Административно-правовой режим военного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Выбор темы «Административно-правовой режим военного положения» обусловлен тем, что неудовлетворительное состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз безопасности страны. В этих условиях, как отмечал Президент РФ В.В.

Содержание

Введение 2
1. Понятие режима военного положения 4
2. Правой статус территорий, подверженных вооруженному конфликту 10
3. Взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и структурных подразделений МВД России в условиях военного положения 14
4. Права и свободы человека в условиях военного режима и пределы их ограничений 20
Заключение 23

Вложенные файлы: 1 файл

административно-правовой режим военного положения.docx

— 63.72 Кб (Скачать файл)

Международное гуманитарное право признает две категории международных вооруженных конфликтов. Различительным признаком служит государственная граница: война между двумя или большим числом государств считается международным вооруженным конфликтом, а вооруженные столкновения, происходящие в пределах территории одного государства, - немеждународными (внутренними) вооруженными конфликтами.

При изучении правовых норм, относящихся к конфликтам этих двух типов, наблюдается несопоставимость числа статей, регулирующих эти конфликты. Женевские Конвенции вместе с Дополнительными протоколами содержат только 20 положений по вооруженным конфликтам немеждународного характера и почти 500 статей по международным конфликтам. Однако не подлежит сомнению, что с гуманитарной точки зрения проблемы одни и те же, стреляют ли через границы или в пределах государственных границ. Объяснение этой разницы в количестве положений кроется в понятии «государственный суверенитет».

Международное внимание к событиям, происходящим в пределах государства, очень быстро сталкивается с проблемой применимости норм международного гуманитарного права к ситуации противостояния внутри страны.

Опыт показывает, что государства, как правило, всегда готовы составлять подробные положения, регулирующие отношения между ними, но как только речь заходит о внутренних международных конфликтах международное сообщество не должно вмешиваться, а международное право должно молчать. Ситуация осложняется тем, что право международных вооруженных конфликтов подробно кодифицировано, с четко обозначенными положениями и средствами международного контроля, а право конфликтов немеждународного характера, состоящее из небольшого числа правил, сформулировано в общем виде и не имеет установленной законом системы международного контроля.

С этой точки зрения нормы национального законодательства, регулирующие статус территорий, подверженных военному конфликту, приобретают наибольшее значение. В соответствии с нормами международного права лица, находящиеся на территории, подверженной вооруженному конфликту, имеют особый статус.

В реальной обстановке конфликтов гражданское население подвергается множеству опасностей. Во-первых, это опасности, вызываемые самими военными действиями, и во-вторых, это опасность нахождения гражданского населения во власти противника.

Международное право предусматривает следующие гарантии для гражданского населения:

1. Гражданское  население имеет право на уважение  жизни, достоинства, физическую неприкосновенность.

2. Каждый  имеет право на основные судебные  гарантии. Никто не несет ответственности  за действия, которые он не  совершал. Никто не может подвергаться  жестокому или унизительному  обращению.

3. Гражданское  население не должно подвергаться  военному нападению.

4. Запрещается  применять оружие и методы  ведения военных действий, способные  причинить разрушения или чрезмерные  страдания.

5. Запрещается  использовать гражданское население  в качестве прикрытия от нападения  неприятеля, коллективные наказания, террор, взятие заложников.

Нормами национального законодательства предусмотрено, что при введении режима чрезвычайного положения в соответствии с законом РФ от 17.05.91 «О чрезвычайном положении» могут применяться меры, влекущие за собой временное изменение установленных законом прав, свобод и обязанностей граждан. Применение таких мер на части территорий, где введено чрезвычайное положение, не может повлечь за собой изменение прав и обязанностей граждан в других местностях, а также в РФ в целом.

При этом вообще не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 ч.1, 24, 28, 34 (4.1), 40 (4.1), 46-54 Конституции РФ (ч.З. ст.5 Конституции РФ). Недопустимо вводить принудительный труд, ограничивать свободу совести, свободу вероисповедания, отказывать в получении юридической помощи, лишать права на судебную защиту, применять пытки.

На практике часто встречаются разногласия по вопросу применения международного гуманитарного права к внутренним конфликтам наряду с национальным законодательством.

Каким же образом побудить участвующие в конфликте стороны признать применимость международного гуманитарного права в каждом конкретном случае? Прежде всего, такое решение должна принять Организация Объединенных Наций в резолюции Совета Безопасности. Воздействовать на соответствующее государство могут также третьи стороны и Международный Суд.

Что касается национального законодательства, каждое государство имеет механизмы для проведение законов в жизнь.

Важным средством обеспечения соблюдения административно-правовых режимов и отдельных режимных мероприятий является установление ответственности за их нарушение. В зависимости от характера и общественной опасности этих нарушений российское законодательство предусматривает ответственность в уголовном, административном и дисциплинарном порядке.

Обоснованность введения того или иного режима, учет дальнейших и ближайших общественно-политических, правовых, социальных и других последствий его функционирования - все это должно тщательно взвешиваться в масштабах государства, анализироваться, отражать требование национальной безопасности и национальных интересов государства.

 

3. Взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и структурных подразделений МВД России в условиях военного положения.

 

Возрастание угрозы мирового терроризма и стремление террористических организаций к обладанию средствами массового поражения, расширение масштабов организованной преступности, незаконного оборота оружия и наркотиков являются одними из основных факторов, непосредственно влияющих на национальную безопасность Российской Федерации.

Главная задача военной организации Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях и при проведении контртеррористических операций - своевременное и оперативное их разрешение и создание условий для стабилизации обстановки в стране политическими методами. При этом основными задачами являются:

1) обеспечение  единства управления силами и  средствами военной организации, выделенными для проведения контртеррористических  операций;

2) поддержание  особого режима в зоне проведения  контртеррористической операции (на  территории, где введено чрезвычайное  положение);

3) ликвидация  незаконных вооруженных формирований;

4) охрана  объектов, обеспечивающих жизнедеятельность  населения, функционирование транспорта  и объектов, представляющих повышенную  опасность для жизни и здоровья  людей, а также для окружающей  природной среды;

5) участие  в ликвидации чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 4 разд. II Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706, вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт характеризуется:

-   Высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения;

-   Применением нерегулярных вооруженных формирований;

- Широким использованием диверсионных и террористических методов;

- Сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;

- Вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);

- Опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

На сегодняшний день Военная доктрина Российской Федерации определила основные формы применения войск:

- Совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;

- Контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством.

В Военной доктрине Российской Федерации определены также цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

Основными задачами Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в указанных условиях являются:

- Поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта, локализация и блокирование района конфликта;

- Пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон, изъятие оружия у населения в районе конфликта, усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта;

- Разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;

- Восстановление законности и правопорядка, обеспечение общественной безопасности и стабильности.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации на территории России запрещена и находится вне закона деятельность, направленная на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни. Президент Российской Федерации на основании ст. 80 Конституции обязан поручить Правительству в соответствии с пп. «д» и «е» ст. 114 Конституции Российской Федерации использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех незаконных вооруженных формирований.

Так, в период вооруженного конфликта немеждународного характера на территории Чеченской Республики с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. были предусмотрены меры для обеспечения защиты конституционного строя, государственной и территориальной целостности России. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации было поручено осуществить разоружение незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. Министерству обороны Российской Федерации поручалось временно закрыть воздушное пространство над территорией Чеченской Республики, произвести в случае невозможности изъятия у незаконных вооруженных формирований уничтожение авиационной, бронетанковой техники, артиллерии и тяжелого вооружения.

Министерство внутренних дел Российской Федерации обеспечивало закрытие административных границ Чеченской Республики, прием и хранение добровольно сдаваемого гражданами и изымаемого оружия и боеприпасов, совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации осуществлялся комплекс мер по изъятию незаконно хранящегося оружия, выявлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, включая:

- Проверку документов, досмотр автомобилей и личный досмотр граждан, въезжающих в республику и выезжающих из республики;

- Проверку документов в местах скопления граждан;

- Личный досмотр граждан, досмотр жилых и нежилых помещений и транспортных средств при имеющихся данных о наличии у граждан оружия;

- Усиление охраны общественного порядка, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, транспортных коммуникаций.

Важное значение в правовом регулировании обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в районе вооруженного конфликта немеждународного характера придается определению зоны вооруженного конфликта.

Впервые зона вооруженного конфликта в Чеченской Республике была определена в постановлении Правительства Российской Федерации «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» от 11 декабря 1995 г. N 1210.

В соответствии с п. 2 вышеназванного постановления Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации с учетом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, было предоставлено право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта, отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местностях вооруженных конфликтов.

Вышеуказанное постановление в дальнейшем утратило силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О зонах вооруженных конфликтов» от 26 декабря 2001 г. N 896.

Анализ указанных выше постановлений позволяет сделать вывод о том, что в них присутствует два возможных варианта:

- Объявление Правительством Российской Федерации определенной территории зоной вооруженного конфликта. При этом выполнение военнослужащими любых задач в указанной зоне будет являться выполнением задач в условиях вооруженного конфликта;

- Отнесение выполнения военнослужащими конкретных задач на территории Северо-Кавказского региона, не отнесенной к зоне вооруженного конфликта, к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Информация о работе Административно-правовой режим военного положения