Административно-правовой статус участкового уполномоченного полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование административно – правового статуса участковых уполномоченных полиции.
Задачи:
Исследовать основные направления развития правового института в сфере регулирования статуса участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации;
Рассмотреть содержание законодательной базы, лежащей в основе данного правового института.

Содержание

Введение
Задачи и права участкового уполномоченного полиции
Обязанности участкового уполномоченного полиции
Обязанности участковых уполномоченных нарядов полиции по осмотру мест возможного укрытия правонарушителей, подготовка к осмотру и тактика проведения осмотра мест возможного укрытия правонарушителей. Порядок производства наружного досмотра
Обязанности участковых уполномоченных и нарядов полиции по осмотру мест возможного укрытия правонарушителей
Полномочия участковых уполномоченных по профилактике и предупреждению правонарушений на участках
Оценка обстановки и действия участковых уполномоченных полиции. Первоначальные действия на месте преступления. Выяснение данных о возможности преследования “ по горячим следам” и задержании правонарушителя. Обеспечение охраны места происшествия. Особенности задержания группы лиц
Первоначальные действия на месте преступления
Полномочия участковых уполномоченных по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних
Полномочия участковых уполномоченных по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая адм. право.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

При прибытии на место происшествия раньше следственно-оперативной группы участковый уполномоченный обязан принимать меры по охране места происшествия участковый уполномоченный полиции:

  1. Обязан выявлять на административном участке по приметам и другим данным лиц, объявленных в розыск, устанавливать через родственников и знакомых разыскиваемых лиц, если они ранее проживали на административном участке, сведения, имеющие значение для их розыска и задержания;
  2. Незамедлительно информировать инициаторов розыска об установлении места нахождения разыскиваемого и при необходимости принимать участие в его задержании;
  3. Исполнять по указанию непосредственного начальника в пределах своей компетенции на территории административного участка письменные поручения лиц, производящих дознание, следователя, прокурора и суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
  4. Исполнять в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, письменные поручения следователей о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также осуществлять содействие при их проведении;
  5. Оказывать в пределах предоставленных им законодательством прав содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью;
  6. Обеспечивать по указанию начальника органа внутренних дел или начальника полиции по охране общественного порядка и общественной безопасности охрану общественного порядка на административном участке при выселении граждан из жилых помещений по решению суда;
  7. Поддерживать взаимодействие, оказывать содействие и помощь общественным объединениям правоохранительной направленности в осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и другими гражданами, потенциально склонными к совершению противоправных действий;
  8. Осуществлять инструктажи членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников полиции при заступлении их на дежурство по охране правопорядка, оказывать им методическую и практическую помощь в работе;
  9. Информировать членов общественных объединений правоохранительной направленности о совершенных на административном участке правонарушениях, получать от них информацию, представляющую оперативный интерес для органов внутренних дел;
  10. Участвовать в обучении членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников полиции формам и методам работы по охране общественного порядка;
  11. Обобщать и анализировать результаты работы членов общественных объединений правоохранительной направленности и внештатных сотрудников полиции, вносить в установленном порядке начальнику органа внутренних дел либо в органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности и поощрении членов общественных объединений правоохранительной направленности, отличившихся в охране общественного порядка;
  12. Изымать в установленном порядке водительские удостоверения у лиц при совершении ими административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, а также при исполнении постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники;
  13. Оказывать сотрудникам ДПС помощь в обеспечении движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий, в розыске угнанных, похищенных и используемых в противоправных целях транспортных средств, а также водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия;
  14. Участвовать совместно с сотрудниками ДПС в обеспечении беспрепятственного проезда транспортных средств аварийно-спасательных служб в район чрезвычайной ситуации на административном участке;
  15. Проводить на административном участке мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также на профилактику аварийности на автомототранспорте и нарушений правил дорожного движения;
  16. Рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней;
  17. Выявлять при рассмотрении письменных обращений граждан факты и обстоятельства, требующие проверки, а также круг лиц, от которых необходимо получить объяснения, ответы на другие вопросы, подлежащие разрешению.

Участковый уполномоченный должен принимать по письменным обращениям граждан одно из следующих решений:

  1. О привлечении в пределах установленных полномочий правонарушителей к административной ответственности.
  2. О принятии к правонарушителям мер профилактического воздействия.
  3. О направлении за подписью руководителя органа внутренних дел заявления гражданина по принадлежности (подследственности) с обязательным уведомлением об этом заявителя.
  4. Об отказе в удовлетворении просьбы с разъяснением гражданину мотивов отказа.

Участковый уполномоченный должен анализировать причины поступления письменных обращений жителей административного участка, в установленном порядке и в пределах своей компетенции принимать меры по их устранению.

Участковый уполномоченный при осуществлении индивидуальной профилактики правонарушений с лицами, состоящими на профилактическом учете, обязан осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу со следующими категориями граждан:

  1. Освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом17.
  2. Осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
  3. Освобожденными от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям.
  4. Допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.
  5. Хроническими алкоголиками и лицами, больными наркоманией, а также допускающими потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, систематически допускающими правонарушения.
  6. Психически больными лицами, представляющими непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящими на учете в учреждениях здравоохранения.
  7. Несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

Участковый уполномоченный обязан выявлять на административном участке лиц, подлежащих индивидуальному предупреждению совершения ими преступлений и других правонарушений. Участковый уполномоченный должен собирать, систематизировать и использовать полученную о таких лицах информацию в целях осуществления мер индивидуального предупреждения совершения ими преступлений и других правонарушений.

Участковый уполномоченный обязан применять к профи актируемым лицам меры индивидуального предупреждения преступлений в соответствии с принципами и нормами служебной деятельности и при наличии соответствующих законодательных оснований.

Участковый уполномоченный обязан заводить на лицо, состоящее на учете в органе внутренних дел, контрольную карточку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Оценка обстановки и действия участковых уполномоченных полиции. Первоначальные действия на месте преступления. Выяснение данных о возможности преследования “по горячим следам” и задержании правонарушителя. Обеспечение охраны места происшествия. Особенности задержания группы лиц

5.1. Первоначальные действия на месте преступления

По прибытии на место происшествия:

  1. Производится опрос лиц, находящихся на месте происшествия, с целью получения сведений, необходимых для определения последовательности и характера его действий, а также для проведения неотложных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление свидетелей, преследование по горячим следам преступника, решается вопрос об использовании служебно-розыскной собаки;
  2. Выясняется, не внесены ли изменения в обстановку места происшествия с момента выявления преступления, и если внесены, то какие именно, кем и с какой целью;
  3. Даются задания сотрудникам органа дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  4. Вызываются на место происшествия ответственный квартиросъемщик или взрослые члены его семьи, а если преступление совершено в помещении предприятия, учреждения или организации — представители вышестоящей организации, которым поручается проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей;
  5. Принимаются меры к обеспечению сохранности имущества (товарно-материальных ценностей) во время осмотра и до начала инвентаризации или до прибытия ответственного квартиросъемщика либо взрослых членов его семьи;
  6. Ответственного квартиросъемщика или материально ответственного лица, хорошо знающего обстановку осматриваемого жилища, помещения или хранилища, предпочтительно допросить самому следователю, а затем привлечь его к участию в осмотре, за исключением тех случаев, когда имеются данные, что такое участие может повредить полноте, всесторонности и объективности осмотра;
  7. Определяется, каким способом (концентрическим или эксцентрическим) следует производить осмотр. При выборе способа нужно учитывать, что оставленные преступниками следы обуви, транспортных средств, а также брошенные или утерянные ими предметы, в том числе и орудия преступления, находящиеся вне помещения, в котором было совершено преступление, могут быть уничтожены во время осмотра. Поэтому в тех случаях, когда на подходе к помещению, в котором было совершено преступление, обнаружены предметы, которые могут оказаться вещественными доказательствами, и следы, возможно, образовавшиеся в результате совершения преступления, целесообразно применить концентрический способ осмотра. Если в ходе общего осмотра установлено, что оставленные преступниками следы и предметы сосредоточены в помещении, то предпочтение следует отдать эксцентрическому способу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Полномочия участковых уполномоченных по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних

6.1. Полномочия участковых уполномоченных по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних

Принимая участие в борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних участковые уполномоченные обязаны:

  1. Предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и в других общественных местах;
  2. Выявлять заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, доставлять таких несовершеннолетних к месту жительства и передавать родителям или лицам, их заменяющим, либо в ОППН, а в необходимых случаях - в дежурную часть горрайоргана;
  3. Принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, установлению мест их концентрации, докладывать о них дежурному, также информировать участкового инспектора полиции и инспектора ОППН;
  4. Знать на своей территории несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний, осужденных к условной мере наказания, контролировать их поведение в общественных местах, о всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора ОППН;
  5. Выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, совершение правонарушений, либо иных антиобщественных действий и докладывать о них дежурному, а также информировать работника уголовного розыска, участкового инспектора полиции.

 

 

Заключение

Работа участковых уполномоченных полиции – это многогранная деятельность, основанная на соблюдении законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Ими определены полномочия сотрудников этой службы, поставлены цели и задачи, а также функции по реализации возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка и профилактике правонарушений. Работа среди населения, постоянное общение с людьми, решение различных житейских проблем - все это предъявляет к участковому уполномоченному полиции повышенные требования. По ним граждане судят о работе органов внутренних дел, в целом.

На всех этапах развития российской государственности важное место занимал и продолжает занимать исторически сложившийся институт участковых уполномоченных полиции. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 1166 г. Москва "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции".

Участковые уполномоченные полиции, являясь полномочными представителями органов внутренних дел на закрепленной за ними территории, обеспечивают решение практически всего комплекса правоохранительных задач, стоящих перед милицией.

В отличие от любого другого сотрудника полиции, решающего, как правило, одну из задач ОВД, участковые уполномоченные работают по всем направлениям их деятельности.

Главными задачами участкового уполномоченного полиции сегодня являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

При правильной организации работы всех подразделений в лице участковых уполномоченных органы внутренних дел имеют источник разнообразной и концентрированной информации о различных сторонах оперативной обстановки и жизни населения на той или иной территории, что позволяет другим службам пользоваться информацией для решения своих специфических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Процессуальные особенности в административной ответственности в России: Монография / Васильев Ф.П.. - М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 592 с.
  2. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции в вопросах и ответах / Бочаров С.Н., Зубач А.В., Кокорев А.Н., Голенков В.С., Постольник В.А..- М.: Щит-М, 2006.
  3. Мадатов Я.Г. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции по предупреждению, профилактике, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений общеуголовной и экономической направленности - Краснодар: НЭЦПО КК, 2005.
  4. Организация деятельности участкового уполномоченного милиции. М.: Академия МВД России, 2004 г.
  5. Рыжаков А.П. Постатейный Комментарий к закону Российской Федерации «О полиции». – Москва, 2011.
  6. Российское административное право: Учебник / Адушкин Ю.С., Багишаев З.А., Манохин В.М.. - М.; Юристъ, 2006. - 472 с.
  7. Административное право Российской Федерации: Учебник / Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. - 3-е изд., испр. и доп.. - М.; Зерцало-М, 2006. - 592 с.
  8. Административная деятельность органов внутренних дел. Учебное пособие. Особенная часть./ Под общей редакцией профессора В.И. Попова, профессора А.Я.Минина ,-- М.: МосУ МВД России, 2005 год.
  9. Административная деятельность ОВД Каплунов А.И., Бородин С.С., Берекет В.М.: Учебное наглядное пособие. - Москва, 2004

Информация о работе Административно-правовой статус участкового уполномоченного полиции