Административно-правовые нормы государственного управления. Понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 23:04, контрольная работа

Краткое описание

Посредством административно-правовых норм определяется правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также правовой статус государственных и муниципальных служащих.
Нормы административного права регулируют общественные управленческие отношения в межотраслевой, социально-политической, социально- культурной и хозяйственной сферах управления.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………...……. 3
1. Административно-правовые нормы государственного управления.
Понятие, виды……..……………………………………………………..……… 4
2. Задача…………………………………………………………………….……… 15
Заключение……………………………………………………….....……..……… 17
Список использованных источников……………...…………………………….. 18

Вложенные файлы: 1 файл

Kr_Adm_pr_normy_gos_upr_-_Zakharevich_-_21_09.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процессуальные административно-правовые нормы определяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления и других субъектов административного права. В российском законодательстве на сегодняшний момент процессуально урегулированы в основном лишь административно-юрисдикционные нормы. Процессуальные нормы регулируют отношения по реальному исполнению положений, содержащихся в материальных правовых нормах, причем в каждом конкретном институте административного права можно обнаружить специфические процессуальные положения и процедуры. Например, в институте государственной службы к процессуальным нормам относятся: порядок поступления на службу; процедура перемещения служащего и прохождение службы; порядок проведения аттестации; присвоение специальных званий и рангов; дисциплинарное производство; процедура увольнения и т.д.

Профессор Д.Н. Бахрах считает, что на сегодняшнем этапе развития рыночных отношений целесообразно разграничивать административно-правовые нормы, направленные на поддержание обороноспособности страны, общественного порядка, общественной безопасности, охрану окружающей природной среды, собирание налогов и других обязательных платежей (охранительные нормы), и административно-правовые нормы, связанные с регулированием деятельности как негосударственных коммерческих организаций, так и общественных организаций, с разрешением возникающих коллективных споров между гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями и пр. (регулятивные нормы)10.

Охранительные нормы устанавливают обязательные правила поведения, запреты и ограничения на те или иные действия, регулятивные нормы – использование таких правовых средств, как уведомление о начале деятельности, регистрационный, лицензионный порядок, определение вариантов возможного поведения, заключение административных договоров, стимулирующие, поощрительные нормы и т. д.

Материальные  административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. административно-правовой статус органов управления и их должностных лиц.

В административно-правовых нормах регламентируется правовой режим, определяющий деятельность не только органов исполнительной власти и местной администрации, но и других участников управленческих отношений. Материальные административно-правовые нормы предусматривают запреты и ограничения на ту или иную деятельность (действия), административные санкции за их нарушения и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций.

В соответствии с юридическим содержанием материальные административно-правовые нормы целесообразно подразделить следующим образом:

• обязывающие нормы (предписывающие совершение определенных действий);

• запретительные нормы (устанавливающие запреты на ту или иную деятельность или действия;

• ограничительные нормы (вводящие ограничения на определенную деятельность или действия);

• разрешительные или дозволительные нормы (разрешающие адресату действовать по своему усмотрению); к этой категории норм, например, относятся лицензионные, дозволяющие заниматься определенной деятельностью, в том числе внешнеэкономическими операциями (т.е. деятельность может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным на то государственным органом);

• уполномочивающие или управомочивающие нормы (предоставляющие соответствующим органам и их должностным лицам государственно-властные полномочия по реализации специальных функций государственного управления);

• стимулирующие или поощрительные нормы (направленные на стимулирование наиболее актуальных видов наукоемкой, экономической и иной деятельности, обеспечение должного поведения участников управленческих отношений);

• регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, регистрации политических партий, общественных объединений, предприятий различных видов собственности, субъектов малого предпринимательства);

• рекомендательные нормы (не носящие обязательного характера, но предлагающие участникам управленческих отношений тот или иной вариант поведения. Нередко рекомендательные правовые нормы подкрепляются стимулирующими мерами, которые гарантируют применение поощрительных стимулов при избрании рекомендуемого варианта поведения)11.

По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на императивные (обязательные для исполнения) и диапозитивные (предлагающие несколько вариантов решения).

В зависимости от адресата можно выделить административно-правовые нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма  исполнительной власти;

б) организацию и деятельность местной  администрации;

в) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих, должностных лиц;

г) организацию и деятельность общественных организаций и иных негосударственных структур по реализации предоставленных им государственно-властных полномочий в пределах этих полномочий;

д) организацию и деятельность предприятий  и учреждений с преимущественным вложением в них государственных средств;

е) административно-правовой статус общественных объединений;  
ж) административно-правовой статус негосударственных коммерческих организаций;

з) административно-правовой статус некоммерческих организаций;

и) административно-правовой статус граждан  и административно-право-вые средства защиты их конституционных прав, свобод, законных интересов12.

По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными (действующими на всей территории страны), региональными (распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ), территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера), местными (устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией), локальными (действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях).

По объему регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые (распространяющиеся на нижестоящие подведомственные органы исполнительной власти, учреждения, предприятия) и общеобязательные (охватывающие всех участников управленческих отношений).

По действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на срочные (введенные в действие на определенный срок) и бессрочные (срок действия которых заранее не установлен).

Законную силу имеют лишь те административно-правовые нормы, которые изданы в пределах компетенции соответствующего органа управления и при этом соблюден предусмотренный законом порядок вступления их в силу в тех случаях, когда это оговорено в законодательстве.

Ю.М. Козлов отмечает, что структура  административно-правовых норм  традиционна: гипотеза, диспозиция, санкция. Известные особенности характерны, в частности, для санкций. Они предусматриваются в виде конкретных мер административного и дисциплинарного принуждения, причем далеко не во всех случаях эти меры выражаются в соответствующем виде ответственности. Нередко в роли санкций выступают иные меры административного принуждения (например, административное задержание личности)13.

Гипотеза представляет собой часть нормы, содержащей указание на фактические условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Фактически указанные в ней условия являются основанием возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений.

Диспозиция – часть административно-правовой нормы, определяющая само правило должного поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме – то, что запрещено).

Санкция – это часть административно-правовой нормы, предусматривающей меру государственного воздействия принудительного характера к лицам, нарушающим установленные в диспозиции правила должного поведения.

В заключение можно сформулировать следующие краткие выводы: нормы административного права являются видами правовых норм и им во многом присущи те же свойства, что и нормам других отраслей права – уголовного, гражданского, финансового и др. Вместе с тем, каждому виду отраслевых норм присущи свои характерные особенности. Имеются они и у административно-правовых норм. Административно-правовые нормы играют важную роль в процессе государственного управления, поскольку они определяют границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЗАДАЧА

 

12 мая в 21.00 ППСМ в дежурную  часть Первомайского РУВД были доставлены прапорщик  в/ч  7543 Серегин, его жена Серегина Татьяна, их 17-летний сын Сергей и сосед по лестничной площадке Туманов, рабочий завода «Ударник», которые в беседке возле дома играли в карты и пили сухое вино. На замечание работников милиции прапорщик Серегин обозвал их бездельниками, а на требование следовать в отделение милиции зацепился руками за перила беседки и отказался садиться в спецмашину (в этом ему также способствовали жена и сын).

Дать правовую характеристику данной ситуации.

 

Решение: задача требует своего решения с использованием нормативных правовых актов Республики Беларусь, входящих в отрасль административного права.

Давая общую оценку ситуации, изложенной в условии задачи, следует отметить, что все ее участники, за исключением работников милиции, совершили административные правонарушения и подлежат административной ответственности. Так, в частности для правильного решения задачи можно привести следующие логические рассуждения:

• Распитие слабоалкогольных напитков в общественном месте, согласно части 1 ст. 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)14, влечет за собой наложения штрафа в размере до 8 базовых величин.

• сухое вино относится к категории  слабоалкогольных напитков, что прямо указано в статье 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З  «О рекламе»15, а именно процитируем дословно:

«слабоалкогольный напиток – это напиток (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 процентов». Все сухие вина, относятся к слабоалкогольным напиткам, поскольку имеют содержание этилового спирта более 7 процентов.

• Беседка дома, где граждане, указанные в условии задачи, распивали сухое вино (слабоалкогольный напиток) – является общественным местом, в котором распитие слабоалкогольных напитков запрещено.

• Согласно диспозиции ч.1 ст.17.3 КоАП распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин. На момент решения задачи одна базовая величина в Республике составляет – 100 000 рублей.

Таким образом, все участники, распивавшие  сухое вино подлежат административной ответственности по ч. 1 ст. 17.3 КоАП, а именно:

- прапорщик  в/ч  7543 Серегин;

- жена прапорщика Серегина Татьяна;

- 17-летний сын Серегиных – Сергей;

- сосед по лестничной площадке Туманов, рабочий завода «Ударник».

• Сын Серегиных является несовершеннолетним, поскольку ему исполнилось 17 лет на момент совершения административного правонарушения. В соответствии со ст. 4.3. КоАП административная ответственность за совершение административных правонарушений наступает с 16 лет.  Поэтому сын Серегиных может нести ответственность на общих основаниях.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 4.6 КоАП на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет  может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП.

Информация о работе Административно-правовые нормы государственного управления. Понятие, виды