Предложение переименовать милицию в полицию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Милиция является одной из наиболее значимых структур в системе органов внутренних дел. Как мы знаем из повседневной жизни, она обеспечивает соблюдение общественного порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и общественных объединений, охраны собственности и борьбы с преступностью. Я выбрал данную тему т.к. реформирование данного органа имеет большую значимость и для государства, и для общества и для каждого человека в отдельности.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Милиция является одной из наиболее значимых структур в системе органов внутренних дел. Как мы знаем из повседневной жизни, она обеспечивает соблюдение общественного порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и общественных объединений, охраны собственности и борьбы с преступностью. Я выбрал данную тему т.к. реформирование данного органа имеет большую значимость и для государства, и для общества и для каждого человека в отдельности. Эта тема очень актуальна в данное время, т.к. законопроект о «Полиции РФ» был принят сравнительно недавно и важно пронаблюдать его значение для общества.

В своей работе хочу проследить изменения этого органа и выявить положительные и отрицательные стороны законопроекта. 
История становления российской полицейской системы

Отечественная история учит, что к реформированию правоохранительных органов следует  подходить взвешенно, учитывая объективные  закономерности развития общества и  государства.

Как постоянно  действующий орган полиция в России была создана в результате реформ Петра I. По его замыслу, она была призвана заменить прежнюю систему - Разбойный приказ и Губные избы. Но эти преобразования проводились поспешно и не всегда отвечали требованиям российской действительности. Ломая старое, власть не располагала достаточными ресурсами для борьбы с преступностью. В последующем, в 1802 году, созданию министерства внутренних дел России способствовали глубокие преобразования в государственном управлении, связанные с реформами графа М.М. Сперанского. Значительные перемены произошли в полиции и в период правления Александра II, когда в стране разворачивались масштабные социально-экономические и политические реформы. Изменения в стране влияли и на вектор развития министерства внутренних дел. Ведь это ведомство являлось одним из ключевых государственных институтов, играло основную роль в противодействии политическому и криминальному террору. МВД исполняло важные административные, хозяйственные и экономические функции, входившие тогда в его компетенцию.

После Февральской  революции 1917 года министерство внутренних дел России было ликвидировано. Большевики восстанавливали правоохранительные органы в чрезвычайных обстоятельствах  революции и Гражданской войны. Наркомат внутренних дел (НКВД) был создан как центральный орган, задачей которого стало укрепление революционной законности. Его становление и развитие определялось социально-политическими, организационными и правовыми экспериментами: упразднением и восстановлением органов, различных структурных преобразований в системе. Именно в эти годы формируется "классовая модель" органов внутренних дел как составная часть исполнительной власти рабоче-крестьянского государства.

К началу Великой  Отечественной войны окончательно были определены функции НКВД СССР, связанные с регулированием как правоохранительной, так и хозяйственно-экономической сфер жизни общества. По окончании войны в министерстве внутренних дел СССР проводились реорганизации: объединение (1953), а потом разъединение (1954) министерства и органов госбезопасности.

Значительные  изменения происходят в МВД СССР в 1956-1968 годах. Тогда был введен принцип  двойного подчинения органов внутренних дел, МВД переименовали в министерство охраны общественного порядка (МООП), а затем упразднили как общесоюзное министерство. Но это не имело успеха, что объективно обусловило необходимость восстановления МВД СССР с его характерными задачами и функциями.

После восстановления МВД СССР деятельность органов внутренних дел постоянно совершенствовалась. Укреплялась система научного обеспечения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, ведомственного образования, развивался институт участковых уполномоченных милиции, создавались автоматизированные системы управления и др.

В целом развитие милиции вплоть до второй половины 80-х годов происходило эволюционно. В этот период было немало сделано для оптимизации структуры управления ОВД, обеспечения законности, правопорядка, безопасности граждан.

После распада  СССР предпринята очередная попытка реформирования органов внутренних дел: было создано министерство безопасности и внутренних дел РФ, которое, однако, просуществовало недолго.

Таким образом, правоохранительная система страны развивалась одновременно с российским обществом. И на разных этапах своего развития эти процессы проходили порой болезненно и неоднозначно. Радикальные же способы реформирования не приводили к должному результату.1

Очевидно, что  изначально полиции были присущи  только инструментальные функции проводника и защитника государственных интересов в определённой сфере деятельности. Даже самое слово «полиция», впервые вошедшие в широкий оборот во французском языке, происходит от древнегреческого слова, в переводе означающего «государство, штат»

Привычный для  постсоветского пространства термин «милиция» в данном случае есть специфическое название органов, выполняющих полицейские функции и не более того. Хотя этимология этого термина (от лат. militia — войско, народное ополчение) во многом противоположна сущности полиции, реальное положение дел подтверждает сущностную и функциональную тождественность полиции и милиции.

В советский  период в отечественной политико-правовой науке имело место акцентирование внимания на якобы отличной природе  милиции в сравнении с полицией в силу их различного происхождения. Утверждалось, что полиция, создаваемая государством, есть инструмент принуждения и выражает интересы господствующего класса, в то время как милиция формируется снизу народной волей, и защищает интересы народа.2

Я. Гилинский  пишет: «В действительности, милиция – это вооруженные группы населения, обычно создаваемые для самообороны граждан, для поддержания правопорядка в неординарных случаях… поэтому после октября 1917 года некоторое время наша милиция вполне соответствовала своему названию… Но позднее, когда была создана соответствующая профессиональная государственная служба, старое название сохранилось, очевидно, лишь для того, чтобы подчеркнуть отличие нашей милиции от их полиции. В действительности же российская милиция давно уже (свыше 80 лет) есть полиция – по своим функциям, организации, профессиональным кадрам, униформе и т. д., и надо полагать, в недалеком будущем обретет свое подлинное имя».3

Сегодня на страницах  печати все чаще высказываются предложения  о необходимости реформирования органов внутренних дел. Однако следует различать объективную критику милиции, порожденную необходимостью совершенствования правоохранительных институтов, и политически ангажированную критику, цель которой - дестабилизировать ситуацию. Можно со всей определенностью сказать, что какие бы изменения ни проводились, они не должны приводить к хаосу в обществе.

 

Предложение переименовать милицию в полицию

Идея переименовать  милицию в полицию принадлежит  главе Счетной палаты РФ, бывшему  главе МВД РФ Сергею Степашину. 21 января он предложил создать в стране профессиональную полицию, поскольку в то время ходили слухи о том, что милиция общественной безопасности будет упразднена.

Это предложение  поддержал спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который высказался за лишение милиции функций по борьбе с криминалом и передачу их полиции. Милиции при этом предлагалось оставить лишь охрану правопорядка (разделение МВД на федеральную полицию и местную милицию). Однако, несмотря на поддержку некоторых законодателей и многих экспертов, в самом МВД к идее разделения отнеслись прохладно.

6 августа президент России Дмитрий Медведев провел совещание по разработке изменений в законе "О милиции", на котором выступил с рядом предложений. Президент предложил вернуть российской милиции прежнее название и переименовать ее вновь в полицию.

"На мой  взгляд, пришла пора вернуть милиции ее прежнее наименование и именовать в дальнейшем органы правопорядка полицией", - сказал глава государства на совещании по поправкам в закон "О милиции".

Аргументируя свое предложение  переименовать милицию в полицию, Д.Медведев сказал, что название "милиция", введенное после Октябрьской революции 1917г., подчеркивает народный характер правоохранительных органов, "это по сути дружинники в погонах". Полиция же, по его мнению, ассоциируется с профессиональными людьми, "которые работают эффективно, честно, слаженно".4

Большинство россиян  поддерживают предложение президента России Дмитрия Медведева переименовать  милицию в полицию. Об этом сообщил  в интервью ИТАР-ТАСС замглавы МВД  РФ Сергей Булавин.

Он отметил, что "эта тема не нова и еще в 1991 году стоял вопрос о переименовании милиции в полицию, был даже подготовлен соответствующий законопроект, но его не поддержал Верховный совет".

"Судя по  отзывам, пока граждан, которые  против переименования, совсем мало. Большинство поддерживают, - сказал С.Булавин. - В свою очередь, мы ведем большую информационную работу, разъясняя людям, что дело не в смене названия, а в изменении качества работы органов правопорядка". "Молодежь, кстати, вся выступает за полицию, говорят, что это - европейские стандарты и давно уже нужно было это сделать, - отметил собеседник агентства. - Более консервативно, конечно, старшее поколение. Но думаю, проанализировав все "за" и "против", они также согласятся с необходимостью смены названия".

"Термин "полиция"  у большинства сотрудников органов  внутренних дел отторжения не  вызывает. Фактически мы уже давно  полицейские и по сути, и по  форме. В таком качестве нас  воспринимает и международное  полицейское сообщество. Мы являемся  членами Интерпола - международной полицейской организации", - сказал С.Булавин.

"Если вспомнить,  в России первым органом охраны  правопорядка была полиция, - заметил  он. - Поэтому речь идет о возвращении  к историческому названию, наполненному  современным содержанием".

"Это будем не просто переименование, а обновление содержания деятельности. Во главу угла будут поставлены права и свободы граждан, именно их защита и соблюдение будет являться целью деятельности полиции", - подчеркнул замминистра. Он обратил внимание на тот факт, что "именно население будет оценивать полицию и общественное мнение будет являться основополагающим критерием оценки работы". "В зависимости от того, как население относится к руководителям полиции, конкретным сотрудникам, мы и будем делать вывод об их профпригодности и квалификации", - добавил замглавы МВД. 5

 

 

«Палочная» система милиции

«Министерство внутренних дел будет прислушиваться к гласу народа, оценивая своих сотрудников. Если о начальнике думают хорошо, то скорее всего, службу он знает».

Это не благие пожелания, а новый приказ министра внутренних дел Рашида Нургалиева. О нем он сообщил на заседании президиума Ассоциации юристов России, посвященного модернизации МВД. По мнению многих аналитиков, одна из причин бед нашей милиции (а значит, и всего общества) - пресловутая "палочная" система. Теперь ее пытаются отправить в прошлое.

Генри Резник, заявил, что "надо уходить от палочной системы, ориентированной  на показатели, установленные сверху". Это - бесспорная мысль, с которой  соглашаются и милиционеры, работающие, как говорится, на земле. Проблема в том, что милицейскому начальству надо как-то оценивать работу подчиненных, и какую систему бы ни разрабатывали в ведомстве, всегда получалась - палочная. При ней милиционеру важней не раскрывать реальные преступления и наводить порядок в подведомственном районе, а улучшать статистику. Это взаимоисключающие вещи. Например, если на земле какого-нибудь участкового все бросят пить и дебоширить, у него появятся проблемы: начальство все равно будет требовать протоколов и штрафов, иначе как докажешь, что человек работает? Да и штрафы пополняют казну.6

Сопредседатель Ассоциации юристов России, глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин заявил, что создание профессиональной полиции - это решение абсолютно правильное".7

 

 

 

Законопроект  «О полиции»

Новый законопроект "О полиции", который заменит действующий закон "О милиции" представлен 7 августа на общественное обсуждение в интернете на сайте www.zakonoproekt2010.ru. 

          Законопроект подготовлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010г. №208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Новый документ, разработанный и вынесенный на публичное  рассмотрение по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева, содержит 11 глав и 57 статей. Для сравнения, в действующем  законе восемь разделов и 40 статей.

Законопроект  направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями.

Законопроектом  предусмотрено комплексное решение задач по устранению несогласованности норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также пробелов в правовом регулировании деятельности милиции. На современном этапе полиция должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.

При разработке законопроекта учитывались, во-первых, принципы и подходы к модернизации России, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009г., во-вторых, преобразования, которые осуществляются в правоохранительной сфере, в-третьих, достижения науки, отечественный и зарубежный опыт функционирования полицейских институтов.

Информация о работе Предложение переименовать милицию в полицию