Административные экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей административных экологических правонарушений.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) раскрыть понятие административного экологического правонарушения;
2) проанализировать административную ответственность за экологические правонарушения;
3) охарактеризовать эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Экологические правонарушения…………………………………...…....5
1.1. Структура экологических правонарушений…………………………….5
1.2. Административные экологические правонарушения………………….7
2 Административная ответственность за экологические правонарушения………………………………………………………………….9
2.1.Виды ответственности за экологические правонарушения………………9
2.2. Административная ответственность за экологические правонарушения………………………………………………………………..12
2.3. Административные взыскания……………………………………………16
2.4. Поводы к возбуждению дел об административном экологическом правонарушении……………………………………………………………….19
2.5. Эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды…………………………………………………………….20
3 Коллизии в правовом регулировании административных экологических правонарушений……………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

 Административная  ответственность за экологические  правонарушения применяется за  совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовным преступлением отличаются меньшей степенью общественной опасности. Меры административной ответственности применяются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора, административными комиссиями на основании постановлений о наложении штрафа.

 Одно из  наиболее распространенных наказаний,  которое применяется к гражданам,  должностным лицам или организациям  за экологическое правонарушение  — штраф на основе официально установленного минимального размера оплаты труда. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда.

 Особенностью  правового регулирования административной  ответственности за экологические правонарушения является то, что административная ответственность установлена несколькими федеральными законами — Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») (ст. 75), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и прочие.

 Дисциплинарная  ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией государственных и негосударственных организаций в отношении работающих по найму должностных лиц, технического персонала и работников, а также в отношении членов общественных объединений за экологические правонарушения, совершенные в процессе трудовой или служебной деятельности. Дисциплинарные взыскания включают предупреждение, выговор, отстранение от работы и другие.

Ответственность за экологические  правонарушения выполняет ряд основных функций:

- стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

- компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

- превентивную, обеспечивающуюся  предупреждение новых правонарушений;

- карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

2.2. Административная ответственность за экологические правонарушения

 

Это вид юридической  ответственности, наиболее часто имеющий  место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП и экологическим законодательством.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления.

Составы экологических  правонарушений, за которые может  наступить административная ответственность, определены в гл. 8 КоАП:

 - несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;

-  несоблюдение экологических  и санитарно-эпидемиологических  требований при обращении с  отходами производства и потребления  или иными опасными веществами;

- нарушение правил обращения  с пестицидами и агрохимикатами;

- нарушение законодательства об экологической экспертизе;

-  сокрытие или искажение  экологической информации;

- порча земель;

- невыполнение обязанностей  по рекультивации земель, обязательных  мероприятий по улучшению земель  и охране почв;

- использование земельных  участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- нарушение требований  по охране недр и гидроминеральных  ресурсов;

- нарушение требований  по рациональному использованию недр;

- нарушение правил и  требований проведения работ  по геологическому изучению недр;

- нарушение порядка предоставления  гражданам, юридическим лицам  земельных участков, лесов в водоохранных  зонах и режима их использования;

- нарушение правил охраны водных объектов;

- нарушение правил водопользования;

- нарушение правил эксплуатации  водохозяйственных или водоохранных  сооружений и устройств;

- невыполнение правил  ведения судовых документов;

- нарушение регламентирующих  деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии;

- нарушение правил проведения  ресурсных или морских научных  исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- нарушение правил захоронения  отходов и других материалов  во внутренних морских водах,  в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- незаконная передача  минеральных и (или) живых ресурсов  на континентальном шельфе и  (или) в исключительной экономической  зоне Российской Федерации;

- нарушение правил охраны атмосферного воздуха;

- выпуск в  эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

- эксплуатация  механических транспортных средств  с превышением нормативов содержания  загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

- нарушение  порядка предоставления гражданам,  юридическим лицам лесов для их использования;

- нарушение  правил использования лесов;

- самовольное  использование лесов, нарушение  правил использования лесов для  ведения сельского хозяйства,  уничтожение лесных ресурсов;

- нарушение  правил лесовосстановления, правил  лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства;

- незаконная  рубка, повреждение лесных насаждений  или самовольное выкапывание  в лесах деревьев, кустарников,  лиан;

- уничтожение  мест обитания животных;

- уничтожение  лесной инфраструктуры, а также  сенокосов, пастбищ;

- нарушение  правил санитарной безопасности  в лесах;

- нарушение  правил пожарной безопасности  в лесах;

- нарушение  правил охраны среды обитания  или путей миграции животных;

- нарушение  установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций;

- уничтожение  редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов животных  или растений;

- нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов;

- нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства;

- нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;

- нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;

- нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы;

- невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

 

2.3. Административные  взыскания

 

В ст. 3.2. КоАП установлены следующие административные взыскания:

- предупреждение;

- административный штраф;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

- административный арест;

- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

- дисквалификация;

- административное приостановление деятельности.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому  лицу, административный арест, дисквалификация  и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Значительное  место среди мер административного  принуждения за нарушение экологического законодательства занимают административные наказания, посредством которых обеспечивается борьба с наиболее распространенными правонарушениями в области охраны окружающей среды.

Как утверждает М.М. Бринчук, наиболее распространенной мерой административного пресечения является привлечение виновных к административной ответственности, как правило, путем взыскания административного штрафа с правонарушителей. Целью взыскания административного штрафа с нарушителей правил охраны окружающей среды является: прекращение их противоправного поведения.6

В целях охраны атмосферного воздуха и борьбы с шумом применяется  такая мера административного пресечения, как запрещение эксплуатации транспорта с повышенным задымлением или  с повышенными шумами7.

Размеры штрафа определяются двумя способами и выражаются, чаще всего, в величине, кратной МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Значительно реже они определяются исходя из стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения такового.

В Постановлении Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О порядке применения судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» указано, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.8

Определение размера вреда  окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Суммы взыскиваемых штрафов  перечисляются на специальные счета  государственных экологических  фондов.

Протоколы об административных экологических правонарушениях, предусмотренных в КоАП, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Следует констатировать, что, существующие штрафные санкции, установленные  административным законодательством, не могут способствовать восстановлению нарушенного экологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, а также вреду, причиняемому окружающей природной среде и обществу. Очевидно, что одного только ужесточения санкций недостаточно для того, чтобы значительно улучшить экологическую ситуацию. Важная роль в этом принадлежит экологическому информированию и образованию, так как мероприятия, которые применяются для улучшения экологической ситуации, не будут эффективными без активной поддержки населения.

Информация о работе Административные экологические правонарушения