Развитие противодействия коррупции в органах государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время разработка правовых методов и средств противодействия коррупции составляет одну из наиболее актуальных и важных задач развития современного государства и общества, поскольку коррупция является серьезнейшей проблемой нашей страны, однозначно представляет колоссальную социальную угрозу и выступает одним из наиболее серьезных условий, препятствующих результативному и эффективному развитию государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие коррупции, ее возникновение 5
1.1Понятие коррупции 5
1.2 Причины возникновения коррупции 9
1.2Последствия коррупции 13
Глава 2. Противодействие коррупции в историческом развитии 15
Глава 3. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции 19
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

определенная степень учета (контроля) и прозрачности действий представителей власти; здесь, однако, существует опасность коррупции самих контролирующих институтов и, таким образом, восхождения коррупции на более высокие уровни управления.

Пятой, по количеству упоминаний, причиной был назван переходный период, переживаемый страной, период первоначального накопления капитала. При этом эксперты ссылались на зарубежные страны, которые, по их мнению, также пережили такой период, сопровождавшийся резким увеличением коррупции.

Шестой причиной роста коррупции, по мнению экспертов, является отсутствие общественного контроля над властью. К этой причине можно отнести и уничтожение независимых СМИ, которые являются одним из элементов системы гражданского контроля.

Седьмой причиной являются факторы социально-психологического и нравственного характера. К ним можно отнести массовый психологический стресс, который испытало население в ходе реформ, потеряв все сбережения, став главной жертвой приватизации, в результате которой появились сверхбогатые и новые бедные.

Итак, причинами коррупции в первую очередь становится слабость политической власти, противоречия и запоздалость законодательных решений. Причины коррупционных проявлений в органах государственной власти обусловлены рядом негативных социальных факторов экономического, идеологического и духовно-нравственного характера, а также недостатками в деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие коррупции.

    1. Последствия коррупции

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны. В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

  • Нарушает механизм рыночной конкуренции, способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.
  • Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.
  • Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.
  • Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель.
  • Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к:

  • Формированию в обществе «двойного стандарта» морали и поведения, девальвации социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения.
  • Перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности.
  • Дискредитации права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются:

  • в смещении целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.
  • в снижении престижа страны на международной арене, что детерминируют политической и экономической изоляции.
  • в снижении доверия общества к власти, разочаровании в ценностях демократии и может способствовать переходу к более жестким формам государственного устройства, в том числе и диктатуре.

Одной из важнейших проблем, способствующих познанию коррупции, ее освещению и преодолению, является определение масштаба ущерба, наносимого обществу этим негативным явлением.

Итак, на сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции; при этом причины коррупции остаются практически без внимания. Несомненно, необходимы целенаправленные усилия не только со стороны государства в целом, но и гражданского общества и граждан в частности. Бесспорным является тот факт, что реализация вышеуказанных мер будет способствовать предупреждению коррупции. Вместе с тем совершенствование законодательства должно идти по пути минимизации возможностей проявления коррупции, включать в себя комплекс мер, направленных не только на решение проблемы несовершенства законодательства как фактора, способствующего расцвету коррупции и отсутствию контроля деятельности органов власти, ущербности кадровой политики, а также на уменьшение масштабов государственного администрирования, но и на снижение общественной незрелости и деформированности правового и нравственного сознания гражданского общества, формирование нетерпимости к коррупционному поведению, выработку устойчивого антикоррупционного стандарта поведения в обществе, повышение правового сознания граждан и правовой культуры общества в целом.

 

 

 

Глава 2. Противодействие коррупции в историческом развитии

В научной литературе справедливо указывается на то, что истоки, корни коррупции в России следует искать в ее древней и средневековой истории. Корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в9. Одни из первых законодательных ограничений коррупционных действий были отмечены при Иване III. Иван Грозный ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Во время царствования Ивана Грозного произошла первая казнь за взятку - казнили дьяка, принявшего помимо положенного ему еще и начиненного монетами жареного гуся.

История противодействия коррупции показывает, что ее существование как препятствие развитию страны впервые было осознано Петром I. Он видел в недобросовестности чиновников чуть ли не главного врага своих реформ. Соответственно и меры по отношению к врагу принимались серьезные.

Распространенность лихоимства (взяточничества) в России была столь значительной, что по Указу Петра I от 25 августа 1713 г. и позднейшим Узаконениям лихоимцам была определена в качестве наказания смертная казнь10. Однако и она не слишком устрашала казнокрадов. Петр I со всей определенностью попытался запретить обмен дарами между чиновниками и просителями и окончательно объявить давнюю традицию отклонением от нормы, введя в 1715 г. регулярный оклад для служащих. В результате добился лишь того, что взятки стали брать осторожнее и перешли на деньги.

Чтобы представить себе хотя бы приблизительные масштабы продажности российских чиновников, достаточно вспомнить такие исторические персонажи, как дьяки и подьячие царских приказов допетровского и столоначальники поздних периодов; ближайшего сподвижника Петра I князя А.Д. Меньшикова, чудом избежавшего ссылки в Сибирь, когда выяснилось, что он брал взятки за предоставление выгодных военных подрядов; казненного при Петре же за казнокрадство и лихоимство сибирского губернатора Гагарина; казнокрадов и взяточников высочайшего уровня из ближнего окружения последнего российского императора

Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен при всем истеблишменте сибирский губернатор князь Матвей Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала (Главного прокурора) Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.

После казни Гагарина разъяренный мздоимцами царь намеревался даже издать указ, по которому каждый, кто украдет у казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен. Остановило Петра только признание генерал-прокурора графа П. Ягужинского, что они все воруют, только один больше и заметнее, чем другой. А потому, дескать, новый указ может оставить императора без подданных. Генерал-прокурор был уверен, что скорее кончатся подданные, чем удастся искоренить казнокрадство и взяточничество. Эта уверенность подкреплялась традиционной двойственностью государственной политики в сфере противодействия коррупциий, когда одним прощалось то, за что безжалостно карали других.

После смерти Петра масштабы коррупции только расширялись и достигли своеобразного апогея при Екатерине Великой.

Надо сказать, что первоначально Екатерина Великая пыталась искоренить и найти справедливейшее средство для борьбы с коррупцией. Средство это, как казалось императрице, должно было заключаться в заполнении вакантных должностей достойными в знании и честными людьми и в назначении им к безбедному пропитанию по мере каждого довольного жалованья. Действенных результатов это средство не дало.

Понимая, что кардинально изменить что-либо у нее не получилось, Екатерина достаточно быстро смирилась с практикой коррупции и казнокрадства, подведя даже под свое бессилие в борьбе с пороком любопытную философскую базу. Императрица, например, предпочитала не менять генерал-губернаторов, полагая, что тот, кто долго сидит на своем месте, уже наворовал и набрал взяток, а всякий вновь назначенный начнет все сначала.

В Советском государстве отношение к коррупции было довольно двойственным. С одной стороны, злоупотребление служебным положением рассматривалось как одно из наиболее тяжких преступлений, за которое предусматривались суровые меры вплоть до расстрела. С другой - при отсутствии независимой судебной власти чиновничество (номенклатура) представляло класс, неподвластный контролю общества, и не боялось наказаний. Если умолчать об этих явлениях не представлялось возможным, то они преподносились как некие издержки функционирования органов власти либо как отдельные факты, не вытекавшие с неизбежностью из существовавшей системы. Это создавало благоприятную почву для дальнейшего внедрения коррупции в общественные отношения при либерализации экономических и политических отношений в стране на рубеже 90-х годов.

Приведенный выше исторический экскурс однозначно свидетельствует о многочисленных безуспешных попытках государства покончить с коррупцией. В числе причин неудач в этом противодействии можно назвать неизменность и однобокость используемых подходов. Приоритетным направлением в этой борьбе выступали репрессии, которые не могут принести долговременных положительных результатов. С приходом к власти нового правителя подходы его предшественников кардинально не менялись, лишь слегка корректировались и дополнялись. Кроме того, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это приводило к двум последствиям: боровшиеся были не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг.

Сложно представить, что коррумпированное чиновничество станет добровольно предпринимать эффективные меры, направленные на противодействие коррупции. Следует отметить, что, к сожалению, воз и ныне там. Власть предпринимает определенные меры в плане ограничения масштабов коррупции, но медленно, не настойчиво, с оглядкой. В настоящее время в России отсутствует однозначно выраженная, свободная от двойных стандартов и нелогичных действий политическая воля противодействовать коррупции.

 

 

Глава 3. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Как показывает анализ практики противодействия коррупции, деятельность органов исполнительной власти больше других органов власти подвержена коррупции, так как она осуществляет оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами11.

Как известно, проблема противодействия коррупции в органах государственной власти и управления на сегодняшний день для Российской Федерации представляется одной из наиболее острых. Глава государства и высшее руководство страны неоднократно справедливо отмечали разрушительный характер сложившейся гипертрофированной коррупционности властных структур для российской государственности. В этой связи одним из важнейших направлений осуществляемой сегодня в России административной реформы является совершенствование антикоррупционного законодательства в целом и административного антикоррупционного законодательства в частности как на федеральном, так и на региональном уровнях. И в этом направлении, несомненно, уже достигнуты весьма значительные результаты, положительно воспринятые и оцененные общественностью страны.

В антикоррупционной деятельности можно выделить несколько уровней

  • оперативный уровень;

  • тактический уровень;

  • стратегический уровень;

  • политический уровень.

Государственная антикоррупционная политика как процесс представляет собой целенаправленную  деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей по снижению коррупции в целом в обществе  и отдельных его сферах. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия - «государственная политика» и «общественная политика». Государственная антикоррупционная политика формируется преимущественно государством, общественная политика связывается с активным участием граждан, с высоким уровнем социально-политической субъектности в формировании и реализации государственной антикоррупционной политики через институты гражданского общества. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами антикоррупционной  политики, и ее объектами.

Информация о работе Развитие противодействия коррупции в органах государственной власти