Административно-правовое регулирование прохождение службы в УИС и административная ответственность сотрудников УИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – анализ совокупности вопросов, связанных с организационно-правовыми основами государственной службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, научное обоснование теоретических положений, практических рекомендаций и предложений по их совершенствованию.
Для достижения указанной цели решены следующие задачи:
проанализированы понятие и сущность государственной службы в уголовно-исполнительной системе;
определены особенности прохождения государственной службы в Российской Федерации и конкретизированы основные принципы государственной службы в УИС;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика уголовно- исполнительной системы………...7
1.1 Уголовно-исполнительная система Российской Федерации, понятие и сущность…………………………………………………………………………...7
Административная деятельность уголовно-исполнительной системы….17
Глава 2. Административно-правовое регулирование прохождение службы в УИС и административная ответственность сотрудников УИС………………23
2.1 Регулирование прохождения службы в уголовно-исправительной системе……………………………………………………………………………23
2.2 Правовая и социальная защищённость сотрудников уголовно-исполнительной системы………………………………………………………..32
2.3 Административная ответственность сотрудников УИС………………….35
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 85.02 Кб (Скачать файл)

4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации,  уволенного со службы в учреждениях  и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным  и основным источником средств  к существованию, а также иные  лица, признанные иждивенцами в  порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, существенного расширения ее деятельности в связи с принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации, а также функций охраны и конвоирования значительно повысилась роль и ответственность территориальных органов и учреждений в обеспечении возросших задач по исполнению уголовных наказаний. Их реализация требует высокой организованности, дисциплины от каждого сотрудника, больших усилий как физических, так и интеллектуальных. При этом непременным условием и важнейшим резервом повышения эффективности служебной деятельности является коренное улучшение воспитательной работы с личным составом, создание эффективной системы психолого-педагогического воздействия, обеспечивающей развитие личности, формирование у сотрудников необходимых профессиональных и морально-волевых качеств, самоотверженного служения и верности долгу, точного исполнения закона, высокой чести мундира, товарищеской взаимовыручки19.

 

2.3 Административная ответственность  сотрудников УИС

 

Российским законодательством предусмотрена административная ответственность, наступающая в случае совершения административного правонарушения, которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ20 (кодифицированный федеральный закон) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (например, Закон Владимирской области «Об административных правонарушениях во Владимирской области»21), установлена административная ответственность. Указанные правовые акты являются основными источниками, устанавливающими административную ответственность физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения.

В справочных изданиях, например, административная ответственность рассматривается как ответственность граждан и должностных лиц перед государством за совершение ими административного правонарушения, одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность.

 В справочных изданиях, например, административная ответственность рассматривается как ответственность граждан и должностных лиц перед государством за совершение ими административного правонарушения, одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность22.

Например, А. В. Мелехин считает, что административная ответственность  – это разновидность юридической  ответственности, которая заключается  в применении мер административного  наказания к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам23.

Д. М. Овсянко под административной ответственностью понимает, применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер  административного наказания к  физическим и юридическим лицам  за совершение административных правонарушений24.

По мнению Ю. М. Буравлева, под административной ответственностью в сфере государственной службы понимается применение в установленном законом порядке в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами в пределах их компетенции, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, мер государственного принуждения за административные правонарушения25.

В КоАП РФ закреплены два  следующих правовых режима административной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС):

1. В ч. 1 ст. 2.5 КоАП закреплен особый режим привлечения сотрудников УИС к административной ответственности. Так, за совершение административных правонарушений, за исключением предусмотренных в ч. 2, сотрудники органов и учреждений УИС несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение службы и их статус26. Указанное позволяет говорить о фактической замене сотрудникам УИС административной ответственности на дисциплинарную при совершение отдельных видов правонарушений.

2. В ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ предусмотрен общий режим (условия) привлечения к административной ответственности сотрудников органов и учреждений УИС27. Так, сотрудники УИС за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, 7.29-7.32, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, статьями 18.1-18.4, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ несут административную ответственность на общих основаниях.

Исходя, из правого положения  административную ответственность  сотрудников УИС можно поделить на следующие два вида:

1. Административная ответственность  сотрудников УИС на общих основаниях (общегражданская), т. е. они выступают в роли общих субъектов административной ответственности. Например, за нарушение правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы; за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении и др.

2. Административная ответственность  сотрудников УИС в соответствии  с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения  службы в ФСИН России в ее  учреждениях и органах и правой  статус, т. е. они выступают  в роли особых субъектов административной  ответственности. Ответственность  обусловлена особыми признаками  правового положения – наличием  специальных званий у субъекта  административной ответственности  (например, при совершении мелкого  хулиганства (ст. 20.1), стрельбы из  оружия в не отведенных для  этого местах (ст. 20.13) и др.).

Таким образом, под административной ответственностью сотрудников УИС  можно определить применение в установленном  законом порядке в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами в  пределах их компетенции, предусмотренных  федеральными законами установленных  государством мер административного  наказания к сотруднику ФСИН России, ее учреждений и органов за совершение административных правонарушений в  соответствии с положениями ст. 2.5 КоАП РФ.

В заключении остановимся  на реформировании законодательства об административной ответственности, которое  предполагало разработку Административно-процессуального  кодекса РФ, однако этому проекту, утвержденному актом Президента страны28, не суждено было осуществиться, хотя научная общественность уделила этой проблеме достаточно большое внимание29. В действующем законодательстве процессуальные нормы сконцентрированы в разделе IV КоАП РФ, который называется «Производство по делам об административных правонарушениях».

Уполномоченный по правам человека в РФ отмечал, что административное производство – это единственная процессуальная отрасль, не имеющая  самостоятельного процессуального  кодекса. Считая своевременной и  насущной разработку и принятие административного  процессуального кодекса, он обратился  к федеральным органам исполнительной и законодательной власти с призывом ускорить подготовку и внесение соответствующего законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Правительства Российской Федерации, предполагающей его первоочередное рассмотрение в Федеральном Собрании - парламенте РФ30.

Сегодня существуют несколько  проектов административного процессуального  кодекса, в том числе предложенный М. Я. Масленниковым31. Все сказанное позволяет сделать вывод, что подвергшийся исследованию институт административной ответственности сотрудников УИС в законодательном отношении не развит, широкого применения на практике не получил и в теоретическом плане разработан недостаточно. Нам представляется, что административную ответственность сотрудников УИС как особых субъектов административной ответственности целесообразнее перевести в категорию административной ответственности общих субъектов (на общих основаниях) и комплексно развивать именно этот институт.

В связи с чем, в целях  повышения роли административной ответственности  как одного из средств обеспечения  законности и дисциплины в УИС, равенства  всех перед законом и исключения замены административной ответственности  дисциплинарной, по нашему мнению целесообразно  из КоАП РФ исключить предусмотренные ч. 1 ст. 2.5 изъятия в части несения сотрудниками УИС дисциплинарной ответственности за административные правонарушения32.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как показал анализ, проведенный в курсовой работе, уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов России, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и реализующих иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

ФСИН России подведомственна  Министерству юстиции Российской Федерации, создана на основании: «Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти», Указа  Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

Федеральная служба исполнения наказаний (сокращенное наименование – ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

По состоянию на 1 августа 2013 г. в учреждениях УИС содержалось:

  • 682,9 тыс. человек (- 19,0 тыс. человек к началу года), в том числе:

- в 736 исправительных колониях  отбывало наказание 565,7 тыс. человек  
(- 19,3  тыс. человек), в том числе:

- в 128 колониях-поселениях отбывало наказание 39,3 тыс. человек  
(- 143 человека);

- в 5 ИК для осужденных к  пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1844 человека (+ 25 человек).

  • в 229 следственных изоляторах и 166 помещениях, функционирующих  
    в режиме следственных изоляторов при колониях содержалось – 114,0 тыс. человек  (+ 391 человек).
  • в 8 тюрьмах отбывало наказание 1,09 тыс. человек (+ 194 человека).
  • в 46 воспитательных колониях для несовершеннолетних 2,0 тыс. человек (- 223 человека).

В учреждениях содержится 56,3 тыс. женщин (- 1382 человека),  
в том числе 46,2 тыс. осужденных, содержащихся в ИК, ЛИУ, ЛПУ и 10,1 тыс. чел., в отношении которых избрана мера пресечения заключение под стражу, при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 762 ребенка. 

Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также  медицинские части или здравпункты  в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

В состав УИС также входят:

  • 2459 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 462,7 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы;
  • 53 государственных унитарных предприятий исправительных учреждений,
  • 587 центров трудовой адаптации осужденных, 52 лечебно-, 41 учебно-производственная мастерская.

При исправительных и воспитательных колониях функционируют 319 вечерних общеобразовательных  школ и 549 учебно-консультационных пунктов,  333 профессионально-технических училища  и 302  обособленных структурных подразделения,  действуют 555 храмов,  702 молитвенные  комнаты.

Штатная численность персонала  УИС составляет 327,1 тыс. человек, в  том числе аттестованных сотрудников  – 236,9 тыс. человек (кроме того переменный состав – 7,2 тыс. человек).

Медицинское обслуживание личного  состава осуществляют 56 учреждений здравоохранения, в том числе 34 центра медицинской и социальной реабилитации, 14 больниц, 5 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.

Информация о работе Административно-правовое регулирование прохождение службы в УИС и административная ответственность сотрудников УИС