Административные реформы в странах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Стремление сделать работу государственного аппарата более эффективной неизменно приводит современные правительства на путь административных реформ. Административная реформа представляет собой процесс структурных изменений в работе государственного аппарата, направленный на повышение его эффективности и совершенствование качества принимаемых решений.
С точки зрения гражданского общества, оправданием административных реформ может служить такое изменение структуры государственного аппарата, которое означает экономию средств в целях снижения налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Административные реформы западных стран
1.1 Административные реформы Великобритании…………………………..6
1.2 Административные реформы Франции…………………………………..13
1.3 Административные реформы Германии…………………………………21
1.4 Административные реформы Соединенных Штатов Америки………...30
2 Общие черты административных реформ западных стран
2.1 Общие черты административных реформ……………………………….43
2.2 Подготовка административной реформы в современной России……...45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………...54

Вложенные файлы: 1 файл

Административные реформы в странах мира.docx

— 99.30 Кб (Скачать файл)

     Еще одним новшеством в системе государственного управления стала Программа измерения - эффективности работы правительства. Эксперты предупреждают, что эту программу нельзя рассматривать просто как способ измерения результатов деятельности. Измерение эффективности направлено на улучшение связей между государственными структурами и определение ключевых мероприятий, необходимых для решения проблем. Эта программа предполагает, что управление будет гораздо эффективнее, когда топ - менеджеры сконцентрируются на том, как повысить свою работоспособность.14

     Один  из предлагаемых способов - подсчет количества и качества улучшенных услуг. Другой - подсчет количества и качества результатов реформирования. Например, можно оценивать работу курсов повышения квалификации по тому, сколько человек они обучили. Но есть и другой способ оценивать их деятельность: исходя из новых должностных окладов работников, которых они обучили, и их положения на карьерной лестнице.

     В государственных органах все  гораздо сложнее. Министерство окружающей среды не само очищает окружающую среду, оно связывается с частными компаниями. Так складывается сложная  цепочка, где все взаимосвязано. Правильно оценить результаты - труднейшая задача. Нужно двигаться от вложений (сколько было потрачено, скажем, на повышение квалификации) к результатам (сколько человек смогли пройти курс переквалификации).

     Американская  модель измерения эффективности  работы администрации достаточно интересна. Однако формулировка ключевых вопросов показывает, что она требует индивидуального  подхода в каждом конкретном случае, а самое главное - тонкого балансирования между необходимостью измерения эффективности работы со стороны топ - менеджеров и невозможностью прямого жесткого администрирования в этом вопросе, поскольку ситуация непрерывно меняется.

     Кеттл подчеркивает, что в программе  оценки эффективности работы администрации  законодательная власть (конгресс) - последнее звено при измерении эффективности государственного управления. Во-первых, парламентарии более четко представляют необходимые изменения в сфере управления. Во-вторых, участвуя в оценке эффективности работы правительства, конгресс становится более ответственным за формулировку целей, которые ведут к конечному результату. Кеттл уверен: процесс измерения эффективности работы правительства слишком важен, чтобы полностью доверить его только административной власти.

     Измерение эффективности работы администрации  имеет также политическое значение. Самая большая ловушка при  измерении эффективности работы - заблудиться в бесконечном мире измерений. Нельзя, чтобы измерение эффективности работы стало конечным пунктом в политике реформ. Оно эффективно только для освещения работы администрации и своевременного исправления плохого функционирования отдельных учреждений.

     Вместе  с тем Кеттл отмечает, что реформаторы  во главе с Гором в первые пять лет не смогли выполнить то, что  обещали. Прежде всего им не удалось  четко ответить на простой вопрос, который волновал всех: что же административная реформа сделала для простых  американцев? Некоторые федеральные  служащие переживали по поводу увольнений и перехода на другую работу, другие воспринимали реформы цинично, в  духе того, что эта реформа, как  и многие предыдущие, скоро пройдет  и нужно только затаиться и  переждать. Несмотря на критику, реформаторы  придерживались конструктивного принципа: необходимо выяснить, в чем ошибка правительства и что нужно  делать, чтобы ее исправить.

     Кеттл считает, что низкий эффект некоторых  направлений реформ во многом объясняется  тем, что, несмотря на постоянный энтузиазм  вице-президента Гора, администрации  не удалось заручиться поддержкой ключевых фигур в правительстве и департаментах, что привело к разногласиям. Кроме  того, во многих учреждениях наметился  разрыв между проектами, выдвинутыми  управляющими среднего звена, и взглядами  чиновников высшего звена на ту или  иную проблему. Реформаторам не удалось  также найти общий язык с конгрессом: республиканский конгресс проявлял мало интереса к реформам.

     Кеттл пришел к выводу, что основная проблема в XXI в. для американского правительства - увеличение продуктивности его работы и удовлетворение все возрастающих потребностей населения при постоянно урезаемом бюджете. Кеттл подчеркивает также первостепенную роль человеческого фактора в процессе административных реформ. Опыт прошедших этапов реформирования убедительно свидетельствует, что никакие реорганизации не меняют роли лидера в системе управления. Именно лидеры демонстрируют остальным членам организации перспективные цели новаций, помогают справиться коллективу с двусмысленностью переходного периода, увлекают за собой колеблющихся и убеждают разочаровавшихся.

     С одной стороны, реформирование правительства  позволило устранить дефицит  бюджета, но с другой - не привело к восстановлению доверия к правительству/ Сокращение штатов в правительстве оказалось реальным способом уменьшения затрат бюджета, но ограничение бюрократии с помощью сокращения бюрократов было только одной стороной реформирования правительства. Проблема восстановления дове-1рия к правительству со стороны населения полностью решена не была. Ц, Вместе с тем реформаторы установили, что падение доверия к правительству прекратилось, перестали нарастать возмущения по поводу несостоятельности правительства решить проблемы населения. Но в целом реформаторы убедились в том, что американцы мало интересуются административными реформами. Исследования 1998 г показали, что только 34% населения имели непосредственную связь с государственными ведомствами в процессе реформирования.

     Все это позволило Кеттлу прогнозировать, что конфликты и давление со стороны  населения будут вынуждать американское правительство к проведению все  новых и новых реформ. Другой прогноз - ни одна реформа не удовлетворит реформаторов на длительное время. Бурное развитие менеджмента заставляет экспертов предлагать все новые идеи по трансформации государственного управления.

     Несомненно, эти прогнозы весьма реалистичны, и  сегодня административные новации  в США стали повседневной практикой, к которой все привыкли, так  что сообщения об очередных нововведениях  уже не являются такой сенсацией, которой была когда-то работа комиссии Гора. Среди новых важных шагов  по реформированию государственного управления в США следует отметить ключевое политическое решение Дж. Буша о создании электронного государственного управления , которое было сформулировано в Программе расширенных реформ Исполнительного управления президента Дж. Буша и Стратегическом плане создания Е- Government.

     В июле 2003 г. президент США Дж. Буш  ввел в федеральном правительстве  новый пост «главного менеджера» в ранге первого заместителя  министра для каждого департамента. В задачи главных менеджеров входит увязывание результатов работы с  бюджетными показателями, укрепление кадров, улучшение финансовой дисциплины, внедрение информационных технологий. Введение новых высших должностей обосновано необходимостью дальнейшего проведения административных реформ, которые должны привнести в американскую систему  государственного управления новый  стиль, ориентированный на результат  и опирающийся на рынок.

     Новая административная инициатива президента расценивается как очередная  попытка внедрить принципы корпоративного управления в структуры американской бюрократии. При президенте США создается  специальный Совет по менеджменту, в состав которого войдут «главные менеджеры» ключевых министерств и  ведомств, а также несколько помощников президента и заместитель руководителя аппарата вице-президента США. Задача Совета - содействовать президенту в проведении реформы правительства по всей вертикали власти. Совет получил полномочия осуществлять «линию президента» в реформировании правительственных учреждений и координировать работу по улучшению практики менеджмента в правительстве США.

     Таким образом, практика перманентных административных новаций становится будничным американским стилем государственного управления.

 

2 Общие черты административных реформ западных стран 

     2.1 Общие черты административных  реформ 

     Проводимые  сегодня во многих странах мира государственные  реформы, будь то административные, бюджетные  или государственного управления, имеют  несколько общих главных целей:

     1. Повышение качества бюджетных  услуг.

     2. Повышение эффективности государственных  расходов.

     3. Повышение качества деятельности  и системы управления государственных  органов исполнительной власти.

     На  сегодняшний день не существует государства, которое не было бы заинтересовано в поиске наиболее эффективных инструментов реализации этих целей. Одним из таких  инструментов, общим для большинства  зарубежных стран, таких как США, Великобритания, Франция, Германия является ориентация деятельности органов государственного управления на концепцию управления по результатам. Не все перечисленные  страны имеют большой опыт реализации данной концепции, многие только начинают ее внедрение. Несмотря на это, изучение опыта как можно большего числа  зарубежных стран является актуальной задачей, поскольку внедрение концепции  управления по результатам в государственный  сектор является первоочередной задачей  нынешней политики российского государства.

     Приступая к реализации названных реформ, правительства  зарубежных стран определяют свои задачи для их достижения. Тем не менее, существуют некоторые общие черты  реализации обозначенных преобразований.

     Первой  общей задачей всех зарубежных стран  в части повышения качества бюджетных  услуг, является задача активного сотрудничества с населением. Для того чтобы выявить  предпочтения потребителей о качестве получаемых государственных услуг  правительства стран проводят постоянный мониторинг их мнений

     Так, в Германии, для формирования у  населения положительного мнения о  качестве получаемых государственных  услуг "предусматривается использование  специальных постановлений, защищающих потребителей и предполагающих особые процедуры разрешения конфликтных  ситуаций, а также проведение регулярных опросов потребителей".

     Муниципалитеты  Великобритании проводят постоянные опросы населения о качестве предоставляемых  услуг и степени соответствия их объема и качества налоговой нагрузке. Каждый муниципалитет разрабатывает  определенный "стратегический порядок  достижения целей", состоящий из конкретных планов и программ.

     Следующей общей задачей реализации реформ является разработка системы регламентов  работы с гражданами. Например, в  Великобритании такая система носит  название "стандартов работы с гражданами". Она включает определение для  государственных служащих показателей  работы с населением. Во Франции, в  соответствии с Законом о регулировании  государственной службы от 12 апреля 2000 г., каждому государственному учреждению определены их обязательства по отношению  к гражданам. Помимо этого, Правительством была проведена процедура "упрощения  получения многих видов услуг", введены новые правила приема платежей у населения.

     Третьей схожей задачей всех реформ, является создание специальных служб по оказанию государственных услуг населению. Например, для ищущих трудоустройство  граждан, выделяется индивидуальный кейс-менеджер (case-manager), который выполняет за клиента  все процедуры, связанные с получением необходимых справок от соответствующих  государственных служб, а также  дает требуемые клиенту рекомендации по всему циклу проведения услуги.

     Общим направлением реформ для правительств зарубежных стран является повышение  прозрачности и оперативности предоставляемых  услуг. Например, в целях повышения  прозрачности и качества системы  предоставляемых услуг, Департаментом транспорта, муниципалитета и областей (Department for Transport, Local Government and the Regions-DTLR) ежегодно разрабатывается и представляется на официальном сайте отчет по индикаторам кодекса лучшей практики (Best Value Performance Indicators for…years). Для его составления каждое министерство должно разработать план оценки качества своих услуг (Best Value Performance Plan). Первый такой план был опубликован в марте 2000 г. 
 

     2.2 Подготовка административной реформы в современной России 

     Несмотря  на огромную разницу между либеральной Америкой, континентальной Францией и туманным Альбионом, основные тенденции административных реформ в ведущих странах современного мира определяет информационная революция. Прогресс в области информационных технологий позволяет современным государствам на более высоком уровне выполнять основные задачи по управлению обществом и предоставлять более широкий спектр услуг гражданам. Именно поэтому важнейшей составной частью административных реформ во многих странах стал проект электронного государственного управления (E - Government).

     Можно определить электронное государственное управление как использование современных информационно-коммуникационных технологий в практике государственного администрирования. Именно потенциал современных информационных технологий позволяет инициаторам современных реформ ставить принципиально новые задачи по совершенствованию управления, которые прежде были недостижимы.

Информация о работе Административные реформы в странах мира