Административные экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей административных экологических правонарушений.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) раскрыть понятие административного экологического правонарушения;
2) проанализировать административную ответственность за экологические правонарушения;
3) охарактеризовать эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Экологические правонарушения…………………………………...…....5
1.1. Структура экологических правонарушений…………………………….5
1.2. Административные экологические правонарушения………………….7
2 Административная ответственность за экологические правонарушения………………………………………………………………….9
2.1.Виды ответственности за экологические правонарушения………………9
2.2. Административная ответственность за экологические правонарушения………………………………………………………………..12
2.3. Административные взыскания……………………………………………16
2.4. Поводы к возбуждению дел об административном экологическом правонарушении……………………………………………………………….19
2.5. Эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды…………………………………………………………….20
3 Коллизии в правовом регулировании административных экологических правонарушений……………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………….….3

  1. Экологические правонарушения…………………………………...…....5
    1. Структура экологических правонарушений…………………………….5
    2. Административные экологические правонарушения………………….7
  2. Административная ответственность за экологические правонарушения………………………………………………………………….9

2.1.Виды ответственности  за экологические правонарушения………………9

2.2. Административная ответственность за экологические правонарушения………………………………………………………………..12

2.3. Административные  взыскания……………………………………………16

2.4. Поводы к  возбуждению дел об административном  экологическом правонарушении……………………………………………………………….19

2.5. Эффективность  административной ответственности  в области охраны окружающей  среды…………………………………………………………….20

  1. Коллизии в правовом регулировании административных экологических правонарушений……………………………………………………………….24

Список используемой литературы……………………………………………31

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы «Административные  экологические правонарушения»  актуальна в силу того, что самыми распространенными среди правонарушений, совершаемых в сфере экологии, являются административные правонарушения, которые в силу своей многочисленности наносят огромный вред окружающей среде.

Увеличение  количества совершаемых экологических  правонарушений и особенно тяжесть их последствий заставляют задумываться над этой проблемой не только ученых, но и широкие круги общественности.

Произошло существенное повышение степени социальной вредности  посягательств на общественные экологические  отношения. Усложнился характер причиняемого им вреда - его объективное проявление стало более многогранным. В некоторых случаях фактическое наступление материальных последствий экологически негативного поведения может иметь место по прошествии достаточно длительного периода времени и на совершенно иной территории.

Общественно вредный  характер последствий названного поведения  объективно предопределяет необходимость  запрещения его со стороны государства. В конечном итоге оно находит  выражение в особом способе фиксации такого поведения в нормах права: формулировании составов конкретных правонарушений и установлении мер юридической ответственности на случай их совершения.

Основной причиной совершения административных экологических  правонарушений являются пробелы в  экологическом сознания и правосознании граждан и должностных лиц, выражающиеся во мнении о неисчерпаемости природных ресурсов и переоценке способности природы к самовосстановлению; в безразличном отношении к природе и желании поживиться за её счёт и т.д.

За совершение административных экологических правонарушений предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Сущность этого вида юридической ответственности заключается в применении к нарушителям экологического законодательства административно - правовых санкций (взысканий).

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей административных экологических правонарушений.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. раскрыть понятие административного экологического правонарушения;
  2. проанализировать административную ответственность за экологические правонарушения;
  3. охарактеризовать эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды;
  4. проанализировать существующие коллизии в правовом регулировании административных экологических правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экологические правонарушения

 

Экологическое правонарушение - это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени  общественной опасности экологические  правонарушения подразделяются на проступки  и преступления. Первые - менее общественно  опасные деяния по сравнению со вторыми  и являются дисциплинарными, административными  и гражданскими правонарушениями. За экологические правонарушения наступает дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" предусматривалась также материальная ответственность за экологические правонарушения. Однако новым Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" она была обоснованно исключена.

 

    1. Структура экологических правонарушений

 

 В соответствии  с общей теорией права экологическое  правонарушение по своей структуре  состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды  в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами  права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

 Для объективной  стороны экологического правонарушения  характерно наличие трех элементов:

 а) противоправность  поведения;

 б) причинение  или реальная угроза причинения  экологического вреда либо нарушение  иных законных прав и интересов  субъектов экологического права;

 в) причинная  связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

 Субъектами  экологического правонарушения  могут быть юридические, должностные  и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории Российской Федерации или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

 Состав субъектов  варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

 В соответствии  с действующим законодательством  административная и уголовная  ответственность физических лиц  за экологические правонарушения  наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства  граждане несут ограниченную  ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Субъективная  сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности  владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ) вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем1.

 В то же время в природоохранительной практике,  может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется положениями ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические  правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие - только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи - по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах)2.

 

    1. Административные экологические правонарушения

 

Понятие административного  экологического правонарушения представляет собой своеобразный теоретический  фундамент, основу нормативного и практического аспектов изучения данной темы.

В наиболее общем  понимании административное экологическое  правонарушение можно охарактеризовать как экологическое правонарушение, за совершение которого нормами права  предусматривается применение мер административной ответственности. Содержание данного понятия составляет совокупность разнообразных вариантов административно - противоправных деяний, посягающих на общественные экологические отношения, - поступков, запрещаемых эколого - правовыми нормами под угрозой применения административного взыскания.

Понятия "экологическое  правонарушение" и "административное экологическое правонарушение" соотносятся  между собой как категории  общего и особенного. Административное экологическое правонарушение предстает в качестве категории, особенной по отношению к экологическому правонарушению.

Можно выделить ряд основных признаков, характеризующих  административные экологические правонарушения:

1) являются деянием  (действием или бездействием);

2) правонарушения противоправные и запрещены административным законодательством;

3) экологическое  правонарушение – это умышленное  или неосторожное действие. Лицо, которое его совершило, посягает  на государственный или общественный  порядок, собственность, права  и свободы граждан, на установленный порядок управления.

По мнению В.В. Курочкиной, административные экологические  правонарушения по своим объективным  признакам внешне схоже с преступлениями, поэтому Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) одним из предварительных условий применения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном правонарушении признаков преступления.3

Административные  правонарушения в сфере экологии являются относительно неопасными по сравнению с уголовными преступлениями.

Б.В.Ерофеев  отмечает, что дела об административных экологических правонарушениях  рассматриваются судами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурами, подразделениями и территориальными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.4

 

  1. Административная ответственность за экологические правонарушения

 

2.1. Виды ответственности  за экологические правонарушения

 

За совершение экологических правонарушений предусматривается  применение мер уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Правовое регулирование  в области уголовной и гражданско-правовой ответственности, в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, входит в ведение самой Российской Федерации. Соответственно на уровне субъектов не могут приниматься законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие данные меры ответственности за экологические правонарушения. Одновременно, в соответствии со ст. 72 Конституции, административное законодательство составляет совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов.

Уголовная ответственность  за экологическое преступление предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации. В гл. 26 этого Кодекса «Экологические преступления», определены 17 составов уголовных преступлений. К числу таковых отнесены нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, нарушение правил охраны и использования недр, незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, нарушение правил охраны водных биологических ресурсов, незаконная охота, незаконная рубка лесных насаждений, уничтожение или повреждение лесных насаждений, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и прочее.

За совершение уголовных преступлений применяются штрафные санкции, лишение права занимать определенные должности либо права заниматься определенной деятельностью, лишение или ограничение свободы. Уголовные штрафы исчисляются в кратном размере относительно минимальной оплаты труда. Наиболее строгое наказание в виде 8 лет лишения свободы установлено экологические преступления, повлекшее по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, а так же за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия. В соответствующих случаях наряду со штрафными санкциями производится конфискация незаконно добытого и орудий экологического преступления5. Применение мер уголовной ответственности не освобождает правонарушителя от обязанности возместить причиненный экологический ущерб гражданам, организациям, государству.

Информация о работе Административные экологические правонарушения