Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России. Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы правового института административно-правового статуса иностранных граждан в Российском законодательстве
1.1 Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России
1.2 Институт иностранных граждан и лиц без гражданства в современном законодательстве Российской Федерации
1.3 Принципы регулирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Механизм реализации прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
2.1 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
2.2 Ограничение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
2.4 Порядок въезда, выезда и транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации
3. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3.1 Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3.2 Контроль федеральных органов исполнительной власти за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 59.88 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) и принятые в соответствии с ним подзаконные  акты существенным образом изменили правовое регулирование ведения  иностранцами трудовой деятельности в  Российской Федерации.

Основным документом, определяющим статус иностранцев на территории Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации, где в части 3 ст.62 говорится  о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне  с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации. Раскрывая это  положение применительно к сфере  трудоустройства и повторяя положения  ст.34, 37 Конституции Российской Федерации, Закон № 115-ФЗ в п.1 ст.13 указывает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а  также правом на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

 

2.4 Порядок въезда, выезда  и транзитного проезда иностранных  граждан и лиц без гражданства  по территории Российской Федерации 

Основные положения режима въезда в РФ иностранных граждан  или лиц без гражданства в  настоящее время определяются Федеральным  законом от 15 августа 1996 г. «О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию».

Иностранные граждане могут  постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид  на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся  в РФ на ином законном основании, считаются  временно пребывающими в РФ.

Иностранные граждане, находящиеся  в РФ, обязаны иметь при себе заграничные паспорта или заменяющие их документы, зарегистрированные в  установленном порядке.

Временно пребывающие  в РФ иностранные граждане представляют для регистрации свои заграничные  паспорта по прибытии в пункт назначения в течение трех суток, исключая праздничные  и выходные дни.

Освобождаются от регистрации  заграничных паспортов:

· главы государств и правительств зарубежных стран, члены парламентских  и правительственных делегаций, технический персонал этих делегаций, члены семей перечисленных лиц; лица, прибывшие в РФ по паспортам, выданным ООН;

· иностранные граждане, не достигшие 18-летнего возраста; иностранные  граждане, прибывшие в РФ на праздничные  и выходные дни или на срок до трех суток в обычные дни и  выезжающие из РФ в течение этих дней; иностранные туристы, совершающие  круизы;

· члены экипажей иностранных  военных кораблей и военных самолетов, прибывших в РФ в установленном  порядке;

· лица, входящие в состав экипажей иностранных невоенных  судов;

· лица, входящие в состав экипажей гражданских воздушных  судов международных авиалиний, бригад поездов международного железнодорожного сообщения;

· лица, входящие в состав экипажей иностранных автотранспортных средств, осуществляющих перевозки  грузов и пассажиров в международном  сообщении.

Регистрация осуществляется в:

· МИД России и его органах - лиц, прибывших по линии данного  министерства;

· российских принимающих  организациях - лиц, прибывших по линии  этих организаций на срок, не превышающий  трех месяцев;

· гостиницах - всех проживающих  в них иностранных граждан  независимо от цели прибытия и срока  пребывания их в РФ;

· органах внутренних дел - иностранных граждан во всех остальных  случаях.

Действие регистрации  иностранным гражданам продлевается МИД России, органами внутренних дел  и гостиницами. Российские принимающие  организации могут продлить действие регистрации на срок, не превышающий  трех месяцев. Продление действия регистрации  производится после продления срока  действия визы на выезд из РФ.

По общему правилу, иностранные  граждане могут свободно передвигаться  по территории РФ, открытой для посещения  иностранными гражданами, при условии  уведомления о поездке8.

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ по линии российских принимающих организаций, уведомляют о поездке администрацию этих организаций, а иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ или  прибывшие в РФ по частным делам, в том числе в качестве гостей сотрудников постоянных иностранных  представительств в РФ, уведомляют органы внутренних дел.

По прибытии в пункт  назначения иностранные граждане должны зарегистрировать свое временное пребывание в гостиницах или в органах  внутренних дел либо в российской принимающей организации.

Иностранные граждане, изменившие место пребывания в РФ в нарушение  указанного порядка, обязаны по требованию органов внутренних дел возвратиться к прежнему месту пребывания или  следовать в соответствии с избранными пунктами назначения.

Постановлением Правительства  РФ от 4 июля 1992 г. утвержден Перечень территорий Российской Федерации с  регламентированным посещением для  иностранных граждан.

Въезд иностранных граждан  на такие территории согласовывается  принимающими организациями с ФСБ  России и его органами на местах. Органы государственной безопасности принимают решение о допуске  иностранных граждан для посещения  этих территорий по согласованию с  заинтересованными министерствами и ведомствами или их территориальными органами.

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, проживают в  гостиницах или на иной жилой площади (независимо от принадлежности ее к  тем или иным видам жилищного  фонда) по своему выбору, с уведомлением российских принимающих организаций, постоянных иностранных представительств, а также лиц, пригласивших их в  РФ по частным делам.

Иностранные граждане обязаны  выехать из России по истечении определенного  им срока пребывания.

Транзитный проезд через  территорию РФ осуществляется, как  правило, без права на остановку.

Транзитный проезд через  названную территорию иностранных  граждан и лиц без гражданства  в государство назначения всеми  видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд  в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства  назначения и действительных для  выезда из РФ проездных билетов или  подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.

Виза с правом на остановку  на территории РФ может быть выдана иностранным гражданам или лицам  без гражданства по представлении  ими мотивированной просьбы и  документов, подтверждающих необходимость  остановки, если иное не предусмотрено  международным договором РФ.

Транзитный проезд через  территорию РФ без визы разрешается  иностранному гражданину или лицу без  гражданства в случаях, если они:

· совершают беспересадочный  полет воздушным транспортом  через территорию РФ;

· следуют на самолете международной  авиалинии с пересадкой в аэропорту  на территории РФ и имеют надлежащим образом оформленные документы  на право въезда в государство  назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки  на территории РФ в течение 24 часов  с момента прибытия, за исключением  случаев вынужденной остановки;

· проживают на территории государства, с которым РФ имеет  соответствующий международный  договор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Административная ответственность  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской  Федерации

3.1 Порядок привлечения  к административной ответственности  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской  Федерации 

Как уже было отмечено выше, в отношении иностранных граждан  и лиц без гражданства действует  национальный режим, т.е. на них распространяется действие практически всех нормативных  актов Российской Федерации. Соответственно, иностранные граждане подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Однако существуют составы  административных правонарушений, субъектом  которых может быть только иностранец. В данном параграфе будут рассмотрены  именно эти составы правонарушений.

Статья 18.8 КоАП РФ ответственность  за нарушение иностранным гражданином  или лицом без гражданства  режима пребывания в Российской Федерации.

Объектом правонарушения является режим пребывания в РФ иностранных  граждан или лиц без гражданства.

Объективную сторону правонарушения образуют следующие нарушения режима пребывания в РФ иностранных граждан  или лиц без гражданства:

· несоблюдение установленного порядка регистрации, передвижения, выбора места жительства;

· уклонение от выезда из РФ по истечении определенного срока  пребывания;

· несоблюдение правил транзитного  проезда через территорию РФ.

Субъектами правонарушения выступают иностранные граждане или лица без гражданства.

Субъективная сторона  правонарушения характеризуется виной  в форме умысла или неосторожности.

Статья 18.12 КоАП РФ предусматривает  ответственность за нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания

Объектом правонарушения является порядок проживания беженцев и вынужденных переселенцев. Нас, в данном случае, как субъекты данного  правонарушения интересуют только беженцы.

В соответствии со ст.8 Закона о беженцах беженец, в частности, обязан:

· сообщить в течение семи дней в территориальный орган  федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении  фамилии, имени, состава семьи, семейного  положения, о приобретении гражданства  РФ или гражданства другого иностранного государства либо о получении  разрешения на постоянное проживание на территории РФ;

· сообщать о намерении  переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ;

· сняться с учета в  территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня  прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном  органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. Постановка на учет лица, признанного беженцем, в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе является основанием для регистрации  данного лица и членов его семьи  в органе внутренних дел по новому месту пребывания.

Объективная сторона правонарушения характеризуется следующими противоправными  деяниями, совершенными беженцем:

· неисполнение при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета  в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, к которому он прикреплен; неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по новому месту пребывания или месту жительства;

· несообщение в соответствующий  территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства  РФ или гражданства (подданства) иного  государства.

Субъектами данного правонарушения являются как беженцы, так и вынужденные  переселенцы.

В соответствии со ст.1 Закона о беженцах под беженцем понимается лицо, которое не является гражданином  РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований  по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой  этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких  опасений; или, не имея определенного  гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства  в результате подобных событий, не может  или не желает вернуться в нее  вследствие таких опасений.

Субъективная сторона  характеризуется виной в форме  умысла или неосторожности.

Поскольку далеко не все люди посещают нашу страну с миролюбивыми целями, к «нарушителям спокойствия» применяется такое административное наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях; далее - КоАП РФ). По информации паспортно-визового управления ГУВД г. Москвы, только из столицы в 2002 году было депортировано 7886 иностранных граждан и лиц без гражданства, из них 611 человек выдворено под конвоем. При этом чаще всего высылке за пределы страны подвергаются граждане Вьетнама: в 2002 году из Москвы было выдворено 1600 человек, из них 285 - под конвоем. На втором месте - граждане Китая (соответственно 311 и 76 человек). В целом преступления, совершаемые иностранными гражданами, составляют небольшую долю от общего числа преступлений: согласно официальным статистическим данным - примерно 1%. Однако опасность таких преступлений заключается в том, что они имеют стойкую тенденцию к росту; кроме того, преступления и административные правонарушения, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства, приобретают все более радикальные формы. В связи с этим возникает необходимость в правовых механизмах, которые определяли бы процедуру выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих правопорядок в нашей стране.

Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ