Правовое регулирование туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Рассмотреть особенности правового регулирование в Российской Федерации и в Пермском крае.
Задачи :
• Изучить систему нормативно-правовых актов, регулирующие правовые отношения в сфере туризма на уровне Российской Федерации и Пермского края.
• Обобщить содержание целей и задач правового регулирования в Российской Федерации и в Пермском крае.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Государственно-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации 6
1.1 Правовое регулирование в туристкой деятельности. 6
1.2. Государственные органы, действующие в сфере туризма в Российской Федерации 9
1.3. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации. Единый федеральный реестр, стандартизация, сертификация в туристкой деятельности. 13
ГЛАВА 2. Правовое регулирование туризма в Пермском крае. 20
Заключение 34
Библиографический список 36
Список нормативно – правовых актов 36
Приложения………………………………………………………………….…..38

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Лицей правовое регулирование.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Органами сертификации являются Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, территориальные органы сертификации, входящие в Систему сертификации.

При сертификации услуг в  сфере туризма должны проверятся характеристики (показатели) услуг, условий  обслуживания и использоваться методы проверок, позволяющие провести идентификацию услуги, проверить ее соответствие техническим документам, а также полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.

Процедура сертификации туристских услуг включает: подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решение по заявке, выбор схемы сертификации, проведение необходимых проверок и анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия, заключение договора на проведение инспекционного контроля, инспекционный контроль над сертифицированным объектом.

При положительном решении  происходит регистрация в Реестре  и заявителю выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.

Если результат сертификационных проверок отрицательный, то орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

 

ГЛАВА 2.  Правовое регулирование туризма в Пермском крае.

 

Пермский край обладает сложившимся многофункциональным  туристско-рекреационным комплексом, потенциал которого в значительной мере еще не раскрыт. В настоящее время наибольшее распространение получили следующие формы туризма и рекреации.

Лечебный туризм традиционно является одной из главных  форм туристско-рекреационной активности населения. Имея давнюю историю становления, развитую специализированную инфраструктуру, широкий рынок спроса как в регионе, так и за пределами Прикамья, он остается доступным широким массам населения лишь благодаря социальной поддержке. Максимальное число санаторно-курортных учреждений в 1991 году составляло 105 организаций (в том числе 21 санаторий и 84 санатория-профилактория), в настоящее время насчитывается 67 санаторно-курортных организаций (на 10078 мест). Вместе с тем снижение количества организаций не связано с сокращением потребностей у населения.

Оздоровительный туризм и рекреация охватывают наиболее массовые потоки населения, которые не поддаются учету, так как зачастую не пользуются услугами специализированных рекреационных предприятий. Обеспечивая удовлетворение первичных потребностей человека в физическом и эмоциональном восстановлении, оздоровительный туризм и отдых принимают разнообразные конкретные формы, среди них: специализированные учреждения отдыха (дома отдыха, базы отдыха, туристские базы); детские оздоровительные лагеря; дачный отдых; пригородная рекреация и отдых в природной среде, сельский туризм.

Промыслово-заготовительная  рекреация включает охоту, рыбалку  и сбор дикорастущих ягод, грибов и  трав. Пермский край расположен преимущественно  в зоне средней и южной тайги, обладает высокой густотой речной сети, поэтому указанная форма рекреации относится к числу традиционных видов деятельности населения, не теряющей своей популярности. Для сельских жителей заготовительные работы - часть привычного образа жизни, в них участвует практически все население (составляющее около 700 тыс. человек). Примерно 35% городского населения принимают участие в сборе дикорастущих ягод, грибов и трав, что составляет порядка 800 тыс. человек.

Активный (спортивный) туризм в общем виде объединяет различные  виды деятельности вне постоянного  места проживания, связанной с повышенной физической активностью. Наибольшую популярность на территории Прикамья получили водные маршруты на гребных и надувных судах - "сплавы". Немногочисленные экспертные оценки туристских потоков по рекам Прикамья позволяют говорить о десятках тысяч человек. Наличие в регионе крупных водоемов (Камское и Воткинское водохранилища) создает предпосылки для парусных путешествий. Широкое распространение получил спелеотуризм. Около семисот естественных полостей выдвигают этот ресурс на ведущие позиции. Среди классических видов спорта и отдыха, вызывающих массовые потоки, выделяются горные лыжи. В настоящее время в Прикамье насчитывается более двадцати горнолыжных баз, у организаторов наблюдается повышенный интерес к расширению их сети.

Познавательный  туризм реализуется в виде экскурсий  по историческим местам, а также  посещений специализированных учреждений (музеев, галерей) и объектов культовой  архитектуры. В Прикамье действуют 140 музеев различных организационных  форм. Крупнейший музейный комплекс региона - Пермский областной краеведческий музей, посещаемость которого оценивается в 282,8 тыс. человек ежегодно. Среди филиалов музея выделяются Пермская государственная художественная галерея, архитектурно-этнографический музей "Хохловка". Заметную роль на региональном туристском рынке играет Соликамский краеведческий музей. В последнее время отмечается появление концептуально новых музеев. Создаются виртуальный музей в г. Усолье, музей купечества в г. Кунгуре. Среди других музеев региона выделяются тематические: музей политических репрессий "Пермь-36" и музей истории реки Чусовой в Чусовском районе, создаваемый музей карста и спелеологии в г. Кунгуре.

Традиционно считается, что "визитной карточкой" Прикамья является Кунгурская ледяная пещера. Старейшая оборудованная для посещений пещера России принимает в последнее время около 90 тыс. человек ежегодно. Мировое научное и туристское значение Кунгурской ледяной пещеры подтверждается ведущимися в настоящее время работами по включению объекта в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главный паломнический  центр, значимость которого выходит  далеко за пределы Пермского края, - монастырский комплекс на Белой Горе. Среди других центров паломничества  можно назвать города Кунгур, Соликамск, д. Успенка.

Речные круизы представляют собой особую форму интеграции познавательного туризма и отдыха с использованием специальной инфраструктуры - круизного теплохода. Города Пермь и Чайковский выступают в качестве важных остановочных пунктов круизных линий Волжского бассейна. Существующие маршруты объединяются в две группы: вверх по Волге (Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург) и вниз по Волге (Астрахань, Ростов-на-Дону). Кроме того, устойчивый спрос наблюдается и на внутренний рейс Пермь - Чайковский. Ежегодно в круизы отправляются около 20 тыс. человек, прогулочные рейсы охватывают более 70 тыс. человек.

Деловой туризм - сегодня один из самых важных мотивов  посещения Пермского края. Среди  его видов в Прикамье выделяются бизнес-поездки (командировки) и конгрессно-выставочный туризм. Полюса притяжения бизнес-туристов - крупные промышленные центры: Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский. У многих предприятий и организаций Пермского края налажены устойчивые контакты с партнерами из других регионов России и стран мира. Город Пермь имеет несколько городов-побратимов в разных странах мира, осуществляет регулярные обмены делегациями. В Пермском крае нередко организуются различные конференции и форумы как регионального, так и международного масштаба. Ведется постоянная выставочная деятельность (выставочный центр "Пермская ярмарка").

Событийный  туризм. Стимулом таких путешествий  выступают культурные, спортивные и  прочие зрелищные мероприятия (театральные  фестивали "Арабеск" и "Дягилевские  сезоны", Международный джазовый фестиваль, кинофестивали ("Флаэртиана"), фестиваль исторических городов Прикамья, спортивные соревнования (матчи футбольной команды "Амкар"), ралли "Уральский ухаб", "Небесная ярмарка Урала" (фестиваль воздухоплавания) и др.).

Досуг и развлечения  ориентированы в основном на местное население, однако предоставляются услуги и прибывающим посетителям. По характеру экономической деятельности спортивные, культурные, развлекательные организации обычно включаются в индустрию туризма. Территориальная структура также опирается на города Пермского края.

Детский туризм, выделяемый на основе возрастного критерия, играет заметную роль в туристском движении. Специфика детского туризма  обусловлена четко выраженной воспитательной ролью краеведения, благодаря чему его можно рассматривать как важный инструмент становления личности. Организационно путешествия школьников реализуются через учреждения дополнительного образования (станции детского и юношеского туризма и экскурсий). Кроме того, в настоящее время усиливается вклад общеобразовательных школ и общественных организаций.

Современный туристский рынок активно развивается. Средняя  численность работников, занятых  в туристской отрасли, составила  в 2005 году 1127 человек. По итогам 2005 года в Прикамье насчитывалось 73 коллективных средства размещения туристов на 4418 мест, в том числе 59 гостиниц на 3669 мест. Среднегодовая загрузка средств размещения составила 50,5% и колебалась в зависимости от сезона от 25 до 100%. В объеме платных услуг по итогам 2005 года объем услуг в сфере туризма составил всего 4,7% (в 2004 году - 5%). При этом учитывались непосредственно туристско-экскурсионные услуги, а также санаторно-оздоровительные, услуги физической культуры и спорта, культуры. На долю туризма в общем выпуске товаров и услуг в 2005 году приходилось всего 0,32% (в 2004 году - 0,34%).

Поступления доходов  в бюджет области от туристской деятельности крайне незначительны. В 2005 году обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды составили 7615,2 тыс. рублей, или 0,24% от консолидированного бюджета области. На начало 2004 года только 38 из почти 300 фирм работали в сфере въездного и внутреннего туризма (туроператоры и турагенты). Объем туристско-экскурсионных услуг Прикамья составил 634,0 млн. рублей, санаторно-оздоровительных услуг - 300,0 млн. рублей. Общее число туристов, воспользовавшихся услугами туристских фирм, составило 589,2 тыс. человек, экскурсантов - 793 тыс. человек, в том числе въездной поток составил 58,1 тыс. человек (или 10%), из которых 17577 человек - иностранные посетители.

Таким образом, выездной туризм в Пермском крае преобладает  над въездным, что соответствует  положению дел в России в целом.

С учетом многоотраслевой  промышленной специализации, особенностей географического положения и  недавней "закрытости" региона  развитие туризма для Пермского края в первом приближении видится как возможность реализовать рекреационные потребности населения с наименьшими затратами времени и средств, а также как инструмент формирования привлекательного имиджа. Однако для ряда административных районов Пермского края, обладающих уникальными ресурсами, в том числе и мирового значения, туризм приобретает значение перспективной отрасли местной экономики.

Оптимистичный сценарий развития туризма возможен при достижении соответствия уровня развития туристской индустрии уровню имеющегося туристского потенциала путем объединения усилий органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления, общественных объединений, всех заинтересованных организаций, а также отдельных граждан и создание системы правового регулирования.

Правовое регулирование  туризма в пермском крае осуществляется на основании федеральных законов  и внутренних нормативно-правовых актов среди которых в первую очередь необходимо выделить закон Пермского края "О туризме и туристкой деятельности " Принят Законодательным Собранием Пермской области 16 февраля 2006 года

Закон устанавливает  правовые основы туристской деятельности в Пермском крае, определяет принципы регулирования отношений в сфере  туризма и приоритетные направления развития рынка туристских услуг, компетенцию органов государственной власти Пермской области в сфере туризма, обеспечивает реализацию прав граждан на отдых, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям.

В Законе используются основные понятия, установленные Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", а также вводятся понятия следующих видов туризма:

региональный  въездной туризм - путешествия в  пределах Пермского края лиц, не проживающих постоянно в Пермском крае;

региональный  внутренний туризм - путешествия в  пределах Пермского края лиц, постоянно  проживающих в Пермском крае, с  туристскими целями.

Государственная политика в сфере туризма и  туристской деятельности осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

  • содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
  • формирование представления о Пермском крае как о регионе, благоприятном для туризма;
  • поддержка приоритетных направлений туристской деятельности, определяемых настоящим Законом;
  • поддержка и защита интересов туристов, туристских объединений и организаций, зарегистрированных на территории Пермского края.

Целями регулирования  органами государственной власти Пермской области туристской деятельности являются:

  • обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения, качественное туристское обслуживание и иных прав при совершении путешествий;
  • создание условий для деятельности, направленной на воспитание, просвещение, оздоровление туристов;
  • охрана окружающей природной среды;
  • развитие туристской индустрии, обеспечивающей удовлетворение потребностей граждан в туристских услугах, способствующее созданию рабочих мест, увеличению доходов бюджетов разных уровней, сохранение туристских ресурсов, объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия;
  • развитие межрегиональных и международных связей туристских организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Пермского края, и их объединений.

Информация о работе Правовое регулирование туризма в РФ