Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России. Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы правового института административно-правового статуса иностранных граждан в Российском законодательстве
1.1 Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России
1.2 Институт иностранных граждан и лиц без гражданства в современном законодательстве Российской Федерации
1.3 Принципы регулирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Механизм реализации прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
2.1 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
2.2 Ограничение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
2.4 Порядок въезда, выезда и транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации
3. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3.1 Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3.2 Контроль федеральных органов исполнительной власти за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 59.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

      1. Теоретические  основы правового института административно-правового  статуса иностранных граждан  в Российском законодательстве

1.1 Иностранные граждане  и лица без гражданства как  субъекты административного права  России

1.2 Институт иностранных  граждан и лиц без гражданства  в современном законодательстве  Российской Федерации

1.3 Принципы регулирования  административно-правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства

      2. Механизм  реализации прав и обязанностей  иностранных граждан и лиц  без гражданства на территории  Российской Федерации

2.1 Основные права, свободы  и обязанности иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Российской Федерации

2.2 Ограничение правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства

2.4 Порядок въезда, выезда  и транзитного проезда иностранных  граждан и лиц без гражданства  по территории Российской Федерации

      3. Административная  ответственность иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Российской Федерации

3.1 Порядок привлечения  к административной ответственности  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской  Федерации

3.2 Контроль федеральных  органов исполнительной власти  за пребыванием и проживанием  иностранных граждан и лиц  без гражданства на территории  Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение 

 

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России. Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми  актами, в своей законодательной  и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует  распространять на все категории  лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства. Свобода внешнеэкономической  деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики  для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в  Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных  граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма - все это привело к резкому  увеличению числа иностранных граждан  и лиц без гражданства, проживающих  в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных  отношений проблема правового регламентирования  сроков пребывания и депортации иностранных  граждан и лиц без гражданства  приобретает для России все большую  актуальность.

Основными актами, устанавливающими правовое положение иностранных  граждан в Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации (ст. 62, 63), Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ), Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп. от 30.12.2008 г. № 322-ФЗ), международные нормативные акты.

Данный правовой институт имеет давнюю историю, т.к. иностранные  граждане на территории СССР, РСФСР  и Российской Федерации пребывали  всегда. Поэтому всегда было необходимо осуществлять правовое регулирование  их статуса во время пребывания на территории нашего государства.

До недавнего времени  действовал Закон СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» (с изм. и доп. от 19 мая 1995 г., 15 августа 1996 г.), законодательные акты СССР действовали в части, не противоречащей законодательству Российской федерации и заключенным Российской Федерацией международным договорам (соглашениям).

На сегодня данный правовой институт приведен полностью в соответствие с Конституцией РФ.

Данная работа посвящена  исследованию правового института  административно-правового статуса  иностранных граждан в РФ.

Объектом данного исследования является административно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие административно-правовой статус иностранных  граждан в Российской Федерации.

Актуальность темы исследования заключается в том, что:

· Административно-правовые отношения связанные с правовым статусом иностранных граждан на территории Российской Федерации всегда играли существенную роль в жизни  общества.

· Миграционные процессы в  Российской Федерации сегодня стали  значительно интенсивнее, чем ранее;

· Нарушение законодательства, устанавливающего административно-правовой статус иностранных граждан в  РФ, имеет для нашей страны значительные негативные последствия.

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать административно-правовой статус иностранных граждан в  Российской Федерации.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

· исследовать основные направления  развития правового института в  сфере регулирования административно-правового  статуса иностранных граждан  в Российской Федерации и за рубежом;

· рассмотреть содержание законодательной базы лежащей в  основе данного правового института;

· в заключении - подвести итоги по проделанной работе, выработать пути решения возникших проблем.

В работе будут рассмотрены  проблемы административно-правового  статуса иностранных граждан  в Российской Федерации, правовое регулирование  въезда и пребывание иностранных  граждан на территории Российской Федерации. Также будут рассмотрены проблемы административной ответственности  иностранных граждан, полномочия органов  и должностных лиц, связанные  с правовым регулированием пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

При написании работы использованы тексты нормативных актов и комментарии  к ним, учебная и монографическая  литература.

1. Теоретические основы  правового института административно-правового  статуса иностранных граждан  в Российском законодательстве

1.1 Иностранные граждане  и лица без гражданства как  субъекты административного права  России 

 

Власть Российской Федерации  распространяется на всех лиц, находящихся  на ее территории. В Российской Федерации  правовое положение иностранных  граждан и лиц без гражданства  определяется законодательством Российской Федерации:

· Конституцией Российской Федерации (ст. 62, 63);

· Федеральным законом  от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

· Федеральным законом  от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

· международными договорами СССР и Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства для въезда и  выезда из Российской Федерации должны иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу, выдаваемую дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями. Основаниями  для оформления въезда иностранных  граждан и лиц без гражданства  являются:

· письменное обращение (лично  или через представителя) в дипломатическое  или консульское учреждение Российской Федерации;

· по приглашению российского  физического или юридического лица, порядок оформления которого устанавливается  Правительством Российской Федерации; надлежащим образом оформленный  договор о туристской поездке.

Иностранным гражданам и  лицам без гражданства, прибывающим  в Российскую Федерацию на срок свыше  трех месяцев, виза на въезд выдается при условии представления ими  сертификата об отсутствии у них  ВИЧ-инфекции. Иное может быть установлено  международными договорами Российской Федерации.

Основания для отказа в  разрешении въезда и выезда установлены  федеральным законом «О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию». Этим же законом установлен также порядок  транзитного проезда иностранных  граждан и лиц без гражданства  через территорию Российской Федерации.

Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в Российской Федерации постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам. Изъятия из этого правила устанавливаются  законодательством Российской Федерации  и заключаемыми Российской Федерацией международными договорами1.

Законодательство различает  иностранных граждан, постоянно  проживающих в Российской Федерации, и временно пребывающих на территории Российской Федерации, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранные  граждане могут постоянно проживать  на территории Российской Федерации, если они на то имеют разрешение и вид  на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся  на территории Российской Федерации  на ином законном основании, считаются  временно пребывающими. Постоянно проживающие  иностранные граждане имеют больший  объем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие (например, в вопросах трудовой деятельности, социального обеспечения).

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в  Российской Федерации правами и  несут обязанности наравне с  гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами или международным договором  Российской Федерации.

Российская Федерация  предоставляет политическое убежище  иностранным гражданам и лицам  без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Однако административная правоспособность иностранных граждан  и лиц без гражданства уже  равна правоспособности граждан  Российской Федерации. Иностранные  граждане и лица без гражданства  не имеют прав и обязанностей, которые  неразрывно связаны лишь с гражданством Российской Федерации.

Кроме связанных с этим исключений и изъятий, вытекающих из международных договоров, административное законодательство Российской Федерации  предоставляет иностранным гражданам  и лицам без гражданства права  и свободы, а также преимущества, установленные для граждан Российской Федерации.

Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства пользуются правами:

· на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной  власти и местного самоуправления, их должностных лиц;

· на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный  труд;

· на охрану здоровья и медицинскую  помощь; на образование;

· на свободу совести и  т.д.

Но в отличие от граждан  Российской Федерации, для иностранных  граждан установлены ограничения  в области труда, связанные с  их принадлежностью к другому  государству. Например:

· они не пользуются избирательным  правом и, следовательно, не избираются в органы государственной власти;

· они не участвуют во всенародном  голосовании (референдуме);

· не могут назначаться  на отдельные должности или заниматься трудовой деятельностью, если назначение на эти должности или занятие  такой деятельностью связано  с принадлежностью к гражданам  Российской Федерации.

Иностранные учащиеся и студенты учебных заведений Российской Федерации  пользуются правами и несут все  обязанности учащихся и студентов  в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

При соблюдении установленных  правил проживания в Российской Федерации  иностранные граждане имеют право  передвижения по территории Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются  для обеспечения государственной  безопасности, охраны общественного  порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют  определенных обязанностей, возлагаемых  на граждан Российской Федерации. Так, они не несут обязанностей воинской службы. Однако они несут установленные  обязанности перед Российской Федерацией. Иностранные граждане, прибывшие  в Российскую Федерацию на постоянное проживание, обязаны получить в органах  внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны  соблюдать законы, уважать Конституцию  Российской Федерации, традиции и обычаи народов России.

За нарушение правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и правил транзитного  проезда через территорию Российской Федерации иностранные граждане привлекаются к ответственности  в соответствии с Законом 2002 года о правовом положении иностранных  граждан в РФ.

Правовое положение иностранных  граждан в Российской Федерации, пользующихся привилегиями и дипломатическим  иммунитетом, определяется специальным  законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также СССР. В частности, они пользуются иммунитетом от административной юрисдикции нашей страны2.

Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ