Административно-правовые отношения: понятие, основные черты и элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых отношений, и, наконец, необходимо обозначить роль административно-правовых отношений в социальной жизни и в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования. Важно также проанализировать критерии классификации и виды административно-правовых отношений.

Содержание

Введение
1. Административно-правовые отношения: понятие, основные черты и элементы (структура административно-правовых отношений). Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
2. Задача
В 19 часов 30 минут на привокзальной площади в г. Могилеве нарядом ППСМ был обнаружен лежащий на газоне в пьяном виде гражданин Булкин И.И., который имел неопрятный внешний вид и слабо ориентировался в окружающей обстановке.
Задание: квалифицируйте действия гражданина Булкина И.И. Определите юридический состав совершенного административного правонарушения. Изложите порядок привлечения гражданина Булкина И.И. к административной ответственности.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Адм. Право.docx

— 37.72 Кб (Скачать файл)

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ высший КОЛЛЕДЖ МВД

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

 

Кафедра административной деятельности

факультета милиции

 

 

                                                                          Зачетная книжка № 1963

                                                                          Вариант № 3

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Административно-правовые отношения: понятие, основные черты и элементы (структура административно-правовых отношений). Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений»

курсанта 3 курса 2 взвода факультета заочного обучения среднего специального образования

сержанта милиции Гарбуля Виталия Евгеньевича

 

 

 

Служебный адрес:                                       Домашний адрес:

г. Поставы Поставский  РОВД                   г. Поставы

милиционер УИМ ООПП                           ул. Ленинская, д. 62 кв. 1

телефон № 8 (02155) 4 32 25                      телефон № 8(033)6973494

 

 

 

 

Могилев 2013

 


 

Содержание:

Введение

  1. Административно-правовые отношения: понятие, основные черты и элементы (структура административно-правовых отношений). Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
  2. Задача

В 19 часов 30 минут на привокзальной  площади в г. Могилеве нарядом  ППСМ был обнаружен лежащий на газоне в пьяном виде гражданин Булкин И.И., который имел неопрятный внешний  вид и слабо ориентировался в  окружающей обстановке.

Задание: квалифицируйте действия гражданина Булкина И.И. Определите юридический состав совершенного административного правонарушения. Изложите порядок привлечения гражданина Булкина И.И. к административной ответственности.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административно-правовые отношения, как и все остальные  виды правоотношений в различных  отраслях права, являются важнейшим  базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений  следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для  отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что  на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления, специфика административно-правового регулирования, содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. Приоритетными являются предмет и метод административного права, которые определяют необходимую основу для проведения видовых отличий между правовыми отношениями.

При написании  данной контрольной работы за основу брались источники: Гавриленко Д.А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций/ Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Мн.: Дикта, 2004., Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь/А.Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2002.

 Исходя  из всего вышеуказанного, целью  данной работы является изучение  вопроса об административно-правовых  отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых  отношений, и, наконец, необходимо  обозначить роль административно-правовых  отношений в социальной жизни  и в функционировании государства  как звена в механизме правового  регулирования. Важно также проанализировать  критерии классификации и виды  административно-правовых отношений.

 

 

 

 

  1. Административно-правовые отношения: понятие, основные черты и элементы (структура административно-правовых отношений). Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения – это разновидность правоотношений, т.е. общественных отношений, регулируемых нормами права. Соответственно, под административно-правовыми можно понимать общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Почти все авторы, основательно занимавшиеся административным правом, исследовали административно-правовые отношения.

По мнению Ю.М. Козлова, «под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой» [2, 58].

Бахрах  Д.Н. определяет административно-правовые отношения как «урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления» [3, 18].

Административно-правовые отношения  возникают между:

  • Административными органами, их должностными лицами и гражданами;
  • Административными органами, их должностными лицами и предприятиями, учреждениями, организациями;
  • Административными органами, их должностными лицами и общественными объединениями и их представителями и др.

Существуют специфические причины возникновения административно-правовых отношений, в числе которых можно отметить следующие:

  • они складываются в связи с осуществлением административными органами функций государственного управления;
  • одним из субъектов данных отношений обязательно выступает административный орган;
  • они могут возникать как по инициативе любой из сторон, так и без согласия одной из них;

споры между  сторонами в большинстве случаев  разрешаются во внесудебном  (административном) порядке [5, 39].

Следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой  для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так  как на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового  регулирования (императивность и односторонность  волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод  административного права, которые  дают необходимую основу для проведения видовых различий  между правовыми  отношениями.

Так в  чем же особенности административно-правовых отношений, проблема этих отношений всегда была остро дискуссионной, причем переход системы государственного управления к условиям рыночных отношений в ещё большей степени усиливает это её качество (свобода производителя, рынок в его подлинно экономическом смысле, механизм государственного регулирования в новых условиях и т.п.). Поэтому она имеет принципиальное значение для понимания существа административного права вообще, средств административно-правового регулирования – в особенности. В силу этого, важное значение приобретает выделение таких элементов сущностной характеристики административно-правовых отношений, с помощью которых возможно определение их реального места в системе правовых отношений [5, 40].

Административно-правовые отношения по своей сути являются организационными. Это не означает, что другие отношения не могут  иметь организационного характера. Это одна из характерных черт, а  не всеобщее и исключительное правило. Во многом организационный характер имеют также отношения в сферах законодательной и судебной власти. Характеризуя административно-правовые отношения как организационные, следует отметить их прямую связь с реализацией функций и полномочий исполнительной власти, которые направлены на организацию исполнения правовых велений, актов и т.д.

Административно-правовые отношения складываются в той  сфере, в которой осуществляются, в конечном счете, функции, направленные на организацию совместной деятельности людей. К государственному управлению в большей степени, чем к другим сферам, применима формулировка «непосредственно организующая деятельность государства», что не означает потери или тем  более отсутствия функции организационного характера у других органов (законодательных, судебных). Организация в государственно-управленческом смысле осуществляется в особых, присущих исполнительной власти формах. Её структурно-функциональное выражение фиксируется в административно-правовых нормах, а практическая направленность реализуется в административно-правовых отношениях [1, 71].

Будучи  разновидностью организационных отношений, административно-правовые отношения  не только преследуют цель организации  собственной работы аппарата управления, но и охватывают различного рода организационные  аспекты, выходящие за рамки собственной  организации. В структурном смысле – это образование различного рода управленческих структур, регистрация  возникающих негосударственных  образований; в функциональном –  это повседневное регулирующее воздействие  на поведение всех, кто соприкасается  со сферой исполнительной власти.

Административные  правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или  желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Такие отношения  могут возникать и вопреки  желанию или согласию второй стороны.

Указанная особенность обусловлена тем, что  в них обязательно участвует  властный субъект, которому административно-правовая норма предписывает в данных условиях совершение таких действий, которые  влекут за собой возникновение конкретных административно-правовых отношений.

Названная особенность имеет важное значение. На практике субъекты исполнительной власти в административно-правовых отношениях  действуют властно, а  принимаемые ими решения (или  совершаемые ими действия) приобретают  юридическую силу независимо от согласия или несогласия второй стороны. Наиболее показательны в этом смысле такие  правоотношения, в рамках которых  полномочный исполнительный орган  применяет предусмотренные административно-правовой нормой меры дисциплинарной или административной ответственности за совершение соответствующих поступков. Не менее показательны случаи, когда вышестоящий орган управления даёт обязательные для нижестоящего органа предписания и т.п.

Между сторонами  административных правоотношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного  органа (должностного лица).

Такие споры, как правило, разрешаются в административном, т.е. во внесудебном  порядке. Это  значит, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления. Суть его – в принятии полномочным исполнительным органом  юридически-властного решения по предмету спора, которым является законность оспариваемого решения или действия, породившего спорную ситуацию. Акцентируется  внимание на односторонности действий субъекта управления, юридически-властным решением которого по существу и разрешен данный спор, что обусловлено именно административно-правовым регулированием [4, 37].

 

Структура административно-правовых отношений.

 

Административные правоотношения, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно, системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов.

В качестве предмета (объекта) субъективных прав и обязанностей участников административно-правовых отношений могут выступать: материальные ценности; продукты духовного творчества; действие ( бездействие), т.е. поведение человека; личные нематериальные блага (например, здоровье, достоинство).

Все эти  объекты являются объектами административно-правовых отношений в тех случаях, когда  с ними связаны правомочия и юридические  обязанности участников общественных отношений, возникающих в сфере  государственного управления. Конкретный объект каждого административного  правоотношения зависит от состава  его субъектов и от конкретного  содержания их правосубъектности [9, 31].

 Объектом  управления, считают другую (то есть  управляемую) сторону, а практически  – деятельность людей в сфере  исполнительной власти по реализации  своих прав и обязанностей, их  поведения. Например, «в области  охраны окружающей среды и  природопользования объектом управления  являются общественные отношения  владения, пользования и распоряжения, материализованные в природных  богатствах и действиях конкретных  лиц (субъектов) этих отношений» [8, 28].

 В  административных правоотношениях  наличествуют стороны (участники), именуемые субъектами. Ими могут  быть отдельные лица или состоящие  из них организации. Однако  не каждое физическое или юридическое  лицо является подобным субъектом,  а лишь то, которое обладает  таким качеством, как административная  правосубъектность. 

Информация о работе Административно-правовые отношения: понятие, основные черты и элементы