Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России. Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы правового института административно-правового статуса иностранных граждан в Российском законодательстве
1.1 Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России
1.2 Институт иностранных граждан и лиц без гражданства в современном законодательстве Российской Федерации
1.3 Принципы регулирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Механизм реализации прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
2.1 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
2.2 Ограничение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
2.4 Порядок въезда, выезда и транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации
3. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3.1 Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3.2 Контроль федеральных органов исполнительной власти за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 59.88 Кб (Скачать файл)

Из общего законодательства, определяющего статус иностранных  граждан, имеются изъятия относительно граждан государств, входящих в СНГ. Они пользуются большей свободой на пересечение границ Российской Федерации  в виду их «прозрачности» и др. Эти  изъятия устанавливаются соглашениями между государствами — участниками  СНГ.

 

1.2 Институт иностранных  граждан и лиц без гражданства  в современном законодательстве  Российской Федерации 

Положения ч. 3 статьи 62 Конституции  РФ устанавливают конституционные  основы правового статуса иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» иностранными гражданами считаются  лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства  России.

Статья 1 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они  проживают (принята резолюцией 40/144 ГА ООН от 13 декабря 1985 г.), термин «иностранец» означает любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором  он находится.

Документальным подтверждением гражданства иностранного государства  может служить, согласно ст. 24 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации, заграничный паспорт  или заменяющий его документ.

Документом, удостоверяющим гражданство иностранца, также может  служить вид на жительство, выдаваемый органами внутренних дел Российской Федерации.

К лицам без гражданства (апатридам) относятся лица, не принадлежащие  к гражданству Российской Федерации  и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Международное право к числу  апатридов относит лиц, которые  не рассматриваются гражданами какого-либо государства в силу его закона (Конвенция о статусе апатридов  от 28 сентября 1954 г.). Тот факт, что  Россия не участвует в данной конвенции, не следует расценивать как препятствие  для отказа в признании статуса  апатрида за лицами, которые по Конвенции  пользуются защитой или помощью  органов или учреждений ООН, за которыми компетентные государственные власти страны признают права и обязанности, связанные с их гражданством. Отказ  возможен и тогда, когда есть серьезные  основания полагать, что такие  лица совершили преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества, совершили тяжкое преступление неполитического характера  или виновны в деяниях, противоречащих целям и принципам ООН3.

Вместе с тем ни Конституция, ни другие нормативные акты не устанавливают  различий в правовом положении иностранцев  и лиц без гражданства. Действующее  законодательство исходит из того, что они равны перед законом  независимо от происхождения, официального и имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, образования и т.д.

Согласно ч. 3 статьи 62 Конституции  РФ, на иностранных граждан распространяется национальный режим, т.е. режим, который  предоставлен российским гражданам. В  соответствии с этим иностранцы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане России, за исключением некоторых ограничений, устанавливаемых только федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации, а не какими-либо другими нормативными актами.

Из содержания данной и  других статей Конституции, касающихся прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно  к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями  именно гражданина России, т.е. возникают  и осуществляются в силу особой связи  между государством и его гражданами.

 

 

 

1.3 Принципы регулирования  административно-правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства 

В российском законодательства закреплен принцип национального  режима, согласно которому и определяются принципы административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства4.

Под национальным режимом  понимается предоставление иностранным  гражданам такого же правового режима, какой предоставляется российским гражданам. Они пользуются теми же правами  и несут те же обязанности, что  и российские граждане, если иное не установлено федеральным законом. Законом установлены определенные ограничения свободы передвижения иностранных граждан по территории Российской Федерации, установлены  условия участия иностранных  граждан в трудовых отношениях.

Постоянно проживающие в  России иностранные граждане обладают ограниченным избирательным правом, они могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Закон определяет отношение  иностранных граждан к государственной  и муниципальной службе, к отдельным  видам деятельности, а также к  военной службе.

Принцип национального режима, согласно которому и определяются принципы административно-правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства подразумевает, что иностранные граждане:

· имеют право на судебную защиту своих прав;

· имеют право быть субъектами предпринимательской деятельности, что на них налагает определенные обязанности в сфере административного  права;

· равны наряду с другими  категориями лиц перед законом  и судом, т.е. они наравне со всеми  привлекаются к административной ответственности  и другим видам ответственности.

Исключения для иностранных  граждан подразумевают, что они:

· не могут быть субъектами административной деятельности, т.е. они  не могут быть наделены полномочиями в сфере административной юрисдикции как должностные лица органов  исполнительной власти;

· при заключении трудового  договора в отношении них должна быть соблюдена соответствующая  процедура и др.

 

      2. Механизм  реализации прав и обязанностей  иностранных граждан и лиц  без гражданства на территории  Российской Федерации

2.1 Основные права, свободы  и обязанности иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Российской Федерации 

Основные права, свободы  и обязанности иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Российской Федерации устанавливаются  в соответствии с основами правового  положения личности5.

Основы правового положения  личности - это наиболее существенные отношения между обществом, государством и личностью. Институт основ правового  положения личности строится на принципах  единства прав и обязанностей, равенства  и гарантированности прав личности. Главными компонентами этого института  являются:

· гражданство;

· основные права, свободы  и обязанности личности.

В данном случае речь пойдет только о втором компоненте данного  правового института.

На иностранцев и апатридов, проживающих в России, распространяются многие социально-экономические и  культурные права, но эти лица ограничиваются в отдельных политических правах.

Допускается признание двойного гражданства, т.е. возможности гражданина РФ одновременно иметь гражданство  другого государства. Граждане, имеющие  также иное гражданство, не могут  на этом основании ограничиваться в  правах и уклоняться от выполнения обязанностей.

Как отмечалось, на территории России проживают не только ее граждане. Поэтому Конституция закрепляет понятие прав человека и гражданина, имея в виду, что статус граждан  и неграждан различен. Права и  обязанности гражданина России шире, чем права человека.

В целом же, говоря об основных, т.е. закрепленных в Конституции, правах и свободах личности, необходимо учитывать  их особую юридическую природу. Главные  их отличия от прав, свобод и обязанностей, закрепляемых в текущем законодательстве, заключается в следующем:

· конституционные права  и свободы составляют ядро правового  статуса личности и лежат в  основе прав, закрепляемых текущим  законодательством, нормами других отраслей права;

· они принадлежат личности независимо от ее индивидуальных особенностей;

· они для всех равны;

· они не приобретаются  и не отчуждаются по волеизъявлению физического лица. Права человека принадлежат ему в силу самого факта его рождения; права гражданина - не только в силу его рождения, но и в силу его гражданства;

· основные права, свободы  и обязанности заключаются в  Конституции, т.е. в правовом акте, имеющем  высшую юридическую силу.

В зависимости от интересов  и физического лица, и его участия  в жизни общества, и государства, основные права и свободы делятся  на личные, политические, социально-экономические  и культурные (об обязанностях см. ниже).

Личные права и свободы  обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личных потребностей. К ним, в частности, относятся право на жизнь, на охрану личного достоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.

К политическим правам и свободам иностранных граждан и апатридов  относятся также право на информацию, свобода собраний, уличных шествий  и др.

Социально-экономические  права и свободы - это право  частной собственности, свобода  предпринимательской деятельности, право на труд, на забастовку, на отдых, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную  окружающую среду и т.д.

Культурные права - это  свобода творчества, право на участие  в культурной жизни, в пользовании  достижениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

Основные конституционные  обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются  к поведению любых лиц, находящихся  на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия  в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Конституция РФ возлагает  на всех обязанность соблюдать Конституцию  РФ и законы (п. 2 ст. 15).

Согласно ст. 57 Конституции  РФ «каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы».

Ст. 58 Конституции РФ устанавливает  обязанность каждого «сохранять природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам».

Гарантии основных прав, свобод и обязанностей - это условия и  средства, обеспечивающие их реализацию. Важнейшие из них - судебная защита и процессуальные гарантии, право  жалобы, прокурорский надзор, правомерная  деятельность органов государственной  власти и управления, право политического  убежища, парламентского уполномоченного  по правам человека. Главные же условия  эффективной реализации основных прав, свобод, обязанностей и их конституционных  гарантий в целом определяется тем  уровнем демократии, который достигнут  обществом и государством, а также  их экономическими возможностями6.

 

2.2 Ограничение правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства 

Статья 31 Конституции не предусматривает  право иностранцев проводить  собрания, организовывать митинги и  демонстрации.

В силу ст. 32 иностранные граждане не имеют права:

· участвовать в управлении делами государства;

· участвовать в референдумах, выборах;

· избираться в органы государственной  власти и самоуправления;

· состоять на государственной  службе;

· участвовать в осуществлении  правосудия.

Иностранные граждане не могут  направлять обращения в органы государственного и местного самоуправления (ст. 33 Конституции). Согласно ст. 36 Конституции, иностранные  граждане не вправе иметь в частной  собственности землю.

На граждан иностранного государства, согласно ст. 59 Конституции, не распространяется обязанность несения  воинской службы, а также нормы  ст. 61 и 62 Конституции относительно высылки за пределы Российской Федерации  и получения двойного гражданства.

Для России, продолжающей перестройку  своей экономической системы  и заинтересованной в привлечении  иностранных инвестиций, создании совместных предприятий с участием иностранных  граждан, важное значение приобретают  проблемы регулирования трудовых отношений. В связи с этим вопросы найма  и увольнения, формы и размера  оплаты труда и др. могут решаться иным образом, чем это предусмотрено  российским законодательством. Регулирование  труда иностранных граждан иным образом допускается в силу межгосударственных соглашений с иностранными государствами  о создании совместных хозяйственных  организаций и предприятий. Иные условия регулирования трудовых отношений могут

устанавливаться и учредительными документами, определяющими деятельность совместных предприятий7.

Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ