Административно-правовой режим военного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Выбор темы «Административно-правовой режим военного положения» обусловлен тем, что неудовлетворительное состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз безопасности страны. В этих условиях, как отмечал Президент РФ В.В.

Содержание

Введение 2
1. Понятие режима военного положения 4
2. Правой статус территорий, подверженных вооруженному конфликту 10
3. Взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и структурных подразделений МВД России в условиях военного положения 14
4. Права и свободы человека в условиях военного режима и пределы их ограничений 20
Заключение 23

Вложенные файлы: 1 файл

административно-правовой режим военного положения.docx

— 63.72 Кб (Скачать файл)

Конституционный Суд РФ обращает внимание на то, что «...установление ограничений прав и свобод должно быть соразмерно защищаемым Конституцией и законами ценностям правового государства. Эти ограничения должны учитывать необходимый баланс интересов человека, общества и государства». Суд подчеркивает, что «принципы определенности и соразмерности требуют также установления законодателем четких и разумных временных рамок, допускаемых ограничений прав и свобод». Такая правовая позиция Конституционного Суда РФ согласуется с нормами международного права, но позволяет определить лишь общие ориентиры реализации принципа соразмерности (пропорциональности) на практике. Об этом косвенно свидетельствует и следующее высказывание Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина: «Вопрос заключается в том, до каких пределов можно идти в ограничении конституционных прав человека? Где та черта, за которой ограничение прав человека превращается в их отрицание? Во имя чего и кого проводятся эти ограничения? Как обеспечить баланс безопасности государства и соблюдения прав человека?».

В этой связи весьма показательно мнение М.В. Баглая, который, высказывая соображения о необходимости соблюдения принципа соразмерности ограничений прав человека (как гарантии от чрезмерных ограничений прав и свобод, выходящих за рамки необходимости), обращает внимание на то, что использованная в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ формулировка о возможности ограничения прав человека «в той мере, в какой это необходимо», тем не менее «порождает беспокойство в связи с возможностью слишком широкого толкования этого условия».

Изучение зарубежной практики в целом свидетельствует о том, что ограничения прав и свобод в период действия особых правовых режимов, как правило:

а) не распространяются на основные права граждан;

б) носят ограниченный по объему и времени действия характер;

в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта.

Что же касается непосредственно критериев определения конкретных пределов ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов в иностранных государствах, то их разработка возможна лишь по результатам более предметного исследования системного характера.

 

Заключение

 

Процесс радикального изменения общественно-политического и социально-экономического устройства России 90-х годов XX столетия предопределил обострение противоречий между различными социальными группами и властными структурами. Поэтому современное Российское общество можно охарактеризовать как социальную среду, благоприятную для возникновения внутренних конфликтов.

Внутренний вооруженный конфликт - исключительная по предпринимаемым для его разрешения мера и высшая по уровню социальной напряженности форма внутреннего (внутригосударственного) конфликта. Как и любому социальному явлению, ему свойственны определенные и характерные черты.

Различаются ВВК высокой интенсивности (сепаратистские действия, нарушение территориальной целостности и суверенитета) и низкой интенсивности (действия устойчивых незаконных вооруженных групп, партизанское сопротивление, вооруженный мятеж).

Внутренний вооруженный конфликт является одной из форм силового разрешения социально-политических противоречий. При этом государство не переходит в особое состояние, называемое войной, Однако в связи с применением военной силы различного масштаба ВВК присущи некоторые элементы, характерные для военного времени (зоны боевых действий, наемничество, диверсионная борьба и т.д.).

Необходимость теоретического осмысления проблемы предотвращения вооруженных конфликтов не вызывает сомнения. Следует отметить тот безрадостный факт, что методы подготовки и ведения военных действий на протяжении веков продумывались и разрабатывались самым скрупулезным образом, тогда как наука о методах предотвращения вооруженных столкновений и сегодня находится на начальной стадии освоения.

Необходимо внесение важных уточнений в существующие ведомственные нормативные документы, регламентирующие деятельность органов внутренних дел, которые связаны с отслеживанием факторов обострения чрезвычайной ситуации социально-политического характера и предупреждением внутренних вооруженных конфликтов. Применение системы ранней диагностики уровня социально-политической обстановки позволит не только предупреждать возникновение ВВК, но и управлять социальными процессами и явлениями в целом.

Действующая нормативно-правовая база Российской Федерации, регламентирующая применение военной силы внутри государства отсутствует. Вместе с тем оперативное и своевременное привлечение вооруженных сил к решению задач сдерживания и локализации внутреннего вооруженного конфликта может позволить избежать чрезмерных людских и материальных потерь.

Весьма ограниченные возможности по введению режима военного положения заставляют искать разумную альтернативу, которой мог бы стать институт «ограниченного военного положения». Свое место данный правовой режим мог бы занять между чрезвычайным и военным положением.

Введение института ограниченного военного положения позволит обеспечить взвешенное применение силы и сохранить допустимый в условиях вооруженного конфликта уровень демократии. В связи с тем, что в условиях такого конфликта традиционное для войны фронтальное соприкосновение противоборствующих сторон носит кратковременный характер (либо отсутствует вовсе), в основу принятия решения о необходимости введения либо отмены действия на конкретной территории режима ограниченного военного положения следует положить не факты вооруженного противостояния на какой-либо территории, а степень активности противной стороны.

 

Литература

  1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 января 2000 года №24 // Российская газета.-2000. -18 января.
  2. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 года // «Российская газета» от 2 февраля 2002 года.
  3. Концепция национальной безопасности РФ // Собрание законодательства РФ. 2000. №2.
  4. Указ Президента РФ от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении военной доктрины».
  5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50 г.// Вестник ННГУ им. Н.И.Лобачевского «Правовые средства и методы защиты законопослушного гражданина в экономической сфере». Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1998.
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. N 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» // СЗ РФ. 1998. N 34.
  7. Путин В.В. России надо быть сильной и конкурентоспособной. // Российская газета.-2002.-19 апреля. 3 Конституция Российской Федерации. М. 1993.
  8. Волкова Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека // Журнал российского права. 2005. N 2.
  9. Гессен В.М. Исключительное положение. СПб. 1908.
  10. Дедов Д.И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства. М.: Юристъ, 2002.
  11. Золотарев В.А. Военная безопасность государства Российского.                М., 2001.
  12. Зорькин В.Д. Роль Конституционного Суда в обеспечении стабильности и развитии Конституции // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. N 3.
  13. Карташкин В.А. Права человека и международная безопасность // Юрист-международник. 2003. N 1.
  14. Коробова А.П. Приоритеты правовой политики // Российская правовая политика. М.: Норма, 2003.
  15. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2.
  16. Нешатаева Т.Н. Суд и общепризнанные нормы международного права // Вестник ВАС РФ. 2004. N 3.
  17. Основные положения Женевских Конвенций и дополнительных протоколов к ним. М., 1993.
  18. Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право, 1996. № 9.
  19. Рыбаков О.Ю. Личность и правовая политика // Российская правовая политика. М.: Норма, 2003.
  20. Тараненко В.В. Юридический справочник военнослужащих - участников вооруженного конфликта и контртеррористических операций на территории Чеченской Республики. М., 2003.
  21. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции.                      М.: Норма, 2005.
  22. Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 2001.

 

 


Информация о работе Административно-правовой режим военного положения