Правовой статус Религиозных организаций и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 17:30, реферат

Краткое описание

Цель работы – наиболее полно изложить правовой статус религиозных организаций в Беларуси и путь его усовершенствования.

Содержание

Введение
Развитие религиозных конфессий на территории Беларуси начиная с конца 1980-х гг
Правовой статус Религиозных организаций
Характерные черты правового статуса Религиозных организаций
Пути совершенствования правового регулирования деятельности религиозных организаций
Полномочия и статус Республиканского органа государственного управления по делам религии
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

рел.оргю.docx

— 48.27 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра теории и истории права

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

по дисциплине: Административное право

на тему: Правовой статус Религиозных организаций и пути его совершенствования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФП, 1-й курс, ДПВ-2                                                               С.А. Уласович

 

 

Проверил                                                         

ассистент                                                                                  Д.А. Малец

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение………………………………………………………………….…3

  1. Развитие религиозных конфессий на территории Беларуси начиная с конца 1980-х гг …………………………………………........................4
  2. Правовой статус Религиозных организаций………………………….6
  3. Характерные черты правового статуса Религиозных организаций….9
  4. Пути совершенствования правового регулирования деятельности религиозных организаций………………………………………………9
  5. Полномочия и статус Республиканского органа государственного управления по делам религии …………………………………………11

      Заключение………………………………………..…..................................13

      Список  использованных источников……………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  За годы, истекшие после распада Советского Союза, в Беларуси заметно изменилось общественное сознание, в частности, претерпели серьезную эволюцию его религиозные характеристики.

  Во времена СССР неверующими себя называли до 70 процентов белорусов. К 1998 году численность неверующих сократилась до 25,4 процента, а к 2000 году - до 20 процентов, то есть примерно в 3 раза. Одновременно существенно увеличилась число тех, кто зачисляет себя в разряд верующих людей.

  Рост численности верующих особенно заметен среди женщин. К середине 2000 года их стало почти 60 процентов от числа опрошенных. Для сравнения, верующими себя считают 35,3 процента мужчин.

  Переход от общества, всячески ограничивавшего религиозные потребности граждан, к обществу, в котором религия признается нормальным аспектом духовной жизни, вызвал к жизни новые религиозные организации и объединения, культовые сооружения, а также кадры духовенства. Только на протяжении последних девяти лет почти на 40 процентов увеличилось количество религиозных объединений.

  Религиозная картина Республики Беларусь в настоящее время отличается пестротой и разнообразием. На ее территории действуют с зарегистрированными уставами 2780 религиозных общин, центров и управлений, миссий, братств, духовных образовательных учреждений 26 вероисповеданий, направлений и толков. Функционируют учреждения и епархии белорусской православной и римско-католической церкви, духовное управление мусульман, старообрядческий религиозный центр, белорусские объединения церкви евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, христиан веры евангельской и т. д.

  Вопрос будущего нашей страны, ее исторической судьбы, как европейского государства, во многом зависит от того каким образом белорусское общество будет понимать место религии и церкви в нравственном и культурном самоопределении, на какие религиозные традиции и ценности станет ориентировать своих граждан, к какому вероисповедному берегу направит национальное самосознание белорусов.

  Цель моей работы – наиболее полно изложить правовой статус религиозных организаций в Беларуси и путь его усовершенствования.

 

 

 

 

1 Развитие религиозных конфессий на территории Беларуси начиная с конца 1980-х гг

 

  В 1988 в Беларуси зарегистрировано 29 православных, 7 католических, 3 протестантские новые общины.

  В 1989 в Беларуси действовало 399 православных приходов. На 1999 функционировали 10 епархий, возглавляемые архиереями в сане епископа или архиепископа, епархии были разделены на 54 благочинных округа во главе с благочинными. Каждое благочиние объединяет 10—20 приходов, в которых служат священники, диаконы.

  В 1989 на базе Жировичского монастыря возобновила деятельность православная духовная семинария. Возрождены известные монастыри в Полоцке, Гродно, Могилеве, Пинске.

  Оживление религиозной деятельности коснулось и римско-католической церкви. Возобновилась деятельность монашеских орденов, миссионерская деятельность, издание религиозной литературы. Открывались старые и строились новые костёлы. После встречи М.С.Горбачёва с папой римским Иоанном Павлом II установились благоприятные отношения между руководством советского государства и римско-католической церковью. В 1989 между правительствами СССР и Польши заключён договор, по которому в Беларусь приглашены 50 ксендзов-поляков, по частным приглашениям верующих временно приехали 40 ксендзов. В 1990 в Гродно открыта Высшая духовная семинария, где начали обучение 78 слушателей.

  Усилили свою миссионерскую деятельность и протестанты. В 1990-е гг. нормализация отношения государства к религиозным объединениям содействовала возрождению греко-католической церкви.

  Продолжался процесс конфессионализации общества. Зарегистрированы 2 новые общины старообрядцев. Начали действовать 3 иудейские общины (кроме Минска, зарегистрированы в Витебске и Бобруйске). Построены новые мечети в Новогрудке и Смиловичах.

  Деятельность религиозных общин и церквей регулируется соответствующими статусами и государственными законодательными актами. Закон особо отмечает роль традиционно существующих в Беларуси религий (в т.ч. православной, католической, иудейской и мусульманской), которые внесли значительный вклад в историческое развитие и становление духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа[1, с.465].

  После перерегистрации религиозных организаций, которая происходила на протяжении 2004, на 01.01.2005 насчитывается 25 конфессий и зарегистрировано 2829 религиозных общин. По данным белорусских социологов 1994 и 1997, абсолютное большинство респондентов считают себя: православными (около 80% в 1994 и около 77,4% в 1997), католиками (соответственно 9,9 и 10,4; по другим данным 14,8%), протестантами (0,7 и 0,4%), иудеями (0,3 и 0,4%), в т.ч. регулярно принимают участие в исполнении религиозных обрядов и таинств 5,5%, изредка — 37%[2, с.50]. Носителями традиций являются не только священники, но и старшее поколение, которое в семье выполняет роль хранителя сакральных знаний.

В современной белоруской православной традиции в богослужение постепенно вводится белорусский язык. Абсолютное большинство православных священников — этнические белорусы. На двух языках — белорусском и  русском — ведётся преподавание в церковных учебных заведениях, публикуются Послания митрополита  Филарета, патриаршего экзарха всея Беларуси по поводу праздников и праздничных  дат.

  Второй в Беларуси по числу верующих и общин является римско-католическая церковь. В созданную в 1999 в Беларуси Конференцию католических епископов (епископат) вошли 4 епископа во главе с кардиналом Казимиром Свёнтаком. На 01.01.2005 в республике зарегистрировано 5 епархий, 433 прихода, 9 миссий, 8 монашеских общин (монастырей), 3 добровольных товарищества «Каритас» и 2 высшие духовные семинарии.

  Миграция, расширение информационного пространства, совершенствование технологии воздействия на массовое сознание в конце 19 — начале 20 в.в. повлияли на возникновение и распространение в мире новых религиозных движений. Процессы демократизации, оживление религиозной жизни в республике в 1990-е гг. привели к появлению в исторически сформировавшейся конфессиональной структуре белорусского общества новых религий. Они явились конкурентами классическим религиям. Этому способствовали активная миссионерская деятельность новых религий и отсутствие у большинства советских граждан опыта религиозной жизни. Сначала общины и центры новых религий создавались в столице (некоторые и в небольших населённых пунктах), затем их структуры распространялись в областные центры, крупные города. На интенсивность распространения новых религий в Беларуси, особенно в начале 1990-х гг., повлияли пропагандировавшие их средства массовой информации.

  Существуют неопротестантские объединения: Новоапостольская церковь (20 общин), Церковь Христова (5 общин), общины мессианского служения (2 общины), Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны; 3 общины). Большинство неопротестантских общин находится в Минске и областных городах. Насчитывается 21 миссия протестантского вероучения и около 70 тыс. верующих.

  В середине 1990-х гг. классические религии существенно возродили свои структуры в Беларуси и нашли поддержку со стороны государства. Это было вызвано и обеспокоенностью общества, связанной с деструктивными проявлениями в мире со стороны ряда новых религий. Трагические события 1990-х гг., связанные с деятельностью таких новых религий, как Аум Синрикё, Белое Братство, Храм Солнца, стали свидетельством того, что новые религии являются факторами повышенного риска и требуют внимания со стороны общества. Совместные действия представителей классических религий и общественных организаций против новых религий привели к складыванию в начале 2000-х гг. «антикультовой» коалиции и способствовали формированию их отрицательного восприятия в обществе. На 01.01.2005 в Беларуси официально зарегистрированы 5 общин бахай, 5 общин Международного общества Сознания Кришны. Часть религиозных групп действует без регистрации.

  Следует отметить, что традиционные для Беларуси христианские церкви осуждают нашествие миссионерства, движущегося из-за рубежа, главным образом из США, Германии, Швеции. Западные эмиссары налаживают выпуск литературы, добиваются влияния на воспитание и образование молодежи. Трудно в настоящее время говорить о последствиях такой деятельности зарубежных религиозных организаций и их представителей. Но, бесспорно, это нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этно-конфессиональный баланс.

 

2 Правовой статус Религиозных организаций

 

  Правовой статус религиозных организаций регулируется Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе совести и религиозных организациях».

 Закон включает в состав разделы о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях ни в целом, ни в виде «соответствующих норм». Поэтому в статье 2 Закона речь идет уже о Конституции как основе данного законодательства. В документе впервые сделана попытка учесть исторически сложившуюся структуру поликонфессиональности белорусского общества, а также степень влияния конфессий на формирование духовных, культурных и исторических традиций белорусского народа[3, с.3]. При подготовке законодательного акта учтена конституционная норма о приоритете общепризнанных принципов международного права. Поэтому в нем зафиксированы свобода отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды[ст. 25], свобода верующих объединяться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой[ст.1, 13, 14, 15], свобода религиозных организаций в подготовке религиозного персонала в учебных заведениях[ст. 28], свобода выражения и распространения религиозных убеждений[ч.1 ст. 5]. Перечень религиозных организаций, содержащийся в преамбуле закона, несомненно, означает, что государство конкретизировало свои конфессиональные предпочтения и определило потенциальных социальных партнеров в деле возрождения духовности народа. Законодатель не отвел доминирующей роли ни одной религии и ни слова не сказал о том, что одна религия лучше другой. В нем, как и в Конституции, нет термина «государственная религия». Закон не предоставил православной церкви статус ведущей в Беларуси или «первой среди равных», что возвышало бы православие над другими конфессиями. Законодатель не просто включил в преамбулу перечень традиционных религий, отразив существование в белорусском обществе религиозного плюрализма, но и создал правовой механизм для того, чтобы данный плюрализм не вылился во вседозволенность, не вступил в противоречие с интересами национальной безопасности страны в гуманитарной сфере. Соответствие норм законодательного акта конституционным установлениям обеспечено прежде всего путем закрепления в нем регистрационного механизма противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций, исповедующих вероучения, ранее не известные в Беларуси.

 Оценивая изменения  и дополнения, внесенные в закон  о религии в свете требований  Конституции, следует отметить, что  в своей совокупности они создали  по сравнению с советским периодом  кардинально новую модель взаимоотношений  белорусского государства и религиозных  организаций. Учет конституционных  положений способствовал формированию  правовой системы регулирования  отношений в области религии,  обеспечивающей свободу совести  и сохранение культурной национальной  традиции. Основная угроза обеспечению  реализации прав граждан на  свободу совести и вероисповедания  в первые годы после распада  СССР создавалась именно активизацией  деятельности религиозных иностранных  организаций и их представителей  по монополизации духовной жизни  общества. Успеху их деятельности  способствовало то, что верующие  при советской власти были  ограничены в возможности и  реальном праве на исповедание веры своих предков. Л.И. Земляков, раскрывая основные характеристики динамики религиозности населения страны, еще в 1997 году писал о том, что нетрадиционные культы в Беларуси Закон разработан исходя из признания, во-первых, исторического значения православия, католицизма, лютеранства, иудаизма, ислама в формировании духовных, культурных и государственных традиций нашего народа, во-вторых, необходимости установления дополнительных гарантий защиты граждан от экспансии псевдорелигиозных сект, в-третьих, возможности развития сотрудничества государства с религиозными объединениями на договорной основе являются едва ли не самой динамичной, быстрорастущей, многовариантной частью религиозных движений. Новый правовой регистрационный механизм обеспечивает, с одной стороны – расширение сферы деятельности исторически унаследованных религиозных организаций, возрастание их роли во всех социально значимых областях жизни, а с другой – противодействие распространению деструктивных сект, оккультных групп, ограничение деятельности иностранных миссионеров. Тем самым в законе реализованы положения декретов Президента Республики Беларусь по вопросам регистрации общественных объединений (организаций). Законодатель выразил свою принципиальную позицию к идеям, философии и формам поведения представителей неокультов и ограничил их возможности в стране. Ограничения состоят, во-первых, в объеме документов, прилагаемых религиозной общиной, исповедующей вероучение, ранее не известное в Республике Беларусь, к заявлению о регистрации. Во-вторых, в том, что материалы о регистрации такой религиозной общины направляются в республиканский орган государственного управления по делам религий для проведения государственной религиоведческой экспертизы. И, в-третьих, в установлении срока рассмотрения этих документов до шести месяцев[ч. 6, ст. 17]. Если в законе 1992 года содержался лишь перечень религиозных организаций, то в редакции 2002 года закреплено определение понятия религиозной организации и указаны ее признаки. Следовательно, не каждая организация, объявившая себя религиозной, может быть признана таковой. А значит, уже на уровне регистрационных отношений есть возможность противостоять бесцеремонному вторжению религиозных зарубежных организаций в духовную жизнь белорусского народа, а также возникновению и деятельности на территории Беларуси религиозных организаций, «которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а получили распространение в результате миссионерской деятельности проповедников».

Информация о работе Правовой статус Религиозных организаций и пути его совершенствования