Административно-правовые нормы государственного управления. Понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 23:04, контрольная работа

Краткое описание

Посредством административно-правовых норм определяется правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также правовой статус государственных и муниципальных служащих.
Нормы административного права регулируют общественные управленческие отношения в межотраслевой, социально-политической, социально- культурной и хозяйственной сферах управления.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………...……. 3
1. Административно-правовые нормы государственного управления.
Понятие, виды……..……………………………………………………..……… 4
2. Задача…………………………………………………………………….……… 15
Заключение……………………………………………………….....……..……… 17
Список использованных источников……………...…………………………….. 18

Вложенные файлы: 1 файл

Kr_Adm_pr_normy_gos_upr_-_Zakharevich_-_21_09.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Филиал в г. Минске

 

 

 

Кафедра гражданского права и процесса

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Административное право»

 

На тему:/вариант № 2 «Административно-правовые нормы 

государственного управления. Понятие, виды»

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент 4 курса, группы 2

заочной формы обучения специальности/направления подготовки

«Юриспруденция»

 

 

ПРОВЕРИЛ:

_______________________________________

                                       (ученая степень, звание, должность)

_______________________________________

                                                                    (ФИО)


 

Оценка:______________

«___» _________ 20____

_____________________

                           (Подпись преподавателя-рецензента)

 

Рег. №______

«___» _________ 20__


 

 

 

 

 

Минск – 2013 г.

 

С О Д Е Р Ж  А Н И Е

 

Введение….…………………………………………………………………...…….  3

1. Административно-правовые нормы  государственного управления.

    Понятие, виды……..……………………………………………………..………  4

2. Задача…………………………………………………………………….……… 15

Заключение……………………………………………………….....……..………  17

Список использованных источников……………...……………………………..  18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Одной из актуальных проблем науки административного права в России является совершенствование административно-правового регулирования различных общественных отношений в самой многогранной социальной сфере – сфере государственного управления.

Административное право является наиболее крупной отраслью системы  российского права. Его роль и значение в правовом регулировании весьма велико. Нормы административного права упорядочивают и закрепляют наиболее важные общественные отношения в сфере управления; охраняют урегулированные правом общественные отношения; способствуют зарождению и развитию новых общественных отношений.

Посредством административно-правовых норм определяется правовой статус граждан  в сфере управления, правовое положение  государственных органов исполнительной власти и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также правовой статус государственных и муниципальных служащих.

Нормы административного права  регулируют общественные управленческие отношения в межотраслевой, социально-политической, социально- культурной и хозяйственной сферах управления. Важная роль принадлежит административно-правовым нормам в обеспечении безопасности личности, предупреждении и пресечении правонарушений, в охране прав и свобод человека и гражданина, в охране общественного порядка и общественной безопасности.

Целью и задачами исследования в настоящей контрольной работе является анализ административно-правовых норм государственного управления, определение их особенностей и видов, а также решение задачи.

Теоретическую основу исследования составили работы российских авторов, таких как: Д.М. Азми, Д.Н. Бахрах, О.В. Берг, Н.Ф. Бережкова, Ю.М. Козлов, Н.Г. Кананунникова и др.

1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ПОЯНТИЕ, ВИДЫ

 

Представление о нормах поведения, начало формироваться из древности. Именно там зарождались в виде табу порицаемые формы поведения, которые  приносили страдания, а также  различные неудобства в сосуществовании членов племени, общины или рода (клана). К ним относились убийства своих соплеменников, людоедство, а более позднее, с появлением собственности, различные формы хищений имущества, его уничтожения и т.п.  Вместе с порицаемыми формами поведения вырабатывались и одобряемые формы поведения, которые приветствовались членами племени, общины  – защита от врагов, добыча средств пропитания и др. Представляется, что именно таким образом, могли зародиться обычаи, которые сформировали правила поведения человека в обществе.

В дальнейшем, как считает Н.Г. Канунникова, возникли представления о божественном происхождении правил поведения человека. Соблюдение этих правил поддерживал страх перед наказанием при жизни или неминуемо после смерти1.

В более поздние периоды развития человечества, например в античных государствах (Греция, Рим) обозначается четкая граница между одобряемым поведением, соответствующим справедливым нормам, и отклоняющимся от этих норм поведением.

В наше время деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм.

Таким образом, норма – это общее  правило поведения, действующее  непрерывно во времени и в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев2.

Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение. В юридической науке все действующие в обществе нормы называются юридическими нормами или нормами права и представляют собой общеобязательные веления, которые облекаются в различные формы властных предписаний, регулирующих огромное множество общественных отношений.

Нормы права относятся к основополагающим правовым категориям, поскольку имеют особое значение для процесса формирования законодательства, составляют основу механизма правого регулирования общественных отношений в любом правовом государстве.

О.В. Берг отмечает, что разными правовыми школами право рассматривается с различных точек зрения, однако все они сходятся в одном: определение нормы права не только связано с определением самого права, но и предопределяет, объективирует его3.

В России, по мнению Д.М. Азми, правовые нормы играют главную роль в регламентации общественных отношений, поэтому уяснение юридической природы правовой нормы; анализ ее структурных особенностей; выявление ее квалифицирующих признаков и видового разнообразия, т.е. теоретических аспектов понимания, объективно необходимы для последующей практической работы в направлении качественного нормотворчества. Это и естественно, поскольку для того, чтобы правовые нормы могли эффективно выполнять возложенную на них функцию – регулирование общественных отношений – их содержание, закрепленное в источнике права, должно обладать совокупностью определенных свойств – качеством выражения4.

Правовые нормы делятся по видам  отраслей права на: административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансово-правовые и др. Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими, как считает известный российский ученый, профессор Д.Н. Бахрах, определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления)5.

Нормы административного права  устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации.

Значительное место занимают нормы  об административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Нормы административного права  не только упорядочивают, закрепляют и  защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе к рыночной экономике, но и вытесняют из сферы исполнительной власти (государственного управления) общественные отношения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, применения требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.

Целям исполнения и применения законодательства служит и правотворческая деятельность самих органов исполнительной власти. В случаях, когда нормы законов не имеют прямого действия, эту роль выполняют подзаконные акты, издаваемые Правительством, федеральными и региональными органами исполнительной власти. Детализируя и конкретизируя конституционные и законодательные нормы, подзаконные акты делают их реально «работающими».

 

Таким образом, административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия.

Нормам административного права, по мнению Н.Ф. Бережковой, присущи следующие общие характерные черты: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъектов права; принудительность6.

Нормы административного права, прежде всего, регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Именно здесь прослеживается связь норм административного права и государственного управления.

Нормы административного права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации полномочий администрацией органов местного самоуправления и администрацией государственных организаций, учреждений, предприятий либо тех из них, где доля государственной собственности преобладает.

Многие нормы административного права являются регулятором отношений, складывающихся при решении органами государственной власти, суда и прокуратуры вопросов подбора кадров, назначения на должности оперативного персонала, определения предъявляемых к ним требований, прохождения службы, ответственности служащих, а также иных внутриорганизационных отношений управленческого характера, входящих в компетенцию данных органов.

Наконец, административно-правовые нормы  регулируют отношения, возникающие в сфере деятельности общественных организаций (например, общество охраны прав потребителей) и негосударственных организаций, предприятий и учреждений (частные нотариусы, аудиторские фирмы, коммерческие банки) при осуществлении переданных им государством отдельных государственно-властных полномочий.

Административно-правовая норма – это норма права, регулирующая:

а) отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, местной администрации, общественных организаций, некоммерческих и иных негосударственных организаций при реализации порученных им отдельных функций государственного управления;

б) внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (органах представительной власти, прокуратуры и суда);

в) отношения в области применения административных взысканий и иных мер административного принуждения;

г) отношения  в сфере административной юстиции7.

Административно-правовое регулирование имеет государственный  характер, поэтому исполнение, применение и соблюдение норм административного права гарантируется не только организационными, разъяснительными, стимулирующими средствами, но при необходимости и мерами государственного принуждения.

Нормы административного права  подразделяются на ряд групп в  зависимости от своей регулятивной направленности и юридического содержания.

Ю.М. Козлов считает, что центральное место при этом закономерно отводится характерному для всех правовых норм выделению двух основных их видов, соответствующих целям содержащихся в них юридически властных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы8.

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Особенностью  материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей. Например, материальными по своему характеру будут нормы, закрепляющие право граждан на обжалование неправомерных действий должностных лиц; нормы, определяющие компетенцию губернатора области и т.п.

Процессуальные нормы административного  права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами материального права обязанностей и прав. Это уже динамика управленческих отношений9.

Информация о работе Административно-правовые нормы государственного управления. Понятие, виды