Правовой статус религиозных объединений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 04:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в проведении исследования правового статуса религиозных объединений в нашей стране. Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач:
Изучить правовой статус религиозных объединений;
Выяснить права и обязанности религиозных объединений по законодательству РФ;
Рассмотреть гарантии конституционно–правового статуса религиозных объединений в РФ;
Показать ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях.

Содержание

1 Введение……………………………...……………….………………………...3
2 Основная часть…………………………………………………………………..5
Правовой статус религиозных объединений……………………………………5
Права и обязанности религиозных объединений по законодательству РФ…..9
Гарантии конституционно–правового статуса религиозных объединений в РФ…………………………………………………………………………………13
Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях……………………………………………………..17
3 Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа КП.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

1 Введение……………………………...……………….………………………...3

2 Основная часть…………………………………………………………………..5

Правовой статус религиозных  объединений……………………………………5

Права и обязанности религиозных  объединений по законодательству РФ…..9

Гарантии конституционно–правового статуса религиозных объединений в РФ…………………………………………………………………………………13

Ответственность за нарушения  законодательства Российской Федерации  о религиозных объединениях……………………………………………………..17

3 Заключение……………………………………………………………………..22

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

Введение

Проблемы правовой регламентации  статуса религиозных объединений  в нашей стране неразрывно связаны  с обеспечением конституционного права  личности на свободу совести и  свободу вероисповедания. На современном  этапе социально-экономического развития Российской Федерации эта одна из наиболее актуальных проблем, имеющая  большое общественное и научное  значение. Между тем необходимо отметить, что формирование нормативной правовой базы, определяющей административно - правовой статус религиозных объединений  в Российской Федерации, существенно  отстает от общего уровня развития административного законодательства.  
Так, нормы, определяющие правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, отличается своим несовершенством. Подтверждением этому является ряд постановлений Конституционного суда Российской Федерации о проверке конституционности положений Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». Одной из причин несовершенства действующего законодательства, регламентирующего функционирование религиозных объединении, является отсутствие теоретических исследовании, посвященных их административно-правовому статусу в Российской Федерации. 

Как показывает практика, в  правовом регулировании нуждается  не только внешняя деятельность религиозных  объединений как коллективных субъектов  административного права, но и часть  внутренних взаимоотношений, возникающих  между участниками религиозных  объединений. Такая регламентация  необходима, поскольку при таких  взаимоотношениях затрагиваются права  и законные интересы личности, интересы общества и государства, которые  не должны оставаться вне сферы административно-правового  воздействия. Помимо этого об актуальности исследуемой проблемы свидетельствуют  принятые Федеральные законы «О противодействии  экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. и «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. Данные акты имеют самое непосредственное отношение к исследованию правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации. Поэтому положения вышеприведенных законодательных актов должны получить свою теоретическую оценку именно при исследовании правового статуса религиозных объединений в нашей стране. 

Цель курсовой работы состоит  в проведении исследования правового  статуса религиозных объединений  в нашей стране. 

Указанной целью обусловлены  постановка и решение следующих  задач:

  • Изучить правовой статус религиозных объединений;
  • Выяснить права и обязанности религиозных объединений по законодательству РФ;
  • Рассмотреть гарантии конституционно–правового статуса религиозных объединений в РФ;
  • Показать ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовой статус религиозных  объединений

Правовое положение религиозных  организаций определено Федеральным  законом «О свободе совести и  о религиозных объединениях»  от 26 сентября 1997 г., постановлением Правительства РФ «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» от 2 февраля 1998 г. и другими нормативными правовыми актами.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Содержание Закона соответствует Конституции России, иным российским законам и общепризнанным принципам и нормам по вопросам защиты прав и свобод человека, а также взаимоотношений государства и религиозных организаций. 

В Законе подтверждаются конституционные  положения о том, что никакая  религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной, а религиозные объединения  отделены от государства и равны  перед законом. Поэтому государство  не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Но и они  в свою очередь не имеют права  вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы государственной власти и, в органы местного самоуправления, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь. 

Религиозное объединение  создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной  структурой, выбирает, назначает и  заменяет свой персонал согласно своим  собственным установлениям. 

В Законе дается четкое юридическое  определение религиозным объединениям, группам и организациям. Так, религиозным  объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные организации  подлежат государственной регистрации  федеральным органом юстиции  и органами юстиции субъектов  Федерации. Отказано в государственной  регистрации может быть в случаях, если: цели и деятельность религиозной  организации противоречат законодательству России; организация не признана в  качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют  требованиям законодательства и  др. 

Религиозные организации  могут быть ликвидированы по решению  их учредителей или суда. Список оснований для ликвидации и запрета  деятельности религиозного объединения  в судебном порядке составлен  с учетом печального опыта последних  лет. Кроме нарушения общественной безопасности и действий, направленных на насильственное изменение основ  конституционного строя России, сюда включены принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права  и свободы граждан, нанесение  ущерба нравственности и здоровью граждан, воспрепятствование получению обязательного  образования, склонение к самоубийству или отказу от получения медицинской  помощи, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения, побуждение граждан к  отказу от исполнения установленных  законом обязанностей. 

Впервые в законодательном  порядке регулируется деятельность иностранных миссионеров. Иностранные  религиозные организации обязаны  получить сертификат, а он, в свою очередь, выдается по ходатайству российской религиозной организации соответствующего вероисповедания.  
Некоторые иностранные религиозные деятели нередко нарушают нормы российского законодательства о статусе иностранных граждан, порядке их регистрации и передвижения по стране. Поэтому постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. утверждено Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российский Федерации представительств иностранных религиозных организаций. Министерство юстиции РФ ведет реестр указанных представительств, открытых в РФ. Свидетельство о регистрации представительства является основанием для обращения открывшей его иностранной религиозной организации в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ за получением визы на въезд в Россию иностранных граждан для работы в представительстве и в органы внутренних дел РФ для оформления регистрации этих граждан и членов их семей в РФ.1  
Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. определены права и условия деятельности российских религиозных организаций, а также порядок осуществления надзора и контроля за исполнением ими законодательства в данной сфере. 

Надзор за исполнением  законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о  религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры. 

Орган юстиции, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка  ее деятельности. 

Впервые в нашем законодательстве закреплены положения, касающиеся права  военнослужащих на свободу совести  и свободу вероисповедания. В  Федеральном законе «О статусе военнослужащих»  от 27 мая 1998 г. указано, что создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Однако военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

Таким образом, органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего  уставов. Так же исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными  объединениями при определении  статуса учреждений религиозного образования. Религиозное образование или  его основы могут быть получены не только в учреждениях конфессионального  образования, но и в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Права и обязанности религиозных  объединений по законодательству РФ

Законодательство Российской Федерации предоставляет для  религиозных объединений большие  возможности. Статья 28 Конституции  РФ провозглашает свободу совести, вероисповедания, включая право  исповедовать индивидуально или  совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободу выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии с ними.

В права религиозной группы, на основании ФЗ "о свободе  совести и религиозных объединениях" входят совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также осуществление обучения религии и религиозного воспитания своих последователей.

Религиозные организации  имеют более широкий перечень прав. Среди прочих можно выделить следующие права, принадлежащие  религиозным организациям:

  1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
  2. Беспрепятственно совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
  3. Проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.
  4. Производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.
  5. Осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
  6. Создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации. Создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.
  7. Устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством.
  8. Обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству, иметь на праве собственности имущество за границей, а так же использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  9. Осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
  10. Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.

Информация о работе Правовой статус религиозных объединений