Административно-правовой режим военного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Выбор темы «Административно-правовой режим военного положения» обусловлен тем, что неудовлетворительное состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз безопасности страны. В этих условиях, как отмечал Президент РФ В.В.

Содержание

Введение 2
1. Понятие режима военного положения 4
2. Правой статус территорий, подверженных вооруженному конфликту 10
3. Взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и структурных подразделений МВД России в условиях военного положения 14
4. Права и свободы человека в условиях военного режима и пределы их ограничений 20
Заключение 23

Вложенные файлы: 1 файл

административно-правовой режим военного положения.docx

— 63.72 Кб (Скачать файл)

Тем не менее ни действующий Закон «О чрезвычайном положении», ни новый проект четко не выделяют ситуации вооруженного противостояния (завуалировано называя их «исключительными случаями») и не конкретизирует перечень мер силового и не силового действии по их урегулированию.

Не предусматривается также право органов власти субъекта Федерации по согласованию с Федеральным центром вводить на своей территории режим повышенной готовности (промежуточный) по основаниям социально-политического характера, когда еще нет явной угрозы свержения законной власти данного субъекта, изменения конституционного строя, посягательства на территориальную целостность и суверенитет страны и целом. Это может быть и угроза возникновения массовых беспорядков или межнациональных конфликтов, и также чрезвычайные обстоятельства криминального характера.

Так как ВВК представляет собой реальную угрозу национальным интересам - территориальной целостности, суверенитету, политической стабильности Российской Федерации, в рамках исследуемой проблемы изучаются правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяются система безопасности и ее функции, силы и средства, понятие безопасности, угроза безопасности, субъекты и объекты безопасности и принципы обеспечения безопасности, закрепленные в Законе РФ «О безопасности» и Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении военной доктрины».

В условиях ВВК правоохранительные органы должны быть готовы к различным вариантам развития событий, что требует постоянного напряжения, поддержания резервов в боевой готовности, глубокой разведывательной и профилактической деятельности, кропотливой разъяснительной работы среди населения. Обращаясь к мировой практике военного строительства, нельзя не заметить, что развитию сил и средств специальных операций уделяется все большее значение. Большинство западных стран идет по пути четкой регламентации значительного числа вопросов, связанных с участием силовых структур в ликвидации вооруженного конфликта. Так, в 1987 году в США было создано «командование специальных операций» для реагирования на конфликты низкой интенсивности, которые активно применяются во всех вооруженных конфликтах. С января 1996 года в бундесвере вступил в силу приказ о создании аналогичных подразделений, одной из приоритетных задач которых являются правоохранительные функции в кризисных ситуациях. Силы специальных операций под различными наименованиями появились в большинстве стран мира.

Особый интерес представляет обоснование диссертанта возможности применения чрезвычайных правовых режимов для предупреждения и урегулирования внутреннего вооруженного конфликта.

В общем случае чрезвычайные режимы - это специальные правовые режимы деятельности органов государственной власти и управления, допускающие ограничения правосубъектности физических и юридических лиц, вводимые в качестве временной социально-объективной и правовой меры обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяемой сложившимися конкретными обстоятельствами. Главное в их содержании то, что они изменяют правовой статус субъектов этой территории, систему органов, осуществляющих управленческое воздействие, устанавливают меры, которые используются для урегулирования ситуации. Выбор того или иного чрезвычайного режима зависит от остроты сложившегося положения, уровня кризисности ситуации. При этом учитывается степень интенсивности воздействия угрозы на безопасность, временной аспект протекания, масштабность, комплексность угрожающей опасности, ее влияние на различные сферы общественной жизни, разнопорядковость последствий чрезвычайной ситуации, их цепной характер.

Понятие особого положения как чрезвычайного правового режима в законодательстве Российской Федерации не регламентировано. Принимая во внимание «профилактический» характер данного правового режима, автор предлагает его формулировку:

особое положение - это временный, правовой режим деятельности государственной власти, вводимый на территории района города (района в городе), одного или нескольких субъектов Российской Федерации в целях принятия неотложных мер по стагнации чрезвычайных ситуаций социального характера, грозящих кризисными осложнениями, допускающий введение ограничений основных прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Основанием введения такого правового режима для ЧС социально-политического характера следует определить угрозу возникновения ВВК -наличие совокупности условий и факторов, при которых появляется опасность создания незаконных вооруженных формирований и их противоправных действий на территории субъекта Российской Федерации либо на его части, направленных на нарушение суверенитета, единства и территориальной целостности Российской Федерации.

Наличие военной фазы в развитии внутреннего вооруженного конфликта заставляет задуматься о применении в этих условиях ограниченного военного положения. Реализуя свою мысль, диссертант предлагает выделить в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» соответствующую главу, касающуюся вопросов урегулирования ВВК, либо, используя зарубежный опыт («мятежная провинция»), разработать самостоятельный федеральный закон Российской Федерации «Об урегулирования внутренних вооруженных конфликтов», где предусмотреть поэтапное введение специальных правовых режимов, начиная с особого положения, и заканчивая, в случае необходимости, ограниченным военным положением,

При обосновании данного предложения, по мнению автора, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- Особое положение, чрезвычайное положение и ограниченное военное положение представляют собой способы государственного реагирования на чрезвычайные ситуации, применяемые по мере возрастания степени их общественной опасности, с учетом специфических правовых, организационных, тактических, финансовых и иных способов ликвидации негативных последствий;

- Ограниченное военное положение и особое положение - это правовые режимы регулирования общественных отношений при наступлении чрезвычайных ситуаций, которые не имеют нормативного правового закрепления. Урегулирование процедуры их введения и четкая регламентация в федеральных законах, применяемых в рамках этих режимов ограничений прав и свобод, позволит обеспечить своевременное, рациональное и взвешенное- вмешательство властных структур в кризисную ситуацию;

- Данные правовые режимы представляют собой временную меру, преследующую цель скорейшей нормализации обстановки и возвращения управляемой системы в обычные условия функционирования;

- Ограничение прав и свобод граждан в рамках в особых правовых режимов возможно только в тех пределах, в которых это необходимо для решения главной задачи - восстановления нормального порядка управления, прекращения нарушений закона, обеспечения безопасности граждан и государства.

 

2. Правовой статус территорий, подверженных вооруженному конфликту

 

Отсутствие в настоящее время развернутых целей общенационального развития, выверенных путей и способов их достижения, предполагающих достаточно высокий уровень согласия в российском обществе, повлияли на состояние одного из важнейших институтов государственной жизни - национальной безопасности.

Законом РФ от 05.03.92 года «О безопасности» национальная безопасность Российской Федерации понимается как состояние защищенности национальных интересов России от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное и устойчивое развитие личности, общества и государства.

Понятие международной и внутренней (национальной) безопасности не ограничивается только политическим аспектом, то есть реализацией принципов суверенитета и невмешательства во внутренние дела, нерушимости границ, целостности государств, а также вооруженной защиты и обеспечения государственной безопасности отдельных стран или военно-политических блоков.

Международное сообщество пытается решить наиболее важные проблемы глобальной безопасности (использование отдельных территорий суши, в частности Антарктики, международных проливов и каналов, противодействие военной, экологической опасности и т.д.) путем введения особых международно-правовых режимов.

В свою очередь, у каждого государства в этой сфере складывается своя собственная система норм, обеспечивающая его внутреннюю и внешнюю безопасность.

Главной основой внутригосударственных режимов является суверенная концепция собственной безопасности государства, отражающая внутренне-экономические и политические факторы и принимающая во внимание соответствующие международно-правовые условия сосуществования мирового сообщества.

Система законодательства предусматривает такой институт защиты национальной безопасности как административно-правовой режим.

Административно-правовой режим определяется как установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или правил поведения граждан или юридических лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных условиях (ситуациях) обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного порядка специально созданными для этой цели службами государственного управления.

Конкретные виды административных режимов и пределы их реализации устанавливаются применительно к их назначению, состоянию обстановки в стране и ее отдельных районах. Выделяют режимы, направленные на обеспечение интересов государственной безопасности страны, обеспечивающие охрану общественного порядка, решение задач отдельных отраслей управления, например, санитарный режим.

Среди них особо выделяют административно-правовые режимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, государственной безопасности, общественного порядка в условиях наступления исключительных обстоятельств, в частности, вооруженного конфликта.

Такими режимами, решающими комплексные задачи, являются правовой режим чрезвычайного положения и режим военного положения. Эти два вида режимов нельзя смешивать. Возможность введения военного положения предусмотрена Конституцией Российской Федерации и отнесена к компетенции Президента. Режим военного положения должен определяться федеральным конституционным законом, но он еще не принят. В этой связи применительно к России правовую основу обеспечения национальной безопасности при возникновении угрозы вооруженного конфликта составляют Конституция РФ, Закон «О Чрезвычайном положении» от 17.05.91 г., Закон «О безопасности» от 05.03.92, другие федеральные законы, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий по вопросам предупреждения и ликвидации последствий конфликта.

Правовое регулирование имеет комплексный характер и интегрирует нормы различных отраслей права. Отношения, возникающие при осуществлении исполнительно-распорядительной и иной деятельности в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях, регулируются административно-правовыми нормами, в том числе при введении особого правового режима - чрезвычайного положения.

Закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» определяет его как вводимый в соответствии с Конституцией и настоящим законом особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.

В соответствии со ст. 88 Конституции чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указы Президента о введении чрезвычайного положения должны утверждаться Советом Федерации (п.»в» ч.1 ст. 102 Конституции).

Основаниями введения чрезвычайного положения (ст.4 Закона «О чрезвычайном положении») могут быть: попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов.

Согласно Конституции Российской Федерации составной частью российской правовой системы, наряду с нормами внутреннего законодательства, являются общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве и оказании взаимной помощи в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в частности вооруженных конфликтов.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод в ст. 15 определяет, что во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожавшего жизни нации, любая Высокая Договаривающаяся Сторона может принимать меры в отступлении своих обязательств по настоящей Конвенции только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с ее другими обязательствами по международному праву. Но в этом случае необходимо информировать в полном объеме Генерального секретаря Совета Европы о введенных ее мерах и о причинах их принятия.

Информация о работе Административно-правовой режим военного положения