Административно-правовой статус граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………...........32.Право гражданина на защиту от неправильных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации. Способы защиты прав граждан…………….……………..………………….………..........6
3.Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований.…………………………………………………………………...…. 94.Право гражданина на административную жалобу…….….……….........…...11
5.Производство по административным жалобам граждан ………………..….18
6.Право граждан на судебное обжалование незаконных решений /действий/ органов исполнительной власти и их должностных лиц. Право гражданина на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц…………..………………...….21
7.Заключение…………………………………………………………………..…228.Список используемой литературы…………………………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

    Из  приведенных примеров, очевидно, что  право на специальную административную жалобу намного уже права на общую. Установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан. В самом деле, такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу. Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более короткие сроки рассмотрения специальных жалоб, и действие обжалуемого акта может быть приостановлено. А в целом право на общую административную жалобу и дополняющее его право на специальное обжалование – важнейшее средство защиты прав граждан.

    Праву граждан на жалобы корреспондирует  обязанность государственных и  муниципальных органов, организаций, должностных лиц и иных субъектов  власти создавать условия для  его реализации. Они должны:

    а) разъяснять гражданам такое право;

    б) принимать и устные и письменные жалобы;

    в) работать с ними;

    г) информировать о работе с обращениями  их авторов;

    д) систематически обобщать обращения  с целью изучения общественного  мнения, совершенствования своей  работы, своевременного выявления и  устранения причин нарушения прав и  законных интересов граждан.

    За  организацию работы с жалобами и  иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответственность.

 

    ПРОИЗВОДСТВО  ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ЖАЛОБАМ ГРАЖДАН 

    Робота  с жалобами граждан – особый вид  административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие  обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями  граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам. На федеральном  уровне оно урегулировано пока еще  действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года (в редакции Указа от 4 марта 1980 года). Этот источник административно- процессуальных норм так и называется : « О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В какой-то мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных жалоб, дополняются нормами законов субъектов Федерации. Что же касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными законами.

    В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

    Первая  из них – стадия первичной обработки.

    Здесь получают письменные и выслушивают  устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и  как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять « на контроль». Это  означает требование выслать ему  копию ответа гражданину, либо вернуть  дело после разрешения жалобы. Если жалоба является повторной, то к ней  необходимо приобщить все материалы  предыдущего рассмотрения.

    Вторая  стадия – проверка жалобы (анализ ситуации).

    Прежде  всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для  проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим  приходится выезжать туда, где могут  быть получены сведения, нужные для  дела. Например, в п. 3 ст. 15 Свердловского  областного закона сказано: «Обращения, свидетельствующие о многочисленных грубых нарушениях законодательства, систематическом ущемлении прав граждан и не получившие соответствующей оценки со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц, подлежат проверке органами государственной власти Свердловской области, как правило, с выездом на места». Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

    Третья  стадия – принятие решения по жалобе.

    Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным  моментом функционирования. А стадия принятия решения - главная в любом  административном производстве. Поскольку  решение подводит итог уже проделанной  работы, установлены сроки его  принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения /дела/. Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Закон  четко определил начало течения  срока разрешения жалобы -–со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу. Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый, следующий за ним рабочий день. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

  • О полном удовлетворении;
  • О частичном удовлетворении;
  • Об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.)
  • О разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

    Четвертая стадия производства по жалобам –  исполнение принятого решения.

    Прежде  всего, необходимо выслать ответ  на письменную жалобу, а на устную можно  и ответить устно. Конечно, нельзя считать  жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан  и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких  случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

 

ПРАВО ГРАЖДАН  НА СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ НЕЗАКОННЫХ РЕШЕНИЙ/ДЕЙСТВИЙ/ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. ПРАВО  ГРАЖДАН НА ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ДОЛЖНОСТНЫХ  

    Судебный  порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права  и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это  обусловлено тем, что дела рассматриваются  свободными от ведомственных влияний  и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией  для разбирательства дел, а процедура  правосудия наилучшим образом приспособлена  для выявления истины. Жалоба, как  правило, подается в суд по месту  жительства гражданина, заявитель лично  участвует в рассмотрении дела и  может активно защищать свои интересы, в судебном споре он - сторона  равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются. Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид  государственного контроля. Его специфика  состоит в том, что проверяется  только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти. Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел  по жалобам и искам граждан.

    Одной из форм судебной защиты является предусмотренное  ст. 53 Конституцией РФ право граждан  на возмещение ущерба, причиненного незаконными  действиями государственных организаций. С 1 марта 1996 года возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, в ст. 1069 сказано: «  Вред, причиненный гражданину или  юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания  не соответствующего закону или иному  правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается  за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования». Особенность ответственности  по ст. 1069 ГК в том, что она наступает  за противоправные, властные, служебные  деяния.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Обращения граждан в государственные и  общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами – важное средство осуществления и охраны прав личности, расширения связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении  текущих и перспективных вопросов государственной политики, социального  и хозяйственного направления, это  своеобразный индикатор состояния  общественного мнения граждан.

    Являясь одной из форм участия трудящихся в управлении, обращения граждан  должны способствовать усилению контроля народа за деятельностью государственной  и других органов, в борьбе с волокитой, бюрократизмом, неправомерными действиями и другими недостатками в их работе. В последнее время совершенствуется деятельность государственных, общественных органов, должностных лиц и органов  местного самоуправления в работе по улучшению приема населения, своевременному и правильному рассмотрению предложений, заявлений, жалоб граждан и, наконец, выявлению и устранению причин, вызывающих жалобы. Однако количество откликов на происходящие в стране политические и экономические события неуклонно  растет, увеличивается и поступление  коллективных обращений, все чаще граждане предъявляют свои требования в форме  акции, забастовки, митинга, голодовки  и т. д. На это все нельзя закрывать  глаза и в первую очередь высшим органам государственной власти. Непринятие мер, не реагирование на все происходящее сегодня, может привести к социальному взрыву.… Ведь все чаще в выступлениях граждан звучат политические требования: смена курса реформ, смена правительства, отставка Президента и т. д.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Административное  право, учебник, Бахрах Д.Н., изд. БЕК 1997 год, Москва
  2. Административно-правовой статус граждан в России, учебное пособие, Бахрах Д. Н. 1998 год, Екатеринбург
  3. Нормативные акты
  4. Конституция Российской Федерации
  5. Административный Кодекс Российской Федерации

Информация о работе Административно-правовой статус граждан