Правовой статус Религиозных организаций и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 17:30, реферат

Краткое описание

Цель работы – наиболее полно изложить правовой статус религиозных организаций в Беларуси и путь его усовершенствования.

Содержание

Введение
Развитие религиозных конфессий на территории Беларуси начиная с конца 1980-х гг
Правовой статус Религиозных организаций
Характерные черты правового статуса Религиозных организаций
Пути совершенствования правового регулирования деятельности религиозных организаций
Полномочия и статус Республиканского органа государственного управления по делам религии
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

рел.оргю.docx

— 48.27 Кб (Скачать файл)

  В части первой статьи 6 закреплено, что все религии и вероисповедания равны перед законом. Одним из проявлений равноправия является то, что все религиозные организации в Беларуси получают статус юридического лица через государственную регистрацию, а основания для отказа в таковой, а также для ликвидации религиозной организации носят исключительно правовой характер. Субъектами ликвидации любой организации являются учредители и суд. Закон существенно расширил гражданскую дееспособность религиозных организаций. Только они могут организовывать коммерческие предприятия по выпуску религиозной литературы и производству предметов культового назначения. Только религиозные объединения имеют право учреждать средства массовой информации, а религиозные общины могут открывать печатный орган только для внутреннего пользования тиражом не более 300 экземпляров.

  Закон является выражением и основой политики государства по отношению как к религии и религиозным организациям, так и к атеизму и атеистам. Государство обязано способствовать установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее. Указанная норма сформулирована в контексте гармонизации со статьей 14 Конституции, согласно которой «государство обязано регулировать отношения между социальными, национальными и другими общностями».

  Смысл государственной регистрации состоит не в придании религиозной организации легитимности, а в возникновении правоспособности юридического лица, то есть способности иметь гражданские права и принимать обязанности. Одновременно с гражданской правоспособностью возникает и гражданская дееспособность юридического лица, то есть способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.

 

 

 

3 Характерные  черты правового статуса Религиозных  организаций

 

  Для белорусской модели правового статуса религиозных организаций характерно отсутствие неоправданных ограничений на культовую, социальную, производственно-хозяйственную и иную некультовую деятельность, признание за ними права собственности, распространение норм трудового законодательства.

 Закон гарантирует всем законно существующим на территории республики религиозным организациям возможность осуществлять культовую практику, активно заниматься благотворительностью, религиозным просвещением и образованием, социальным служением, издательской и хозяйственной деятельностью, установлением международных связей и контактов, социального обеспечения и социального страхования на служителей культа, наконец, предоставление религиозным объединениям права заключать с государством соглашения о сотрудничестве в областях взаимной заинтересованности. В то же время в законе предусмотрен ряд ограничений, которые дополняют конституционно установленные ограничения. В частности, в нем содержатся запреты для религиозной организации на участие в деятельности политических партий и на оказание им финансовой и иной поддержки[ч.1 ст.8]., на использование в местах богослужений государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера[ч.5 ст.8]., запрет на создание и анонимную или иную противоречащую законодательству деятельность религиозных организаций в учреждениях образования[ч.3 ст.9].

  Перечисленные меры не сужают поле возможной деятельности традиционных религиозных организаций в усилении своего духовно-нравственного воздействия на сознание и поведение людей. Так, воспользовавшись возможностями, которые предоставил закон, Белорусская Православная Церковь выступила инициатором заключения с государством соглашения о сотрудничестве в областях взаимной заинтересованности и ответственности.

4 Пути совершенствования  правового регулирования деятельности  религиозных организаций

 

  Универсальный и комплексный характер свободы совести, наличие в ее структуре юридического и других компонентов требуют при реализации этой свободы объединенных действий самых различных структур правоохранительных органов, органов государственного управления, образовательных учреждений и так далее. Совершенствование правового регулирования деятельности религиозных организаций не может исчерпываться только обновлением законодательства и перестройкой механизма его реализации. Оно требует коренного повышения политической и правовой культуры представителей государственных органов и религиозных организаций, поскольку нормативное влияние на социальную действительность всегда опосредуется сознанием людей, составляющим важнейший элемент правового регулирования общественных отношений.

  Конституционные нормы и законы государств, определяющие правовое положение религиозных организаций, разнообразны. Они тесно связаны с целевыми установками и объемом демократических прав и свобод в каждом конкретном обществе. По мнению редактора журнала «Белорусская думка», «здесь необходим не поиск эталонов или готовых моделей, а выработка собственных методов и форм решения проблем свободы совести, основанных на глубоком научном анализе как отечественного, так и зарубежного опыта»[5, с.112].

  Но даже при самом демократическом понимании свободы совести и самом безупречном законодательстве по этому вопросу на деле можно столкнуться с практическими препятствиями, обусловленными характером и особенностями данного общества, уровнем подготовки и общей культуры кадров, призванных его реализовывать. Словом, решающим фактором при осуществлении принципа свободы совести могут оказаться конкретнее социальные, культурные традиции и условия. Именно здесь, на мой взгляд, проблема принципа свободы совести в нашем обществе.

  «Социальное пространство современной Беларуси имеет две отличительные характеристики — полиэтничность и поликонфессиональность, которые обусловили разностью наций проживающих в белорусском государстве, белорусской национальной культуры. Теоретически плюрализм несет обществу благо. Однако на практике, особенно в обществах переходного периода, каким является наша страна, полиэтничность и поликонфессиональность выступают достаточно противоречивыми явлениями по своей роли в социуме»[5, с.113].

  Оптимизация развития государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений предусматривает и соответствующие усилия со стороны церквей и конфессий. Стремление адаптироваться к новым социальным условиям, к проблемам, которые поставила перед религиозным сознанием научно-техническая революция, и в то же время необходимость продолжать свое религиозное служение в секуляризованном мире — все это в комплексе и поставило церковь в творчески-проблемную, поисково-новаторскую ситуацию, которая только и способна вывести ее за границы «допороговой сферы» традиционной по своим формам, методам и приемам деятельности.

  Эффективно оптимизировать отношения между конфессиями белорусского общества можно только на основе сотрудничества как формы разрешения конфликта.

  Проблема государственно-правового регулирования религиозных процессов является обязательным и чрезвычайно важным составным элементом процесса совершенствования социальных отношений, цель которых — создание в нашей стране подлинно правового государства, основанного на гуманистических ценностях и основных критериях гражданского общества, гармонично сочетающего обеспечение основных прав и свобод граждан с интересами общества и государства.

 

5 Полномочия и статус Республиканского органа государственного управления по делам религии

 

 Полномочия и статус Республиканского органа государственного управления по религии записаны в Законе Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе совести и религиозных организациях».

  Конкретно в Статье 10 сказано: «Республиканский  орган  государственного  управления  по  делам религий образуется Президентом Республики Беларусь.

  Республиканский   орган  государственного  управления  по  делам

религий   осуществляет  контроль за  исполнением   законодательства

Республики Беларусь о  свободе совести, вероисповедания  и религиозных

организациях,  рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере

взаимоотношений государства  и религиозных организаций.

 Республиканский  орган  государственного  управления  по  делам

религий имеет следующие  полномочия:

     готовит   предложения  по  урегулированию  вопросов, связанных с

деятельностью религиозных  организаций и требующих решения  Президента

Республики Беларусь или  Совета Министров Республики Беларусь;

     обеспечивает  Совет Министров Республики Беларусь

информационно-аналитическими  материалами по вопросу взаимоотношений

государства и религиозных  организаций;

     проверяет  и контролирует деятельность  религиозных организаций в

части  исполнения ими  законодательства Республики Беларусь о свободе

совести,  вероисповедания  и  религиозных  организациях,  а также их

уставов,  дает  обязательные  предписания  об  устранении выявленных

нарушений;

     принимает   участие  в  рассмотрении  республиканскими  органами

государственного   управления  вопросов,  связанных  с   соблюдением

законодательства    Республики    Беларусь    о   свободе   совести,

вероисповедания и религиозных  организациях;

     осуществляет    контакты    и    координационные    связи     с

государственными    органами    других    государств,   выполняющими

аналогичные функции;

     получает    от    республиканских    органов   государственного

управления,   местных  исполнительных  и  распорядительных   органов

сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе

совести, вероисповедания  и религиозных организациях;

     ведет Государственный  реестр религиозных организаций;

     оказывает   по  просьбе  религиозных   организаций  содействие  в

достижении   ими договоренностей с государственными  органами   и

содействует    укреплению    взаимопонимания   и  терпимости   между

религиозными организациями  различных вероисповеданий;

     дает    местным    Советам    депутатов,    исполнительным    и

распорядительным органам  методические рекомендации и консультации по

вопросам    исполнения  и  применения  законодательства   Республики

Беларусь    о    свободе  совести,  вероисповедания  и   религиозных

организациях;

     назначает    государственную   религиоведческую  экспертизу   в

случаях, установленных настоящим Законом;

     создает    экспертный  совет  для  проведения   государственной

религиоведческой  экспертизы с участием соответствующих специалистов

и  привлечением  в  случае  необходимости представителей религиозных

организаций;

     обращается   в  суд  с  заявлением  о  ликвидации   религиозной

организации (для   религиозных организаций,   зарегистрированных

республиканским    органом  государственного  управления  по   делам

религий);

     осуществляет    государственную    регистрацию      религиозных

объединений,  монастырей  и  монашеских общин, религиозных  братств и

сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений;

     по    запросам    республиканских    органов   государственного

управления,  местных исполнительных и распорядительных органов, иных

юридических  лиц  дает  заключения  по  видам  и  формам религиозной

деятельности[ст. 11].

 Республиканский  орган   государственного  управления  по  делам

религий ведет Государственный  реестр религиозных организаций[ст. 12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Анализируя вышеизложенное, хочется отметить мысль о том, что существование в современном обществе материалистического и религиозного мировоззрения — объективная реальность не только нынешнего, но и будущего времени. Поэтому существующий в обществе широкий спектр мировоззренческих убеждений должен быть отображен в законе. Формирования гражданского общества, правового и светского государства это не простая задача, а путь развития. Будем надеяться, что выбор останется за вариантом правового государства с гражданами, имеющими свободу вероисповедания.

  Восстановление в Беларуси прав личности сопровождалось стремительным религиозным возрождением традиционных конфессий и появлением новых религий.

  Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе совести и религиозных организациях» с его дополнениями практически полностью контролирует религиозную сферу, в нём, конечно, присутствуют пробелы, но они незначительны и никакого последствия за собой не влекут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Список использованных источников

  1. Республика Беларусь. Энциклопедия Т. 1, - Мн.: Белорусская энциклопедия, 2005, - 1040 с
  2. Гурко А.В. Новые религии в Республике Беларусь: Этнологические исследования. - Мн., 2003.
  3. Корзик, С. \В. Конституция как основа законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях / С. В. Корзик // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2006.
  4. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Респ. Беларусь, 17 декабря 1992 г., № 2054-XII: в ред. Законов Республики Беларусь от 31.10.2002,от 21.07.2008, от 04.01.2010,от 22.12.2011г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.05.12.
  5. Болезни роста // Белорусская думка. – 2002. – № 3. – С. 110-115.

Информация о работе Правовой статус Религиозных организаций и пути его совершенствования