Развитие противодействия коррупции в органах государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время разработка правовых методов и средств противодействия коррупции составляет одну из наиболее актуальных и важных задач развития современного государства и общества, поскольку коррупция является серьезнейшей проблемой нашей страны, однозначно представляет колоссальную социальную угрозу и выступает одним из наиболее серьезных условий, препятствующих результативному и эффективному развитию государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие коррупции, ее возникновение 5
1.1Понятие коррупции 5
1.2 Причины возникновения коррупции 9
1.2Последствия коррупции 13
Глава 2. Противодействие коррупции в историческом развитии 15
Глава 3. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции 19
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема. Развитие противодействия коррупции в органах государственной власти

 

Оглавление

 

 

 

Введение

В настоящее время разработка правовых методов и средств противодействия коррупции составляет одну из наиболее актуальных и важных задач развития современного государства и общества, поскольку коррупция является серьезнейшей проблемой нашей страны, однозначно представляет колоссальную социальную угрозу и выступает одним из наиболее серьезных условий, препятствующих результативному и эффективному развитию государства.

Коррупцию, представляющую собой сложный социальный феномен, порожденный обществом, как правило, отождествляют со взяточничеством в системе государственной и муниципальной службы, рассматривая в большинстве случаев как форму злоупотребления служебным положением в групповых или собственных интересах. Не вызывает сомнения, что коррумпированные государственные и муниципальные служащие осуществляют свои обязанности неэффективно, предвзято и необъективно.

К разработке действенных механизмов предотвращения коррупции и их нормативного закрепления в настоящее время обращаются специалисты в сфере государственного, административного и муниципального права. Этой проблематике в связи с развитием института государственной службы и института государственной гражданской службы, в частности института муниципальной службы, посвящены монографии и диссертационные исследования.

Целью настоящего курсового проекта является анализ развития противодействия коррупции в органах государственной власти. В связи с этим представляется необходимым решение следующих задач:

- определить понятие коррупции и обозначить причины ее возникновения в органах государственной власти;

- исследовать историю противодействия коррупции в органах государственной власти;

- проанализировать основные  меры противодействия коррупции в органах государственной власти.

Цель и задачи курсового проекта определили ее структуру, которая представлена введением, тремя главами и заключением.

 

Глава 1. Понятие коррупции, ее возникновение

    1. Понятие коррупции

Россия относится к странам с очень высоким уровнем коррупции. Согласно исследованиям, проведенным международной организацией TransparencyInternational, и индексу коррумпированности за 2009 г., Россия занимает 154-е место из 180 стран1. Более тяжелая ситуация только у таких стран, как Таджикистан, Ангола, Сомали.

Тенденция развития ситуации указывает на то, что с 2002 по 2008 г. ситуация с коррупцией ухудшалась, несмотря на все меры, принимаемые Правительством Российской Федерации. В 2009 году Россия слегка стабилизировала свои показатели и стала занимать соответственно 146-е место.

Коррупция среди лиц, находящихся на государственной службе, в Российской Федерации достигает огромных величин - до 75%.

Ситуация с коррупцией и взяточничеством на территории России неоднородна и часто сильно разнится в зависимости от одного региона к другому.

Коррупция - сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Разнообразие формулировок коррупции не всегда позволяет выявить все ее существенные признаки. Общепринятым является понимание коррупции как использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам. Характерным признаком коррупции можно считать конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (подп. «а» п. 1 ст. 1) и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» (подп. «б» п. 1 ст. 1)2.

Коррупция проявляется в совершении:

- преступлений коррупционной  направленности (хищение материальных  и денежных средств с использованием  служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий  подкуп и т.д.);

- административных правонарушений (мелкое хищение материальных  и денежных средств с использованием  служебного положения, нецелевое  использование бюджетных средств  и средств внебюджетных фондов  и другие составы, предусмотренные  КоАП РФ)3;

- дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

- запрещенных гражданско-правовых  сделок (например, принятие в дар  или дарение подарков, оказание  услуг госслужащему третьими  лицами).

Таким образом, под коррупцией можно понимать:

1) подкуп, получение или  дачу взятки, иные коррупционные  преступления;

2) любое незаконное использование  лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением как для себя, так и для аффилированных лиц (например, своих родственников) выгоды материального характера (имущества, услуг или льгот), а также иной нематериальной выгоды вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.

К коррупционным проявлениям относятся как коррупционные правонарушения, так и иные явления, т.е. коррупционные правонарушения являются одной из форм коррупционных проявлений. К последним относятся поведение публичного служащего, которое может привести к совершению коррупционного правонарушения; издание нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы; покровительство публичному служащему со стороны должностного лица; совершение лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий (прав и обязанностей по должности), и др.

Под коррупционным проявлением также следует понимать деятельность лиц, наделенных властными полномочиями и использующих, как правило, пробелы и противоречия в регламентации реализации таких полномочий, что порождает коррупционные правонарушения или способствует их совершению.

Отличительными признаками коррупционных действий в управленческой сфере являются сделка между должностным лицом (служащим) и лицом, заинтересованным в определенном поведении указанных лиц; обоюдно возмездный, но не обязательно материальный характер такой сделки; заведомая противоправность такой сделки, совершение которой запрещено под угрозой юридической ответственности, предусмотренной нормами действующего законодательства.

Характерными признаками коррупции являются:

1) использование публичным  лицом своего должностного или  иного служебного положения вопреки  законным интересам общества  и государства;

2) получение неправомерных  выгод как имущественного, так  и неимущественного характера  для себя либо другого физического  или юридического лица, а равно  незаконное предоставление такой  выгоды физическим или юридическим  лицом должностному лицу, государственному  или муниципальному служащему  в своих интересах, а также  от имени или в интересах  другого физического или юридического  лица.

3) наличие корыстной цели (получение имущественных выгод) или личной заинтересованности в неправомерных преимуществах имущественного или неимущественного характера. Заинтересованность проявляется в стремлении должностного или иного публичного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера и других имущественных выгод; иная личная заинтересованность - в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, протекционизм, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении каких-либо вопросов4.

В юридической литературе к коррупционным проявлениям в деятельности государственных служащих, которые по своему сущностному содержанию носят характер коррупционного правонарушения, но не легитимированы в качестве таковых, отнесены:

- использование государственным  служащим своих служебных полномочий  при решении разнообразных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;

- предоставление не предусмотренных  законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении  на государственную службу и  продвижении по государственной  службе;

- неправомерное предпочтение  физическим лицам, индивидуальным  предпринимателям, юридическим лицам  в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия  в осуществлении предпринимательской  деятельности;

- использование в личных  или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных  обязанностей, если такая информация  не подлежит официальному распространению;

- требование от физических  и юридических лиц информации, предоставление которой этими  лицами не предусмотрено законом;

- нарушение установленного  законом порядка рассмотрения  обращений физических и юридических  лиц;

- дарение подарков и  оказание неслужебных услуг вышестоящим  должностным лицам, за исключением  символических знаков внимания и протокольных мероприятий5.

В заключение следует отметить, что коррупция, по мнению автора, представляет собой негативное социальное явление, принимающее в современных условиях масштабы, угрожающие национальной безопасности государств, связанное с существованием в государственных, негосударственных и коммерческих структурах слоя лиц, наделенных определенными полномочиями, которые получают от заинтересованных лиц или организаций непредусмотренные законодательством материальные блага и преимущества за деяния, которые могут быть выполнены с использованием их официального статуса и соответствующих возможностей, а также подкуп таких лиц путем предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

1.2 Причины возникновения коррупции

Известно, что в основе возникновения и развития коррупции лежат экономические отношения и экономика в целом, а фундаментом коррупции являются экономические правонарушения и преступления, приводящие к появлению сверхприбыли, используемой для коррупции, в том числе в виде «отката», что формирует криминально-коррупционные сектора экономики. Такие субъекты различны, но их объединяет отношение к проблемам национально-государственных интересов и национальной экономической безопасности6.

Есть все основания для того, чтобы утверждать, что существуют некие «центры силы», которые обусловливают существование системы коррупции в России и поддерживают ее существование, как правило, вопреки не только жизненным интересам страны, но и самому продолжению ее жизни. Эти центры сосредоточены: а) в нескольких странах, использующих или стремящихся максимально использовать ресурсы нашей страны в собственных интересах и целях; б) в группе транснациональных негосударственных хозяйствующих структур (ТНК и МНК), в тех нелегитимных деловых отношениях, которые они навязывают различным регионам планеты в собственных интересах, в складывающихся принципах взаимодействия хозяйствующих субъектов и государственных структур. Причем речь идет как о зарубежных, так и об отечественных ТНК и МНК; в) в частных лицах, группах частных лиц, организациях, этнических сообществах, хозяйственных субъектах, представителях теневой и криминальной экономики, организованных преступных формированиях внутри страны, имеющих обособленные интересы.

Социальной базой коррупции служит сильнейшее имущественное расслоение граждан, особенно на фоне общей бедности или слабости государства. Двадцать российских богачей сегодня имеют совокупный доход, сопоставимый с государственным бюджетом страны7. Беднейшие страны мира, как показывают специальные исследования, в то же время и самые коррумпированные. В этих странах возникает порочный круг: коррупция препятствует экономическому развитию, а общая бедность провоцирует новый виток коррупции8.

Особенности современной коррупции заключаются в существенно большей распространенности ее денежных форм, увеличении экономической составляющей, открытости и особенно - в цинизме.

Второй причиной коррупции являются политические причины: они заключаются в отсутствии политической воли и ответственности; существовании некоторых внутренних и внешних факторов, которые навязывают групповые интересы при принятии решений; нерешении проблем восточных районов; в ошибках в ходе реализации экономических и социальных реформ; недобросовестной политической конкуренции; злоупотреблении властью в отношении средств массовой информации.

Политической основой коррупции служит слабость или перерождение государства, его бюрократизация и закрытость, непрозрачность. Это также стало очевидным.

Третьей причиной усиления коррупции является несовершенство законодательства.

Российскую коррупцию питает довольно свободное отношение соотечественников к законам. Несмотря на насаждение на российской почве западного легализма в течение более чем 300 лет, общий уровень правосознания, правовой культуры остается низким.

К четвертой группе причин относятся институциональные причины, включающие в себя: неправильную кадровую политику, которая приводит к поиску способов получения незаконных доходов; выдвижение на ответственные должности некомпетентных лиц; низкую заработную плату госслужащих и неразвитую систему их социальной защиты (социальных льгот госслужащим и их семьям); отсутствие гласности в деятельности центральной и местной публичной администрации; излишнюю свободу, предоставленную ответственным лицам; сниженные возможности обличения коррумпированных лиц; недостаточное оснащение правоохранительных органов техническими средствами; отсутствие требуемых людских ресурсов и эффективных тактических средств.

На возникновение и уровень коррупции влияют следующие институциональные условия:

монопольная власть чиновников; в частности, при распределении государственных товаров или государственном регулировании цен и установлении квот на производство и экспорт/импорт товаров; лицензировании экономической деятельности;

определенная степень свободы действий представителей власти, которую они вправе использовать; чем больше свободы дано чиновнику, тем больше у него возможностей толковать правила (в обмен на незаконные выплаты или иные блага); строгие правила - хорошая профилактическая мера, если им следуют, но результативнее - упростить правила;

Информация о работе Развитие противодействия коррупции в органах государственной власти