Разграничение административных и других правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы – получить теоретические знания по данной теме.
Для выполнения поставленной цели, в работе поставлены задачи:
- Познакомиться с особенностями административно – правовых отношений: понятием административного правоотношения, основными чертами структурой, основаниями возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений;
- Определить виды административно – правовых отношений;
- Изучать разграничение административных и других правовых отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………..
С.
Глава 1. Особенности административно – правовых отношений …………………………………………………………...

1.1. Понятие административного правоотношения

1.2. Основные черты ………………………………………….

1.3. Структура …………………………………………………

1.4. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений


Глава 2. Виды административно – правовых отношений……………………………………………………………...

2.1.Основные и неосновные административные правоотношения………………………………………………………..

2.2.Субординационные и координационные административные правоотношения ……………………………………………………….

2.3. Вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве ……………………………………………..

2.4. Внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения …..


Глава 3. Разграничение административных и других правовых отношений …………………………………………………

3.1. Связь административного и государственного права ……..

3.2. Административные и трудовые отношения ………………..

3.3. Административные и уголовные правоотношения ………...

Заключение ……………………………………………………...

Библиографический список …………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

!Почти готовая!.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Многие общественные отношения, регулируемые административным и трудовым правом, органически связаны  между собой. Это отношения, возникающие  в процессе труда служащих аппарата государственного управления, а также  непосредственно связанные с ними отношения по материальному обеспечению служащих в старости, в случае болезни, инвалидности и т. д., отношения по надзору за охраной труда служащих и т.п.

Осуществляя свои административные служебные обязанности  и права, служащие вступают в административно-правовые отношения. В качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых правовых отношений. Административное право отличается от колхозного права, регулирующего «общественные отношения, возникающие в процессе организации и производственной деятельности колхозов».10

Многие отечественные  юристы в колхозное право включают нормы, регулирующие отношения по государственному руководству колхозами. По нашему мнению, эти отношения, несомненно, связанные  с колхозными отношениями, по своему конкретному характеру весьма существенно отличаются от них и не могут быть объединены в одну общую группу колхозно-правовых отношений. 

3.3. Административные  и уголовные правоотношения.

Административные  отношения отличаются от уголовных  правоотношений. Уголовными признаются «те общественные отношения, которые возникают вследствие совершения наиболее общественно опасных посягательств на охраняемые государством отношения. Эти общественные отношения приобретают в результате их юридического регулирования вид уголовных правоотношений».

Уголовные правоотношения имеют много общего с отношениями, возникающими вследствие совершения дисциплинарных и административных проступков, наложение  взысканий, за которые регулируются административным правом.

Общность этих двух видов общественных отношений выражается в том, что, во-первых, они порождаются правонарушениями (преступлениями и проступками); во-вторых, их целью является, зашита общества от правонарушений. Вместе с тем между этими видами общественных отношений имеются различия, вытекающие из особенностей преступлений и проступков. Исходя из этих различий делятся и нормы права, регулирующие указанные отношения.

Вопрос о  различиях между преступлениями и проступками, относится к спорным  в юридической науке.

Границы между этой частью административного права и уголовным правом подвижны, так как с изменением общественных условий отдельные, относящиеся к проступкам действия и бездействия могут быть отнесены к преступлениям, и наоборот, действия или бездействия, относящиеся к преступлениям, могут быть отнесены к проступкам. Административное право управленческим характером регулируемых им общественных отношений отличается также от уголовно-процессуального и от гражданско-процессуального права.

Итак, административно-правовые отношения составляют специфическую часть общественных отношений, а регулирующие их нормы в своей совокупности образуют  отрасль административного права.

Заключение.

Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные  управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере  «внутренней» жизни общественных объединений  и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Управление  существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько  тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

                                                   

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 25.12.1993 г.) ( с изм. от 30.12.2008г.)// Российская газета, 21.01.2009,№ 4831
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
  3. Федеральный Закон № 195 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)» от 30 декабря 2001 г.(с изм. и доп. 05.11.2013 г.)// Консультант- плюс
  4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184_ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  5. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»// СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
  6. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О структуре федеральных органов исполнительной власти// СЗ РФ. 2004. №.11. Ст. 945.
  7. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»// СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 г. Москва «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» //Рос. газ. 2008. № 4657.
  9. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»// СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.
  10. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»// СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.
Литература
  1. Административное право. Под ред. Попова Л.Л. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2010.
  2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ИКД Зерцало-М, 2013.
  3. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2011.
  4. Бойцова В.В. Идея правового государства в трудах русских юристов: Административно-правовой аспект // Правоведение. – 1991. – № 3. – С.61-66.
  5. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. – СПб., 2008.
  6. Коренев А.П. Административное право России: В 3 ч. – Ч. 1. – М., 2012.
  7. Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  8. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В.С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2008.
  9. Хаманаева Н.Ю. Административное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2009. С. 58-62.
  10. Четвериков B.C. Административное право. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

 

Дополнительная литература:

  1. Братусь С. Н.. О разграничении гражданского и административного права. В сб.: Проблемы гражданского и административного права. Изд. ЛГУ, 1962, стр. 47.
  2. Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения. «Советское государство и право», 1966, № 10.
  3. Иоффе О.С., М.Д. Шаргородский. Вопросы теории права. М., Юриздат, 1961, стр. 354.
  4. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1, М., 1981 г.
  5. Козлов Ю.М. Административные правоотношения.. М., 1976г.
  6. Петров Г.И. Советские административные правоотношения., Л., 1972г.
  7. Практикум по административному праву. Под ред. Д.Н. Бахраха. М., Изд. БЕК, 1995г.
  8. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998г.
  9. Финансовое право. Под ред. В. В. Бесчеревных и С. Д. Цыпкин. М., «Юридическая литература», 1967, стр. 44. См. также: Финансовое право. Под ред. Е. А. Ровинского. М., «Юридическая литература», 1971, стр. 46-49.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Примеры разного рода административно-правовых отношений:

1. а) Правительство отменило приказ Министра;

б) Президент  подписал Указ о награждении Ненашева орденом «За личное мужество»;

в) Правительство  России своим распоряжением поручило Госкомимуществу России провести приватизацию научно  исследовательского института;

г) Министерство путей сообщения обратилось в  Министерство здравоохранения с предложением об увеличении   количества врачей, подготавливаемых для медицинских учреждений железнодорожного транспорта;

д) правления  обществ охотников и рыболовов  Свердловской и Тюменской областей согласовали свои действия по борьбе с браконьерством;  

е) отдел юстиции  областной администрации зарегистрировал  Устав общественного объединения;

ж) глава поселковой администрации заслушал квартальный  отчет участкового инспектора милиции  о работе по предупреждению правонарушений;  

з) областной  суд отменил решение городского народного суда о признании ордера недействительным;  

и) районный прокурор санкционировал административное выселение  Самойловых из жилого помещения, грозящего  обвалом;  

к) глава сельсовета заключил со строительным управлением  соглашение на ремонт помещения сельсовета, решил  вопрос о передаче мебели сельского клуба участковой больнице, внес в районную администрацию предложение о на  значении пособия одинокой матери двоих детей;

л) противопожарная  и аварийно-спасательная службы УВД области провели инспектирование добровольных пожарных обществ.

2.  а) Мартынов  – пенсионер, инвалид войны,  активный общественник обратил  внимание на то, что его сосед  Зайцев в сквере возле дома  организовал с друзьями выпивку,  и потребовал от него немедленно прекратить ее и разойтись.   Зайцев заметил на это, что требовать может только милиционер, а он – лишь просить. Просьба же юридического   значения не имеет.

 б)  Проезжая  в трамвае, Мартынов потребовал, чтобы пассажир освободил для  него место, предназначенное для инвалидов, и пояснил, что он имеет право, а пассажир юридически обязан перед ним, так как существуют правила пользования трамваем, утвержденные администрацией.

 в)  Ночью  Мартынов был разбужен громким  пением под гитару под окнами  его квартиры. Выйдя на улицу, он увидел соседа Зайцева и его подругу Птичкину. Возмутившись, он сказал, что нельзя нарушать закон и потребовал прекратить шум и дать ему покой. Зайцев обругал Мартынова, заявил, что это не его дело, и продолжал развлекаться, хотя было уже два часа ночи.

 

  3.   На  основании Закона о воинской  обязанности и военной службе  Президент РФ издал указ об  очередном призыве на действительную  военную службу и об увольнении  в запас военнослужащих, отслуживших  сроки военной службы. Районные  и городские военные комиссариаты установили своими приказами точные сроки явки граждан,   приписанных к призывным участкам.11

  1. Создаваемые гражданами  общественные  объединения регистрируются в порядке, предусмотренном федеральным законом, и приобретать права  юридического  лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
  1. Создаваемые гражданами общественные объединения регистрируются в порядке, предусмотренном Федеральным законом, и приобретать  права  юридического  лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
  1. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
  1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. Общественное объединение  вправе  не  регистрироваться  в органах юстиции. В   этом случае данное объединение не приобретает прав юридического лица.
  1. Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации.                 
  1. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.
  1. Государство и его органы, общественные объединения и отдельные граждане несут равную ответственность за соблюдение настоящего Федерального закона и других законов об отдельных видах общественных объединений.
  1. Общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные настоящим Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы и с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных к ответственности.

Информация о работе Разграничение административных и других правовых отношений