Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

В данной работе дается понятие административной ответственности, которое закреплено в Кодексе об административных правонарушениях.
Раскрываются вопросы, касающиеся установления и применения административной ответственности, перечисляются органы, уполномоченные применять административную ответственность, определяется круг лиц, к которым может быть применена административная ответственность.
Излагается понятие административного правонарушения, как основания административной ответственности, его признаки, состав (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона) и его отличие от других видов правонарушений.

Содержание

Введение 3
1. Понятие административной ответственности. 5
1.1. Историческое развитие института административной ответственности, понятие, признаки, отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности. 5
1.2. Принципы, структура, особенности и законодательные основы административной ответственности. 9
1.3. Установление административной ответственности. 12
1.4. Применение административной ответственности. 13
2. Основания административной ответственности. 16
2.1. Понятие и признаки административного правонарушения. 16
2.2. Отличие административного правонарушения от иных правонарушений. 21
2.3. Структура (состав) административного правонарушения. 23
3. Меры административной ответственности. 31
3.1. Понятие и система административных взысканий. 31
3.2. Виды административных взысканий. 33
3.3. Правила наложения административного взыскания. 41
4. Ограничение и освобождение от административной ответственности. 45
Заключение 51
Список используемой литературы. 54

Вложенные файлы: 1 файл

иплом Lдминистративная ответственность.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

«Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость    воздействия   на   правонарушителя...    законность, справедливость, гуманизм... Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами» [10, с.23].

Административная ответственность  имеет ряд принципов:

1. Законности. Означает, что применение мер административной ответственности допустимо только на основаниях и в порядке установленном законодательством. Это значит, что такие меры могут быть применены компетентными органами только к виновным лицам, с соблюдением всех установленных сроков и правил.

2. Ответственность за  вину. Означает, что к лицу, совершившему  административное  правонарушение,  должны  быть  применены  меры  административного взыскания, то  есть оно понесет ответственность  за вину.

3. Индивидуализация наказания. Этот принцип выражается в том, что учитывается   характер   правонарушения,   имущественное   положение правонарушителя, степень его вины, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

4. Целесообразность. Означает  то, что государственные органы и должностные лица воздействуют на лицо, которое совершило правонарушение. Цель этого воздействия заключается в следующем:

а) воспитание правонарушителя;

б) предупреждение   правонарушителя   от  совершения   новых правонарушений.

5) Гласность. Этот принцип проявляется в том, что все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. Дела могут рассматриваться по месту нахождения самого государственного органа, который рассматривает дело и в иных местах.

Как и в других видах  юридической ответственности, в административной ответственности имеются свои особенности, начиная с ее структуры.

Структуру административной ответственности составляют следующие  ее элементы:

1) основания административной  ответственности;

2) субъекты административной ответственности;

3) условия административной  ответственности;

4)  меры  административной  ответственности  (административные  взыскания);

5) процедура, порядок  привлечения к ответственности,  иначе - административный процесс.

Административная ответственность имеет ряд особенностей:

1. Она не менее сурова, чем уголовная, и не влечет  за собой судимости лица, к  которому применяется. Хотя здесь  необходимо оговориться, что правовые  последствия наложения административного  взыскания все-таки имеются и  определены законодателем во временном интервале в один год.

2. Административная ответственность  находит свое выражение в наложении  на виновного особого взыскания  - не уголовного, не дисциплинарного  или какого-либо иного, а именно  административного.

3. Административная   ответственность   применяется   органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.

4. Меры административной  ответственности налагаются специальными  на то органами и должностными  лицами.

5. Процедура рассмотрения  дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, чем в уголовном и гражданском процессах.

Под законодательными основами административной ответственности  понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

К административной ответственности  могут быть привлечены как граждане Республики Беларусь, так и иностранные  граждане и лица без гражданства.

Законодатель, проявляя гуманизм, установил в статье 8 КоАП Республики Беларусь, что акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть, распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты,   устанавливающие   или   усиливающие   ответственность   за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности  на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Время вступления в силу нормативного акта об административной ответственности может быть указано в самом акте. Действие нормативного акта распространяется на отношения, возникающие после его введения.

Если по закону административная ответственность после совершения проступка смягчилась, то дело должно решаться на основе новых норм, а не тех, которые действовали в момент его совершения.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности  на основании законодательства действующего по месту совершения правонарушения. С учетом возможности несовпадения места совершения административного правонарушения, и места рассмотрения дела о нем законодатель специально установил, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего  по месту рассмотрения дела об  административном правонарушении.

Основным актом, устанавливающим  административную ответственность, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Он принят 6 декабря 1984 года и введен в действие с 1 июня 1985 года. КоАП состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

1.3. Установление административной  ответственности.

Установить административную ответственность, означает возвести в  норму права правило, за нарушение  которого определяется административная ответственность в виде предупреждения, штрафа и т.д. Разумеется, правило это должно содержать все необходимые элементы ответственности: объект посягательства,  субъект ответственности,  основания,  условия,  меры ответственности, порядок привлечения к ответственности.

Установление   административной   ответственности   относится   к компетенции высшего законодательного органа, но здесь имеется одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают   местные   представительные   и   исполнительные   органы государственной власти и управления [29,. с 250]. Число таких видов правонарушений строго ограничено и четко обозначено в Кодексе об административных правонарушениях [24, с.175].

Согласно статье 5 КоАП определено два варианта участия  местных органов   государственной   власти   и   управления   в   установлении административной ответственности.

Первый вариант - это  их право принимать решения, предусматривающие административную ответственность за их нарушение, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями.

Второй вариант - более сложный. В Кодексе об административных правонарушениях есть некоторые статьи, предусматривающие ответственность за нарушение правил:

1) по карантину животных, ветеринарно-санитарных норм и  правил по охране территории  Республики Беларусь от заноса  заразных болезней животных (статья 102);

2) благоустройства и  содержания населенных пунктов  (статья 143);

3) торговли на рынках (статья 147).

Но самих этих правил в Кодексе нет. Установление этих правил относится к компетенции  местных представительных и исполнительных органов, следовательно данные нормы Кодекса действуют только в том случае, если соответствующие правила надлежащим образом приняты и им придана юридическая сила.

Участие местных представительных и исполнительных органов в установлении   административной   ответственности   предусматривается законодательством начиная с 70-х годов прошлого столетия и дошло до наших дней. Вызвано это необходимостью учета местных условий охраны порядка и безопасности.

1.4. Применение административной  ответственности.

Что же касается применения административной ответственности, то она заключается в фиксировании установленным законом порядке конкретного правонарушения,  конкретного правонарушителя и назначении  ему определенного законом взыскания, при соблюдении соответствующих процессуальных норм.

Для административной ответственности  характерна множественность государственных  органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к  административной ответственности  предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях. К ним относятся:

1) административные комиссии при  исполнительных комитетах районных, городских, поселковых, сельских  Советов депутатов и местных  администрациях;

2) исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов;

3) районные (городские), районные в  городах комиссии по делам  несовершеннолетних;

4) районные (городские) суды (судьи);

5) органы внутренних дел, органы  государственных инспекций и  другие органы (должностные лица), указанные в третьем разделе КоАП.

Административные комиссии при  исполнительных комитетах районных, городских,   поселковых,   сельских  Советов  депутатов  и  местных  администрациях решают все дела об административных правонарушениях, за исключением отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к компетенции иных органов (должностных лиц). Например, незаконное использование земель государственного лесного фонда (статья 62 КоАП); выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (статья 78 КоАП); купание в запрещенных местах (статья 46 КоАП).

Исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов рассматривают  дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению законодательными актами Республики Беларусь. Например, нарушение права государственной собственности на животный мир (статья 50 КоАП), нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных (статья 86 КоАП); нарушение законодательства об охране историко-культурного наследия (статья 89 КоАП).

Районные (городские), районные в городах  комиссии по делам несовершеннолетних   рассматривают   дела   об   административных правонарушениях несовершеннолетних, если иное не предусмотрено

законодательными актами Республики Беларусь. Такие правонарушения как, нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения (статья 120 КоАП); мелкое хулиганство (статья 156 КоАП) и т.д., рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних лишь в тех случаях, когда орган (должностное лицо), к которому поступило дело об указанных правонарушениях, передает его на рассмотрение этих комиссий.

Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают также дела в отношении  родителей несовершеннолетних или  лиц, их заменяющих, об административных      правонарушениях.      Например,      доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения. Покупка спиртных напитков для лиц, не достигших 21 года (статья 160 КоАП); злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей (статья 162 КоАП).

Районные (городские) суды рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению законодательными актами Республики Беларусь. Например, незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах (статья 44 КоАП); уклонение от возмещения   имущественного   ущерба,   причиненного   преступлением предприятиям, учреждениям, организациям (статья 511 КоАП); изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения (статья 136 КоАП); торговля в не установленных местах (статья 148 КоАП).

Органы внутренних дел, органы государственных  инспекций и другие уполномоченные органы рассматривают дела об  административных правонарушениях, отнесенных к их ведению  законодательными актами Республики Беларусь. Например, выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (статья 21 КоАП); превышение водителями транспортных средств скорости движения (статья 113КоАП).

 

2. Основания  административной ответственности.

2.1. Понятие и признаки административного  правонарушения.

Современная правовая наука  признает два основания юридической  ответственности вообще и административной ответственности в частности:

закон, как правовое основание, а второе основание составляет правонарушение - административный проступок как основание фактическое, которое приводит в движение всю структуру административной ответственности. Следует подчеркнуть, что юридическое основание административной ответственности составляют именно закон и декреты Президента, и никакая другая правовая норма (указ, правительственное постановление и т.д.). участие местных представительных   и   исполнительных   органов   в   установлении административной ответственности, описанное выше, не колеблет этого положения.

Информация о работе Административная ответственность