Правоохранительная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ государственной правоохранительной службы.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
–проанализировать место правоохранительной службы в системе государственной службы РФ, её принципы и задачи;
–раскрыть особенности прохождения правоохранительной службы;
–перечислить правоохранительные органы и структуры в РФ;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правоохранительная служба как вид государственной службы РФ 6
1. 1 Понятие, признаки, принципы правоохранительной службы 6
1.2 Задачи и функции правоохранительной службы 11
Глава 2. Виды правоохранительной службы в РФ 15
2.1 Правоохранительные органы РФ 15
2.2 Функции правоохранительных органов 18
Глава 3. Деятельность правоохранительной службы 20
3.1 Основные направления правоохранительной деятельности 20
3.2 Контроль над деятельностью правоохранительных органов 24
Заключение 29
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

ап.docx

— 62.13 Кб (Скачать файл)

1.2 Задачи и функции правоохранительной службы   

Как часть государственного аппарата, на который возложено выполнение исполнительных и распорядительных функций, правоохранительная служба представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых для реализации возложенных на него задач.

Основной задачей правоохранительной службы является охрана законности и  правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью, а  также предупреждение и профилактика правонарушений, которая осуществляется только на основании закона и в  соответствии с законом лицами, состоящими на службе в правоохранительных органах  и имеющие специальную профессиональную подготовку. Кроме того, деятельность правоохранительных органов связана  с решением и других вспомогательных  задач, к которым следует отнести:

- принятие и рассмотрение  сообщения о совершении преступления  или иного правонарушения;

- непосредственное обнаружение  признаков преступления или правонарушения;

- минимизация рисков причинения  вреда;

- соблюдение законности.

Однако содержание правоохранительных задач не раскрывается в нормативной  и иной литературе, которая преподносит  их как нечто само собою разумеющееся10.

Исходя из поставленных задач, правоохранительная служба наделяется соответствующими функциями. Эти функции не должны выходить за рамки государственно-правовых функций политической и правовой системы современного демократического общества.

Анализ литературы позволяет  определить, что к наиболее значимым признакам функций правоохранительной службы относятся следующие11:

- устойчиво сложившаяся  предметная деятельность рассматриваемых  органов государства в важнейших  сферах общественной жизни;

- непосредственная связь  между сущностной характеристикой  государства и его социальным  назначением, которая реализуется  в деятельности этих органов;

- направленность их деятельности  на выполнение крупных задач  и достижение целей, встающих  на каждом историческом этапе  развития общества;

- соответствие определенным  процессуальным формам реализации.

На основе этих признаков, можно сформулировать следующее определение функций правоохранительной службы: под функциями правоохранительной службы можно понимать основные направления деятельности государственных и муниципальных правоохранительных органов по решению стоящих перед ними целей и задач.

Именно в функциях проявляется  сущность конкретного вида правоохранительной службы, его природа и социальное назначение. Как и основные направления  деятельности правоохранительных органов, они не должны отождествляться с  самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности.

Функции характеризуют систему  правоохранительной службы государства  в динамическом развитии. Они связаны  с объективными потребностями, устанавливаются  в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач.

К основным внутренним функциям правоохранительной службы относится  функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка, то есть, деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, повышение надежности гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, усиление борьбы с коррупцией.

С делением функций на основные и неосновные согласны не все авторы, полагая, что важность присуща всем направлениям деятельности правоохранительной системы. Однако игнорирование основных функций и выполнение в качестве таковых второстепенных приводит к  коллапсу правоохранительной системы. Поэтому исходя из факта, что социальные функции правоохранительной службы являются второстепенными, и вне связи с выполнением основных теряют всякий смысл.

Так, несомненно, к неосновным функциям следует отнести функцию  налогообложения, экологическую и  культурную функцию.

Внешние функции правоохранительной службы тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в  современном мире, который все  больше становится взаимозависимым.

Правоохранительная служба также выполняет и ряд иных функций в системе управления, обусловленных деятельностью правоохранительных органов не только как субъектов  правовых отношений, но также и как  участников политических, управленческих, организационных и иных социальных связей.

В зависимости от способов юридического воздействия и результатов преобразования в правовом регулировании общественных отношений следует разграничивать правообразующую, правопрекращающую и правоизменяющую функции правоохранительной деятельности. Первая связана с расширением сферы правового регулирования, включением в предмет правового регулирования новых общественных отношений, вторая - сужением указанной сферы, третья - изменением характера правового регулирования. Не следует полагать, что функции правоохранительной службы сводятся лишь к защитным мерам. Деятельность правоохранительных органов, в первую очередь, должна быть предупредительной. Поэтому в рамках правоохранительной службы можно выделить правообеспечительное, правовосстановительное, компенсационное, карательное направления их деятельности.

Проведенный анализ задач  и функций показывает, что эти  категории не являются статичными, раз и навсегда установленными. Наоборот, задачи и функции правоохранительной службы подвержены изменениям в соответствии с реалиями конкретного исторического  момента. Их система дополняется  новыми, ранее не присущими ей элементами, в то время как наиболее устаревшие из них уходят в историю.

Глава 2. Виды правоохранительной службы в РФ 

2.1 Правоохранительные органы  РФ

Правоохранительные органы в РФ – это специальные государственные  органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и  защиты прав и законных интересов  граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения  безопасности, правопорядка и законности в РФ12.

В законодательстве нет специально сформулированного понятия “правоохранительные  органы”. Оно сложилось на практике. Его можно также встретить  в различных документах ненормативного характера. Это понятие применяется  как обобщающее для обозначения  государственных органов, на которые  возложена обязанность осуществления  правоохранительной деятельности.

От понятия “правоохранительные  органы” необходимо отличать понятие  “правоприменительные органы”, являющееся более широким. Применять право - это, значит, действовать на основании  норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства  и современного общества. Право применяют  все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах  речь идет лишь тогда, когда право  применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных13.

Правоохранительные органы можно разделить на государственные и негосударственные. К государственным правоохранительным органам относятся:

– суд;

– прокуратура;

– органы юстиции;

– органы внутренних дел;

– органы предварительного расследования;

– таможенные органы;

– служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

– органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные  и охранные службы14.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов  государства, имеющих свои четко  определенные задачи15. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и  объективность их выводов и решений16. К таким чертам, в частности, относятся:

1. начало деятельности  правоохранительных органов в  каждом случае должно иметь  повод - сообщение о совершении  преступления или иного правонарушения  либо необходимость предупредить  преступление или другое существенное  правонарушение. Во всех иных  случаях правоохранительные органы  не вправе вмешиваться в жизнь  граждан, в деятельность других  органов государства, государственных,  общественных и частных организаций;

2. правоохранительные органы  осуществляют свою деятельность  только на основании закона  и в соответствии с законом,  а в некоторых случаях - и  в определенной процессуальной  форме. Любые произвольные действия  недопустимы. Нарушение требований  закона, допущенное в процессе  правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе  правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную  ответственность;

3. правоохранительную деятельность  могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных  органах, имеющие специальную,  чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права  осуществлять правоохранительную  деятельность является недопустимым  и при определенных условиях  расценивается как преступление;

4. решения правоохранительных  органов во всех случаях являются  мерами юридического воздействия,  основанными на законе и соответствующими  обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с  которыми имело место вмешательство  этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

5. законные и обоснованные  решения, принятые правоохранительными  органами, подлежат выполнению любыми  должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для  правонарушителей дополнительные  санкции;

6. все связанные с преступлениями  и иными правонарушениями решения  правоохранительных органов, которые  существенно влияют на права  и свободы граждан либо затрагивают  интересы государства, государственных,  общественных или частных организаций,  могут быть обжалованы в установленном  законом порядке. Воспрепятствование  осуществлению этого права является  недопустимым и при определенных  обстоятельствах может быть само  по себе правонарушением.

2.2 Функции правоохранительных органов

Надо иметь в виду не только правоохранительные органы, но и функции, которые они выполняют  для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных  и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления  прокурорского надзора и поддержания  обвинения; раскрытия и расследования  преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод17. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

- конституционного контроля;

- отправления правосудия;

- прокурорского надзора;

- расследования преступлений;

- оперативно-розыскной;

- исполнения судебных  решений;

- оказания юридической  помощи и защиты по уголовным  делам;

- предупреждения преступлений  и иных правонарушений.

В совокупности эти функции  характеризуют распределение компетенции  правоохранительных органов и в  определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или  отсутствие соответствующего правоохранительного  органа.

Каждой функции соответствуют  наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые  предоставляются - в зависимости  от содержания функции - тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, была построена правоохранительная система в дореволюционной России; в период тоталитарного режима от нее допускались серьезные, ведущие  к произволу отступления. В то время в МВД были сосредоточены: оперативно-розыскная, дознавательная и следственная функции, в значительной степени - судебная (“особое совещание”, “тройки”, “двойки”) и исполнение уголовных наказаний.

В настоящее время уже  проведены и разрабатываются  меры по разукрупнению ведомств по обеспечению общественного порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее КГБ). Подразделения и службы по обеспечению  безопасности уже рассредоточены в  ряде ведомств. Следственный аппарат  в настоящее время функционирует  в рамках четырех ведомств - прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии  необходимых финансовых, кадровых и  других средств обеспечения, видимо, будет предпринята проработка вопроса  о сосредоточении следственного  аппарата в рамках18.

Глава 3. Деятельность правоохранительной службы

3.1 Основные направления правоохранительной деятельности

Центральное место в осуществлении правоохранительной деятельности, т.е. непосредственной охраны законности и правопорядка, государственной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, отведено правоохранительным органам, которые специально занимаются решением таких в опросов. Это те органы, которые созданы в основном или главным образом для осуществления правоохранительной деятельности.

Информация о работе Правоохранительная служба