Правоохранительная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ государственной правоохранительной службы.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
–проанализировать место правоохранительной службы в системе государственной службы РФ, её принципы и задачи;
–раскрыть особенности прохождения правоохранительной службы;
–перечислить правоохранительные органы и структуры в РФ;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правоохранительная служба как вид государственной службы РФ 6
1. 1 Понятие, признаки, принципы правоохранительной службы 6
1.2 Задачи и функции правоохранительной службы 11
Глава 2. Виды правоохранительной службы в РФ 15
2.1 Правоохранительные органы РФ 15
2.2 Функции правоохранительных органов 18
Глава 3. Деятельность правоохранительной службы 20
3.1 Основные направления правоохранительной деятельности 20
3.2 Контроль над деятельностью правоохранительных органов 24
Заключение 29
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

ап.docx

— 62.13 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Правоохранительная служба как вид государственной службы РФ 6

1. 1 Понятие, признаки, принципы правоохранительной службы 6

1.2 Задачи и функции правоохранительной службы 11

Глава 2. Виды правоохранительной службы в РФ 15

2.1 Правоохранительные органы  РФ 15

2.2 Функции правоохранительных органов 18

Глава 3. Деятельность правоохранительной службы 20

3.1 Основные направления правоохранительной деятельности 20

3.2 Контроль над деятельностью правоохранительных органов 24

Заключение 29

Список литературы 30

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Трудно переоценить важность решения задач государства по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина. Преступность, несмотря на принимаемые меры, остается одним  из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических  преобразований, подрывающих авторитет  органов государственной власти и с этой точки зрения представляющих реальную угрозу безопасности. Это  неоднократно отмечалось учеными, аналитиками  и специалистами, кроме того, схожие тезисы можно найти и в различных  нормативных правовых актах, как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.

Значительные изменения, произошедшие в отечественной правовой науке в последние десятилетия, сказались и на исследовании категорий  и институтов административного  права, привели к пересмотру традиционных оценок их содержания. Особое внимание ученых направлено на группу так называемых правоохранительных органов и, в  частности, на институт правоохранительной службы.

Несмотря на обилие научных  работ по вопросам государственной  службы в целом, в юридической  науке существует очевидный дефицит  работ, посвященных отдельным видам  государственной службы, раскрывающих их сущность и специфику. Недостаток внимания юридической науки затронул и институт правоохранительной службы, играющей в условиях обеспечения  безопасности личности и государства  особую роль. Между тем, необходимость  в качественной разработке теории правоохранительной службы объективно существует. Она  обусловлена тем, что существование  правоохранительной службы и ее самостоятельное  законодательное регулирование определено Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации».

Процессы демократических  преобразований, происходящие в России, не позволяют при подготовке правовой базы правоохранительной службы замыкаться на одной лишь ее правоохранительной функции, что несвойственно правовому  государству. В современных условиях задачи и цели правоохранительной службы значительно шире, охватывают значительный круг различных правовых, социальных и нравственных явлений1.

Актуальность исследования правоохранительной службы связано  и с расширением правового  статуса российских граждан. В связи  с этим преимущество ведомственного нормотворчества в этой сфере  управления крайне нежелательно. Не только общие, но и иные нормы целесообразно  закреплять на уровне законов, а не ведомственных положений о той  или иной службе.  Анализ функционирования государственной правоохранительной службы с разных точек зрения: как  теоретическую конструкцию и  как практику законодательного (нормативно-правового) регулирования государственно-служебных  правоотношений - должен помочь законодателю в формировании новой законодательной  базы прохождения правоохранительной службы.

Теоретической основой данной курсовой работы послужили труды  отечественных и зарубежных ученых и практиков, принадлежащих к  различным научным направлениям и школам. Это работы: С.С. Алексеева, С.А. Авакьяна, Е.А. Агеевой, Д.Н. Бахраха, С.Н. Братуся, И.И. Веремеенко, М. Вебера, И.А. Галагана, О.А. Галустьяна, Е.В. Додина, М.Ф. Заба-луевой, В.Н. Карташова, М.Н. Коркунова, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, Е.И. Марковой, А.В. Облонского и др.

Цель курсовой работы: анализ государственной правоохранительной службы.

Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:

–проанализировать место  правоохранительной службы в системе  государственной службы РФ, её принципы и задачи;

–раскрыть особенности прохождения правоохранительной службы;

–перечислить правоохранительные органы и структуры в РФ;

–выявить правовую основу функционирования полиции в РФ.

Предмет курсовой работы - правоохранительная служба как составная часть административно-правового  института государственной службы.

Объектом исследования выступают  общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования  и организации государственной  правоохранительной службы Российской Федерации.

Методологической основой  исследования явился системный подход к анализу объекта исследования — правоотношениям, складывающимся по поводу организации и функционирования правоохранительной службы Российской Федерации, а также методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы.

Данная работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В настоящей работе исследованы принципы, а также особенности прохождения правоохранительной службы в РФ,  правоохранительные органы и проблемы совершенствования деятельности правоохранительной службы РФ.

 

Глава 1. Правоохранительная служба как вид государственной службы РФ   

1. 1 Понятие, признаки, принципы правоохранительной службы

Правоохранительная  служба - вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина2. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительная служба характеризуется тем, что она  осуществляется не любыми способами, а  лишь с помощью юридических мер  воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения, регламентируемые законом. Среди мер юридического воздействия важное место отводится  мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой  лишь в установленных законом  пределах3.

Следующим признаком правоохранительной службы является то, что применяемые  в ходе ее осуществления юридические  меры воздействия должны строго соответствовать  предписаниям закона. Только закон  может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко  определять ее содержания.

Характерным для правоохранительной службы является и то, что государственные  служащие правоохранительных органов  реализуют свои полномочия в установленном  законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

Не менее важным признаком  правоохранительной службы является и  то, что она может осуществляться лишь в специально уполномоченных государственных  органах, комплектуемых соответствующим  образом подготовленными служащими  – по большей части юристами. Организация и деятельность таких  государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в  том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных  вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых служащими правоохранительных органов решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

Правоохранительная деятельность осуществляется как государственными служащими правоохранительной службы, так и военнослужащими. В частности, правоохранительная служба может осуществляться в органах федеральной службы безопасности, федеральной службе по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ, органах внутренних дел, прокуратуре, органах юстиции, органах уголовно-исполнительной системы.

В настоящее время законодатель не принял самостоятельного закона о  правоохранительной службе. Деятельность государственных служащих в правоохранительной сфере регулируется законами о конкретных правоохранительных органах.

Правоохранительная служба осуществляется в соответствии с  основными принципами построения и  функционирования системы государственной  службы Российской Федерации. Говоря о принципах деятельности правоохранительной службы, следует считать, что в их основе лежат правовые принципы4.

В проекте Федерального закона «О правоохранительной службе» предлагается следующая система принципов  государственной правоохранительной службы5:

1) обязательность соблюдения  и защиты прав и свобод человека  и гражданина, интересов общества  и государства от преступных  и иных противоправных посягательств;

2) главенство законности  при исполнении возложенных обязанностей  и реализации предоставленных  прав;

3) единство организации  правоохранительной службы в  правоохранительных органах;

4) единоначалие и субординация  на правоохранительной службе;

5) взаимосвязь правоохранительной  службы с иными видами государственной  службы и муниципальной службой;

6) государственная защита  служащего правоохранительной службы;

7) обязательный профессиональный  отбор при равном доступе граждан  к правоохранительной службе;

8) соотносительность обязанностей, запретов и ограничений на  правоохранительной службе социальным  гарантиям служащего.

Данные принципы реализуются при соблюдении следующих положений:

  • служащий в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации; никто кроме лиц, уполномоченных федеральным законом, не вправе вмешиваться в его деятельность; при получении приказа или указания, явно противоречащего закону, служащий обязан принять меры, исключающие нарушение закона;
  • при исполнении возложенных на служащего служебных обязанностей он подчиняется только прямым руководителям; прямыми руководителями служащего являются руководители, которым служащий подчинен по службе, хотя бы и временно; ближайший к служащему прямой руководитель является его непосредственным руководителем; служащие, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими; старшинство определяется замещаемой должностью, а при равной должности - специальным званием (классным чином);
  • ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении служащего правоохранительной службы допускается в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства;
  • служащий не вправе отказаться от исполнения своих служебных обязанностей по причине угрозы его жизни или здоровью, если эти обязанности предусмотрены контрактом и приняты необходимые меры безопасности;
  • служащий, непрерывно замещающий одну и ту же должность руководителя в течение шести лет, подлежит обязательному переводу для замещения равнозначной должности, в том числе, в случае отсутствия такой должности, - и в другую местность (ротация);
  • в правоохранительном органе не допускается создание структурных подразделений политических партий и религиозных объединений, а также деятельность политических партий, религиозных объединений и их структурных подразделений; служебная деятельность служащего не может осуществляться в интересах профессиональных союзов, религиозных, а также созданных вне правоохранительного органа иных общественных объединений;
  • в правоохранительных органах не допускается проведение забастовок;
  • за деятельностью правоохранительных органов осуществляется общественный контроль в формах, порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации6.

Среди научных разработок существует широкий  спектр подходов к определению принципов  правоохранительной службы.

Например, А.С. Шиенкова относит к рассматриваемым принципам следующие7:

  1. организационные принципы - определяют структуру службы в органах внутренних дел, порядок ее функционирования: верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов; единство системы органов внутренних дел Российской Федерации; единоначалие;
  2. статусные принципы - устанавливают содержание государственных служебных отношений: равный доступ граждан к службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; профессионализм и компетентность сотрудников органов внутренних дел; ответственность сотрудников органов внутренних дел за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; обеспечение государственной защиты сотрудников органов внутренних дел;
  3. деонтологические принципы - составляют основополагающие идеи, обусловливающие нравственные качества лица, находящегося на правоохранительной службе в органах внутренних дел: политическая нейтральность; соблюдение чести и достоинства личности; сочетание гласности и служебной конфиденциальности. 

В.М. Бакун считает, что систему принципов правоохранительной службы следует рассматривать в единстве и взаимосвязи, тем более что в нормативных правовых актах нет дифференциации этих принципов. Законодательно установленные условия реализации принципов правоохранительной службы определяются тем, как служащие осуществляют возложенные на них обязанности, соблюдают предусмотренные законодательством ограничения и запреты8.

В.В. Щукин  полагает, что можно говорить о  таких принципах правоохранительной службы, как9:

- законность, соблюдение служебной  дисциплины;

- единство федеральной централизованной системы органов и учреждений;

- подконтрольность и подотчетность сотрудников органов соответствующим органам государственной власти и управления;

- справедливое вознаграждение  за труд, продвижение по службе  по результатам труда с учетом  способностей и квалификации;

- уважение и соблюдение прав  и свобод человека и гражданина;

- гуманизм;

- взаимодействие государственных  органов обеспечения безопасности;

- непрерывность;

- сочетание гласных и негласных  методов и средств деятельности;

- запреты и ограничения, обусловленные  служебной деятельностью (например, на членство в выборных и  иных органах, образуемых органами  государственной власти и органами  местного самоуправления; на участие  в деятельности общественных  объединений, преследующих политические  цели; совмещение основной деятельности  с иной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой).

Информация о работе Правоохранительная служба