Административно-правовой статус участкового уполномоченного полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование административно – правового статуса участковых уполномоченных полиции.
Задачи:
Исследовать основные направления развития правового института в сфере регулирования статуса участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации;
Рассмотреть содержание законодательной базы, лежащей в основе данного правового института.

Содержание

Введение
Задачи и права участкового уполномоченного полиции
Обязанности участкового уполномоченного полиции
Обязанности участковых уполномоченных нарядов полиции по осмотру мест возможного укрытия правонарушителей, подготовка к осмотру и тактика проведения осмотра мест возможного укрытия правонарушителей. Порядок производства наружного досмотра
Обязанности участковых уполномоченных и нарядов полиции по осмотру мест возможного укрытия правонарушителей
Полномочия участковых уполномоченных по профилактике и предупреждению правонарушений на участках
Оценка обстановки и действия участковых уполномоченных полиции. Первоначальные действия на месте преступления. Выяснение данных о возможности преследования “ по горячим следам” и задержании правонарушителя. Обеспечение охраны места происшествия. Особенности задержания группы лиц
Первоначальные действия на месте преступления
Полномочия участковых уполномоченных по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних
Полномочия участковых уполномоченных по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая адм. право.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Краснодарский университет МВД России

Кафедра конституционного и административного права

Факультет заочного обучения

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ

 

 

 

Выполнил Касумов Хайрудди Хусайнович

Факультет заочного обучения 2 курса 2 группы

Научный руководитель:

______________________________________

______________________________________

Допущена к защите «_____» _____________

______________________________________

Дата защиты «_____» ___________________

Оценка _______________________________

_____________________________________

 

 

 

 

 

Краснодар 2014

 

Содержание работы

Введение

  1. Задачи и права участкового уполномоченного полиции
  2. Обязанности участкового уполномоченного полиции
  3. Обязанности участковых уполномоченных нарядов полиции по осмотру мест возможного укрытия правонарушителей, подготовка к осмотру и тактика проведения осмотра мест возможного укрытия правонарушителей. Порядок производства наружного досмотра
    1. Обязанности участковых уполномоченных и нарядов полиции по осмотру мест возможного укрытия правонарушителей
  4. Полномочия участковых уполномоченных по профилактике и предупреждению правонарушений на участках
  5. Оценка обстановки и действия участковых уполномоченных полиции. Первоначальные действия на месте преступления. Выяснение данных о возможности преследования “ по горячим следам” и задержании правонарушителя. Обеспечение охраны места происшествия. Особенности задержания группы лиц
    1. Первоначальные действия на месте преступления
  6. Полномочия участковых уполномоченных по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних
    1. Полномочия участковых уполномоченных по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации1, которая в статье 2 определила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Одним из органов государственного аппарата, на который возложена охрана прав и свобод человека и гражданина является полиция, деятельность которой регулируется Законом РФ «О полиции2».

Многие ошибочно считают, что основной задачей полиции является раскрытие преступлений и привлечение виновных в их совершении к ответственности. Однако, в этом случае вред общественным интересам уже причинен. Поэтому основной задачей полиции является охрана общественного порядка и предотвращение совершения преступлений и правонарушений.

Участковые уполномоченные полиции, являясь полномочными представителями органов внутренних дел на закрепленной за ними территории, обеспечивают решение практически всего комплекса правоохранительных задач, стоящих перед полицией. В отличие от любого другого сотрудника полиции, решающего, как правило, одну из задач ОВД, участковые уполномоченные работают по всем направлениям их деятельности. При правильной организации работы всех подразделений в лице участковых инспекторов органы внутренних дел имеют источник разнообразной и концентрированной информации о различных сторонах оперативной обстановки и жизни населения на той или иной территории, что позволяет другим службам пользоваться информацией для решения своих специфических задач.

В настоящее время деятельность участкового уполномоченного полиции регламентирована Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного полиции, утвержденной приказом МВД России от 31.12.2012 года № 1166 «Вопросы деятельности организации деятельности участковых уполномоченных полиции3».

Работа среди населения, постоянное общение с людьми, решение различных житейских проблем - все это предъявляет к участковому уполномоченному полиции повышенные требования. По ним граждане судят о работе органов внутренних дел, в целом. Участковый уполномоченный является представителем полиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью, охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренний дел.

Работа участковых уполномоченных полиции – это многогранная деятельность, основанная на соблюдении законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Ими определены полномочия сотрудников этой службы, поставлены цели и задачи, а также функции по реализации возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка и профилактике правонарушений.

Деятельность участковых уполномоченных полиции строится в соответствии с принципами постоянной связи с населением обслуживаемого административного участка, чуткого и внимательного отношения к обращениям граждан, гласности в работе, строгого соблюдения законности.

Целью работы является исследование административно – правового статуса участковых уполномоченных полиции.

Задачи:

  1. Исследовать основные направления развития правового института в сфере регулирования статуса участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации;
  2. Рассмотреть содержание законодательной базы, лежащей в основе данного правового института.

Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие правовой статус участкового уполномоченного полиции и его служебную деятельность.

Надо отметить, что в теоретическом плане деятельность участковых уполномоченных, как и всей полиции общественной безопасности, исследована достаточно мало, что возможно и является причиной отсутствия комплекса нормативных актов, которые способны обеспечить действительно обеспечить нормативно-правовое регулирование деятельности участковых уполномоченных полиции и финансовое обеспечение деятельности.

Ввиду этого работа представляет собой анализ нормативных актов, регламентирующих деятельность участковых уполномоченных полиции, а также содержит предложения автора по улучшению работы службы участковых уполномоченных, основанных на анализе практической деятельности данной службы.

  1. Задачи и права участкового уполномоченного полиции

Сегодня участковым уполномоченным принадлежит ведущая роль в решении задач, возложенных на полицию, и не только потому, что они составляют одну из наиболее многочисленных ее служб, но и потому, что находятся на главных, передовых рубежах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Формы и методы работы участковых уполномоченных полиции, как правило, доступны для наблюдения и оценки населения, поэтому именно они во многом определяют социальный престиж полиции. В своей деятельности участковые уполномоченные полиции руководствуются следующими принципами: соблюдение законности и дисциплины; гуманизма; уважение прав человека; гласности; опора в служебной деятельности на граждан, общественные организации, трудовые коллективы; учет общественного мнения в работе. Инструкция по организации работы участкового уполномоченного к основным задачам участкового инспектора относит:

  1. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;
  2. Охрана общественного порядка4 и обеспечение общественной безопасности;
  3. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  4. Раскрытие преступлений по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений по делам, о которых производство предварительного следствия обязательно;
    1. Оказание в пределах компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. Иные задачи могут быть возложены только законом.

Участковый уполномоченный полиции в своей служебной деятельности осуществляет ряд как организационных, так и правоохранительных мер. Участковым уполномоченным полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право:

  1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению милицией своих полномочий; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия.
  2. Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; проверять у физических и юридических лиц разрешения на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми законодательством Российской Федерации возложен на полицию.
  3. Вызывать в установленном порядке в органы внутренних дел, служебные помещения участковых уполномоченных граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся у него в производстве.
  4. Составлять протоколы об административных правонарушениях5, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц, совершивших административные правонарушения; осуществлять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, административное задержание6; производить в установленном порядке личный досмотр и досмотр вещей и документов, обнаруженных при задержании.
  5. Получать в установленном порядке от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.
  6. Производить в предусмотренных законом случаях и порядке соответствующие уголовно-процессуальные действия.
  7. Принимать меры к доставлению в медицинские учреждения либо в дежурную часть органа внутренних дел лиц, находящихся на улице или общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим и себе, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья и жизни.
  8. Осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических лиц, предметов, фактов и использовать в своей деятельности данные этих учетов, а также информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру и другие технические и специальные средства.
  9. Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями всех форм собственности, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан участковый уполномоченный немедленно докладывает рапортом руководству органа внутренних дел7.
  10. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения.
  11. Использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами.
  12. Использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности, общественным объединениям и гражданам.
  13. Хранить и носить табельное огнестрельное оружие и специальные средства, применять их и физическую силу в случаях и порядке8, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  14. Задерживать и доставлять в орган внутренних дел в соответствии с законодательством лиц, подозреваемых в совершении преступления либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, административного ареста, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу.
  15. Направлять или доставлять при необходимости лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, в медицинское учреждение для освидетельствования.
  16. Временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан и транспортные средства на отдельные участки местности и объекты, обязывать их оставаться там или покинуть эти участки и объекты в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья.
  17. Отстранять от управления транспортным средством водителей и иных лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения или в силу физического состояния не способных управлять транспортным средством, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством.
  18. Останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Обязанности участкового уполномоченного полиции

В процессе несения службы, участковые уполномоченные полиции обязаны:

  1. Защищать жизнь, здоровье и имущество граждан от преступных и иных противоправных посягательств;
  2. Отвечать за состояние охраны общественного порядка на закрепленном за ним участке. Докладывать начальнику и дежурному ОВД об изменении оперативной обстановки;
  3. Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения. Рассматривать административные правонарушения в пределах своей компетенции;
  4. Рассматривать заявления, сообщения и жалобы и своевременно принимать соответствующие меры;
  5. Оказывать помощь должностным лицам и гражданам в осуществлении их законных прав и интересов в пределах своей компетенции;
  6. Контролировать несение службы патрульно-постовыми нарядами на административном участке. Информировать их об оперативной обстановке на обслуживаемой территории. Обучать милиционеров тактике несения патрульно-постовой службы;
  7. Вносить предложения о расстановке и использовании сил и средств ОВД на административном участке. При необходимости осуществлять маневрирование патрульно-постовыми нарядами по согласованию с руководством или дежурным по ОВД;
  8. Изучать оперативную обстановку, вести учеты, планировать свою работу. Принимать неотложныё меры в условиях чрезвычайных ситуаций. Оказывать помощь пострадавшим и лицам, находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
  9. Взаимодействовать с сотрудниками других служб и подразделений ОВД путем обмена информацией, участия в планировании и реализации совместных мероприятий по борьбе с правонарушениями и розыску подозреваемых в совершении преступлений, по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на административном участке;
  10. Контролировать на своем административном участке соблюдение правил паспортно-визовой и лицензионно - разрешительной системы, правил административного надзора за некоторой категорией лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также правил, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
  11. Участковый уполномоченный должен изучать и анализировать складывающуюся на административном участке оперативную обстановку.

Информация о работе Административно-правовой статус участкового уполномоченного полиции