предназначенные для этого, органы. Наиболее важной является исполнительная власть, так как посредством её осуществляется приведение законов в жизнь, реализация законов, применение законов в реальной жизни. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Совет Министров Республики Беларусь. В ст. 107 Конституции указывается, что Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти [1]. Именно они обладают управленческими и распорядительными полномочиями, с помощью которых и осуществляют применение действующего законодательства в реальной жизни. В этом и состоит их основная функция и назначение.

 Актуальность данной темы  обусловлена тем, что республиканские органы государственного управления являются важной составной частью государственного аппарата в целом, т.к. они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность посредством повседневной и практической организации исполнения Конституции, законов и иных нормативных правовых актов. Основной целью государственного управления является осуществление задач и функций государства, поэтому без республиканских органов государственного управление государство не способно существовать, т.к. в любом государстве необходимо наличие специальных органов, призванных осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность для приведения действующего законодательства в реальную жизнь.

Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в сфере деятельности республиканских органов государственного управления.

Предмет исследования – правовое регулирование деятельности республиканских органов государственного управления.

Целью данной работы является: рассмотрение и анализ системы республиканских органов государственного управления, а также исследование особенностей функционирования республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

Достижение цели предполагает решение следующих  задач:

  • раскрыть понятия республиканских органов государственного управления;
  • проанализировать организационную структуру республиканских органов государственного управления в Республике Беларусь;
  • рассмотреть каждый из видов органа государственного управления на основании действующего законодательства Республики Беларусь.

В процессе исследования использовалась общенаучные и частнонаучные методы познания, такие как диалектический метод познания, основанный на принципах объективности, системности, единства теории и практики. Также необходимым явилось использование сравнительно-правового, формально-юридического, структурно-функционального.

Для написания курсовой работы были использованы нормативные правовые акты, а также специальная литература по теме. В частности работы таких авторов как Князевой С.Н. и Забелова П. С.

 

1 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

В настоящее время основными государственными исполнительно-распорядительными органами республиканского уровня (республиканскими органами государственного управления – далее РОГУ) являются министерства, государственные комитеты, государственные организации при Совете Министров Республики Беларусь.

Название «республиканские» подчёркивает, что эти органы находятся на высшей ступени в своей отрасли. Эти органы создаются с целью осуществления многих управленческих функций. Цель создания и сфера ведения республиканских органа государственного управления обычно закрепляется в нормативных правовых актах (далее - НПА), определяющий его правовой статус.

В Республика Беларусь в настоящее время 24 Министерства, большинство из которых осуществляет отраслевую координацию, а так же 7 государственных комитетов, входящих в систему исполнительной власти, большинство из них обеспечивает межотраслевую координацию [4].

И так, министерство, государственный комитет – это республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий  деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

Министерства, государственные комитеты образуются Президентом Республики Беларусь, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, – Советом Министров Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь [4].

Министерство  возглавляет министр,  государственный комитет – председатель, назначаемые на должность и освобождаемые  от должности Президентом. Министр – должность и политическая, и административная, так как он   является  членом Правительства, то есть команды политиков высшего уровня,  в то же время,  как   должностное лицо издает приказы, распределяет обязанности между своими заместителями, несет ответственность за работу аппарата министерства и в целом за состоянием дел в отрасли.

В своей деятельности министерства и государственные комитеты руководствуются Конституцией Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями и распоряжениями Правительства и положениями о министерстве или комитете, утверждаемом Правительством Республики Беларусь.

В структуре министерств, государственных комитетов по решению Совета Министров Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств, государственных комитетов и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства или государственного комитета. Департаменты не обладают правами юридического лица, если иное не установлено Президентом  Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Положения о департаментах с правами юридического лица утверждаются министерствами, государственными  комитетами, в структуру которых они входят, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь.

Департамент – это орган власти и управления республиканского уровня, который является самостоятельным структурным подразделением министерства и государственного комитета и обладает статусом юридического лица, в отличие от управления министерства и государственного комитета.

Департаменты наделены компетенцией, которая хотя и входит в общий круг задач соответствующего министерства и государственного комитета, однако имеет столь специфичные формы и методы решения вопросов, что предполагает создание самостоятельной, относительно автономной управленческой единицы. В настоящее время практически в каждом министерстве и государственном комитете существует от 1 до 4 департаментов. Например, в Министерство внутренних дел созданы следующие департаменты:

  1. Департамент охраны.
  2. Департамент исполнения наказаний.
  3. Департамент гражданства иммиграции.
  4. Департамент финансов и тыла.

Республиканский концерн или объединение – это орган управления республиканского уровня непосредственно подчиненный Совету министров для управления и регулирования в узконаправленных сферах производственной деятельности (химическая, пищевая, фармацевтика и т.д.). Республиканские концерны являются головными структурами группы родственных предприятий одной отрасли для координации их деятельности и производства и содействия к выходу на внутренние и внешние рынки.

Виды республиканских органов государственного управления:

1. по уровню в  системе РОГУ делятся на:

а) собственно республиканские (министерства и государственные 
комитеты);

б)  иные республиканские (комитеты при Совете Министров);

2. по организационно-правовым  формам работы РОГУ делятся  на:

а) министерства,

б) государственные комитеты,

в) государственные организации;

3. по характеру  компетенций РОГУ делятся на:

а) отраслевые,

б) функциональные;

в) функционально-отраслевые.

Отраслевые – органы, действующие в пределах своих отраслей и обладают отраслевой компетенцией. Отраслевые республиканские органы управления регулируют деятельность важнейших комплексов и отраслей народного хозяйства республики: промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительного комплекса, транспорта, связи и т. д.; обеспечивают выработку и реализацию отраслевой политики, выбор приоритетов, размещение госзаказов, составление прогнозов и программ развития отраслей и т. д.

Отраслевыми республиканскими органами управления являются:

  • Министерство промышленности;
  • Государственный военно-промышленный комитет;
  • Министерство энергетики;
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия;
  • Министерство связи и информатизации;
  • Министерство лесного хозяйства;
  • Министерство транспорта и коммуникаций;
  • Министерство архитектуры и строительства [8, c. 253].

Функциональными называются органы, которые уполномочены в государственном масштабе ведать отдельными вопросами управления, они призваны осуществлять по отношению к др. органам не управление в целом, а отдельные его функции. Такие органы являются надведомственными, т. к. их полномочия распространяются на все республиканские органы.

 В систему функциональных органов управления входят:

  • Министерство экономики;
  • Министерство финансов;
  • Министерство труда и социальной защиты;
  • Министерство статистики и анализа;
  • Министерство по налогам и сборам;
  • Государственный комитет по имуществу;
  • Государственный комитет по стандартизации [8, c. 252].

Функционально-отраслевые министерства включают в себя характеристики этих двух видов.

4. по сферам регулирования  общества и государства.

Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления  сформирована на основе  функционального и отраслевого принципов. Она обеспечивает регулирование важнейших сфер жизни общества и государства и включает:

  • органы управления экономической сферой;
  • органы управления социальной сферой;
  • органы управления административно-политической сферой.

а) Организация государственного управления экономической сферой строится исходя из функционального и отраслевого подходов, которые определяют основные методы, инструменты и структуру системы государственного вмешательства в экономику. Исторически данные подходы сменяли друг друга, что находило отражение в соответствующем построении системы государственного управления экономической сферой. В настоящее время в управлении экономической сферой участвуют функциональные и отраслевые министерства,  государственные комитеты, а также  концерны, подчиненные Совету Министров. Они анализируют и дают оценку экономическим процессам, прогнозируют и планируют развитие экономики, организуют процесс экономического регулирования, обеспечивают реализацию принимаемых решений. Их функционирование обеспечивает целенаправленное воздействие государства на экономический рост, структуру экономики, эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, влияет на совокупный спрос и совокупное предложение, регламентирует   трудовые  отношения  и т. д.

Ведущим звеном в этой системе является Министерство экономики Республики Беларусь, которое  играет определяющую роль в развитии экономической политики республики и ответственно за ее реализацию. Стержневым направлением его деятельности является разработка концепций, прогнозов, программ, отражающих основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на долго-, средне- и краткосрочную перспективу.

Кроме того,  важную роль играют концерны, подчиненные Совету Министров: Белорусский государственный концерн пищевой промышленности (концерн «Белгоспищепром»), Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн «Белнефтехим»), Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром»), Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн «Беллесбумпром») [4];

Информация о работе Республиканские органы государственного управления Республики Беларусь