Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:31, реферат

Краткое описание

Проблеме административно-правового статуса граждан посвящена значительная научная литература. Гражданин - приоритетный субъект административного права, так как в структуре публичного интереса, выраженного данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечивается судом (ст.18 Конституции Российской Федерации). Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной власти.

Содержание

1. Права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации в сфере государственного управления.

2. Административно-правовые гарантии защиты прав и свобод граждан России, их осуществление.

3. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства

Список использованной литературы/

Вложенные файлы: 1 файл

Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства в современный период.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства  в современный период

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1. Права, свободы и обязанности  граждан Российской Федерации  в сфере государственного управления.

 

2. Административно-правовые  гарантии защиты прав и свобод  граждан России, их осуществление.

 

3. Административно-правовой  статус иностранцев и лиц без  гражданства

 

Список использованной литературы/ 

 

 

 

 

1. Права, свободы и обязанности  граждан Российской Федерации  в сфере государственного управления

 

Проблеме административно-правового  статуса граждан посвящена значительная научная литература. Гражданин - приоритетный субъект административного права, так как в структуре публичного интереса, выраженного данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечивается судом (ст.18 Конституции Российской Федерации). Административно-правовой статус граждан Российской Федерации  устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной власти. В формировании, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основу государственной службы, получившей специальное закрепление в Федеральном законе от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы в Российской Федерации”. С точки зрения этой концепции административное право должно быть нацелено на осуществление прав и свобод граждан и всемерное укрепление их административно-правовых гарантий.

 

Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией Российской Федерации. В этом смысле конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они трансформируются в административно-правовые. Конституционное положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, не исключает того, что конституционные права предполагают ту или иную степень участия административного права а правовом механизме их реализации. Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы:

 

 

Статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное  значение, поскольку не увязываются  с теми или иными сферами общества. Таких прав немного, но с точки  зрения своего содержания они стоят  особняком и не могут быть объединены в группы с другими правами. Например, право на жизнь, право на пользование  родным языком, запрет на высылку гражданина Российской Федерации за ее пределы  или выдачу его другому государству.

 

Адекватные тем сферам, в которых права и обязанности  могут реализоваться. Они делятся: на личные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни); социально-экономические (право частной собственности, право на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность), социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья); социально-культурные; политические права и свободы.

Наиболее значительное влияние  административного права на осуществление  тех прав, свобод и обязанностей, процесс которых предполагает конкретизацию  конституционных положений, взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением  конституционного принципа: “Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы  других лиц” (п.3. ст.17 Конституции Российской Федерации).

 

Во взаимодействии с управленческими  структурами реализуются прежде всего следующие права, свободы и обязанности:

 

1. Право граждан участвовать  в управлении государством, как  непосредственно, так и через  своих представителей (п.1 ст.32 Конституции  Российской Федерации). Оно подкрепляется  п.2. ст.32. Конституции Российской  Федерации, что “ Гражданин  может участвовать в управлении  делами государства, реализуя  право доступа к государ ственной  службе”, а так же “ Граждане  РФ имеют равный доступ к  государственной службе. “ (п.4. ст.32. Конституции Российской Федерации).

 

2. Право граждан на объединение,  включая право создавать профессиональные  союзы для защиты своих интересов  (п.1 ст.30 Конституции Российской  Федерации)

 

3. Право граждан проводить  собрания, митинги, демонстрации, шествия  и пикетирование (ст.31 Конституции  Российской Федерации). Порядок реализации  указанного права регламентируемая  Указом Президиума Верховного  Совета СССР от 28 июля 1988 г. “О  порядке организации и проведения  собраний, митингов, уличных шествий  и демонстраций в СССР”, Указом  Президента Российской Федерации  от 25 мая 1992 г. “О порядке организации  и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций  и пикетирования”. Они определяют  порядок подачи и рассмотрения  уведомлений о проведении соответствующих  мероприятий, виновных в нарушении  порядка проведения собраний, митингов  и других массовых акций.

 

4. Право граждан обращаться  лично, а так же направлять  индивидуальные и коллективные  обогащения в государственные  органы местного самоуправления.

 

5. Право граждан на свободу  и личную неприкосновенность (п.1 ст.22 Конституции Российской Федерации)  и “Арест, заключение под стражу  и содержание под стражей допускаются  только по судебному решению.  До судебного решения лицо  не может быть подвергнуто  задержанию на срок более 48 часов.” (п.2 ст.22 Конституции Российской Федерации). Основание и порядок применения административного задержания, а так же административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. Так, согласно ст.242 КоАП: “Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3-х часов”.

 

6. Право на неприкосновенность  жилища (ст.25 Конституции Российской  Федерации) означает, что никто  не праве проникать в жилище  против воли проживающих в  нем лиц иначе как в случаях,  установленных федеральным законом,  или на основании судебного  решения.

 

7. Право на передвижение, так согласно ст.27 Конституции  Российской Федерации “Каждый,  кто законно находится на территории  РФ, имеет право свободно передвигаться,  выбирать место пребывания и  жительства. Каждый может свободно  выезжать за пределы РФ. Гражданин  РФ имеет право беспрепятственно  возвращаться в Российскую Федерацию“. Лица, находящиеся на территории  Российской Федерации, могут свободно  выезжать за ее пределы. Правом  беспрепятственного возвращения  в Российскую Федерацию обладают  только ее граждане. Порядок реализации этих конституционных прав регламентируется законом Российской Федерации “О порядке выезда за пределы Российской Федерации и въезда на территорию Российской Федерации граждан Российской Федерации”, от 1 января 1994 г. Хочется подчеркнуть о несоблюдении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, а в частности этого пункта, Новосибирской администрацией, которая за проезд через административную границу г. Новосибирска автомобильным транспортом, других субъектов Российской Федерации, взымает деньги. На противоправные действия Новосибирской администрации неоднократно подавались жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации.

 

8. Право каждого свободно  искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом, за исключением  сведений, составляющих государственную  тайну (п.4 ст.29 Конституции Российской  Федерации).

 

9. Право граждан на возмещение  государственного вреда, причиненного  незаконными действиями (или бездействиями)  органов государственной власти  или их должностных лиц, закреплено  в ст.53 Конституции Российской  Федерации. Гражданский Кодекс  Российской Федерации предусматривает  право граждан на возмещение  вреда, причиненного также органами  местного самоуправления и их  должностных лиц.

 

Конституция Российской Федерации  содержит принципиально важную оговорку о том, что перечисление в ней  основных прав и свобод не должно толковаться  как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. За их пределами граждане Российской Федерации имеют и  другие права, в том числе и  входящие в содержание их административно-правового  статуса. Например: право изменения  фамилии, имени и отчества; право  на управление транспортными средствами; право на донорство; право на приобретение оружия.

 

Граждане Российской Федерации, имея права, вместе с тем выполняют  возложенные на них законом обязанности. Конституция Российской Федерации  акцентирует внимание на равенстве  не только прав, но и обязанностей граждан. К ним Конституция Российской Федерации относит - обязанность  платить законно установленные  налоги и сборы, сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество. Но главной обязанностью каждого гражданина Российской Федерации  является - соблюдение Конституции  Российской Федерации и законов.

 

Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу. Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение  от их выполнения, злоупотребление  своими правами влечет возможность  применения мер правового воздействия. В необходимых случаях уполномоченные на то органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные  лица привлекают граждан к административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности  в зависимости от характера совершенного правонарушения.

 

Важнейшей обязанностью граждан, как субъектов административного  права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Соблюдение их является важнейшей обязанностью граждан Российской Федерации.

 

2. Административно-правовые  гарантии защиты прав и свобод  граждан России, их осуществление

 

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство  его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры  реализации, устанавливает обязанность  государственных и общественных органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать  меры в связи с обращением граждан, обеспечивает его государственным  принуждением, вследствие чего оно  становится регулируемым законом, юридическим  правом.

 

Изначальным и универсальным  гарантом может быть только закон. Декларирование в этом вопросе приоритета государства, каких-либо его органов и должностных  лиц способно лишь ослабить гарантии и открыть путь произволу. Таким  образом, между законом и государством как гарантами прав и обязанностей граждан существует сложная связь, нарушение которой ставит под  сомнение реальность тех или иных гарантий. Создание скоординированной  системы гарантий личных прав граждан - необходимое условие становления  правового государства. Закон может  выполнить функцию гаранта при  соблюдении ряда условий. Прежде всего он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровню юридической техники и быть ограниченным звеном всей правовой системы; содержать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их безусловному обеспечению, а так же предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновных в этом лиц. Иной подход будет означать отступление от конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции Российской Федерации).

 

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической  защиты личности:

 

 

от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан;

 

от неправомерных и  нецелесообразных действий субъектов  власти.

Административному праву  принадлежит важная роль в защите прав граждан от неправильных действий субъектов государственной власти, органов местного самоуправления.

 

Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных  лиц, органов и иных обладателей  властных полномочий являются:

 

 

создание организационно-правового  механизма и повседневная работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных  инспекций), важнейшей задачей которых  является защита правопорядка;

 

существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать  помощь гражданам. Среди них есть институты: созданные специально для  этой цели (адвокатура); для которых  такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные  объединения, добровольные общества);

 

активная деятельность самих  граждан, использующих предоставленные  им права.

Основной гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как  по своей инициативе, так и в  связи с поступлением к ним  обращений (заявлений, жалоб, исков) граждан. По желанию последних им оказывают  юридическую помощь коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном  и гражданском процессах закреплено рядом законов и широко практикуется в нашей стране. Намного хуже обстоит  дело в административном процессе. По поручению гражданина адвокат  может активно участвовать в  решении жилищных, пенсионных, земельных  и многих других дел, выступать на стороне виновного или потерпевшего при рассмотрении дел об административных правонарушениях. К сожалению, адвокатура крайне редко включается в административный процесс.

 

В общем виде организационно-правовые гарантии можно подразделить на два  вида:

 

 

административные, то есть рассматриваемые во внесудебном порядке, а в административном процессе;

 

судебные, то есть рассматриваемые  судами в процессе осуществления  правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся  обращения граждан в суд, решения  по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные  жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства в современный период