Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

В данной работе дается понятие административной ответственности, которое закреплено в Кодексе об административных правонарушениях.
Раскрываются вопросы, касающиеся установления и применения административной ответственности, перечисляются органы, уполномоченные применять административную ответственность, определяется круг лиц, к которым может быть применена административная ответственность.
Излагается понятие административного правонарушения, как основания административной ответственности, его признаки, состав (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона) и его отличие от других видов правонарушений.

Содержание

Введение 3
1. Понятие административной ответственности. 5
1.1. Историческое развитие института административной ответственности, понятие, признаки, отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности. 5
1.2. Принципы, структура, особенности и законодательные основы административной ответственности. 9
1.3. Установление административной ответственности. 12
1.4. Применение административной ответственности. 13
2. Основания административной ответственности. 16
2.1. Понятие и признаки административного правонарушения. 16
2.2. Отличие административного правонарушения от иных правонарушений. 21
2.3. Структура (состав) административного правонарушения. 23
3. Меры административной ответственности. 31
3.1. Понятие и система административных взысканий. 31
3.2. Виды административных взысканий. 33
3.3. Правила наложения административного взыскания. 41
4. Ограничение и освобождение от административной ответственности. 45
Заключение 51
Список используемой литературы. 54

Вложенные файлы: 1 файл

иплом Lдминистративная ответственность.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Указания на иные признаки состава, которые являются общими для всех административных проступков, содержатся в нормах Общей части Кодекса.

Каждый административный проступок обладает рядом разнообразных  признаков. Например, мелкое хулиганство  может быть совершено на улице  или в общественном транспорте, в дневное или вечернее время, лицом, состоящим в состоянии опьянения или в трезвом виде и т.д.

Но не все признаки имеют юридическое значение. Надо выделять только те, которые в соответствии с законом определяют правовые последствия  совершенного деяния. Такие признаки закрепляются в нормах права и становятся обязательными.

Общим объектом административного  правонарушения  являются общественные отношения, возникающие в области  государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев - трудового, земельного, финансового и других отраслей права. При этом общим объектом административных правоотношений могут быть не все общественные отношения, а лишь те из них, которые охраняются правом (административными взысканиями).

В основу классификации административных проступков положен родовой объект.

Родовым объектом признается однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную  часть общего объекта. В качестве родового объекта административного  проступка выступают государственный и общественный порядок, отношения в сельском хозяйстве, в промышленности, права и свободы граждан, установленный порядок управления. В частности, структура Особенной части раздела II КоАП строится с использованием родового объекта в качестве критерия группировки конкретных составов (главы 5-14а).

Видовой объект - разновидность  родового объекта, обособленная  группа общественных отношений,  общих для  ряда проступков одного рода. Он широко используется законодателем для  установления специальными актами административной ответственности, например за нарушение Правил дорожного движения, административные таможенные правонарушения.

Непосредственный объект административного правонарушения (проступка) - конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство, охраняемое нормами административного права.  В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях непосредственный объект проступка сформирован в конкретных статьях соответствующих глав его Особенной части.

 Объективная сторона  - это система предусмотренных  нормой права признаков, характеризующих  ее внешнюю (т.е. выраженную  вовне) сторону противоправного  посягательства на охраняемые  законом общественные отношения.

 Объективную сторону  административного проступка составляют:

1) противоправное поведение  лица (действие или бездействие), запрещенное административным законодательством,  соответствующими административно-правовыми  нормами;

2) общественная опасность  этого поведения и его последствия;

3) причинная связь между действием и наступившим результатом.

 Для характеристики  объективной стороны административного  проступка важное значение имеют  не только внешние признаки  действий субъекта, но и обстоятельства, связанные с их совершением.

Деяние - это основа, вокруг которой группируются иные  черты объективной стороны: способ, время, место совершения административного правонарушения.

В правоведении различают  субъектов права и субъектов  правоотношения и соответственно субъектов  административного права и административного правоотношения. В юридической литературе подчеркивается их различное назначение в  структуре общественных отношений и, как следствие этого, различное значение образующих их специфических элементов (признаков) для теоретического осмысления.

    Под субъектом права обычно понимается участник общественных отношений,  которого соответствующая юридическая норма наделяет правами и обязанностями. По мнению А. А. Алексеева, понятие субъекта права образуют два характерных момента: специальный, когда субъект имеет единую волю, и способы ее осуществления (персонифицированный субъект является носителем соответствующих прав и обязанностей и способен участвовать в правоотношениях).

    Субъектами  административного права, как  правило, являются участники управленческих общественных отношений, наделяемые в  соответствии с административно-правовыми нормами правами и обязанностями и способные вступать в административно-правовые отношения. Обычно субъекты права и субъекты правоотношения совпадают, поскольку правоотношения являются основным каналом, по которому осуществляется реализация норм права.

        Под субъектом правонарушения (проступка,  преступления) в правоведении обычно  понимают лицо (физическое или  юридическое), совершившее правонарушение  и обладающее при этом указанными в законе признаками (свойствами).

   Проблема субъектов  правоотношений и ответственности  является одной из ведущих  в теории государства и права.  Однако утверждать, что она всесторонне  изучена, несмотря на наличие  отдельных монографических исследований  по ней, видимо,  нельзя. Несколько  полнее разработка ее проведена отраслевыми науками - хозяйственным и международным правом.

    Среди ученых  нет, в частности, единого мнения  о том, кого следует считать  субъектами административной ответственности.  Одни исследователи считают, что  таковыми являются  исключительно физические  лица (граждане, иностранные граждане и лица без  гражданства). Другие относят к ним юридических лиц (предприятия, учреждения, организации).

    Сторонники  первой концепции  обосновывают  ее ссылкой на ст. 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов,  налагаемых в административном порядке», отменившую наложение  штрафов в административном порядке на учреждения,  предприятия и организации  и устанавливающую  их взыскание  с  должностных лиц.

 Однако названная  статья преследовала узкопрактические  цели. Ею усиливалась личная ответственность  должностных лиц за укрепление  правопорядка на  порученных участках  работы и устранялось обезличенное  возложение на предприятия, учреждения, организации, поскольку на практике ответственностью покрывалась безответственность первых, конкретных виновников.

    Приведенная  норма не нашла последующей  реализации в действующем законодательстве. К юридическим лицам продолжают  применяться административные штрафы за отдельные правонарушения, причем их наложение прямо предусматривается некоторыми нормативными  актами.

 Например, Законом  Республики Беларусь от 14  декабря  1990 г. «О предприятиях» определено, что предприятие обязано возместить  ущерб, причиненный несоблюдением требований по рациональному использованию земли и других природных ресурсов, охране окружающей среды от загрязнений и иных вредных воздействий, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции, а также уплатить

 штраф в установленном  законодательством размере.

    Указом Президента  Республики Беларусь от 5 мая 1995 г. №179 «О мерах по усилению  борьбы с хищением драгоценных,  черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней» установлено, что в случае выявления фактов безлицензионного вывоза драгоценных, черных

 и  цветных металлов,  их лома и отходов, драгоценных  камней (в том числе полуфабрикатов) с виновных в этом субъектов взимается штраф в размере до пятикратной стоимости, а незаконно вывозимые материальные ценности подлежат конфискации.

    Тенденция  к законодательному закреплению  законодательного института административной  ответственности организаций, в том числе и юридических лиц, обрела мощный дополнительный стимул в условиях процесса приватизации,  появления и роста частного сектора в экономике государства.  До сих пор административная ответственность юридических лиц является некодифицированной или, как  отмечает  Ю.М. Козлов, «юридические лица»... пока в КоАП как субъекты административных правонарушений не значатся... Но такое положение в принципе  является временным, т.е.  существующим до обновления КоАП».

 По мнению авторов,  можно выделить следующие особенности административной ответственности коллективных субъектов (являются юридическими лицами и  не являются таковыми).

1. КоАП  на  действия  коллективных субъектов   не  распространяется, а ответственность  регулируется другими нормативными  правовыми актами: указами Президента и постановлениями Правительства.

 2. Наличие вины не является обязательным условием привлечения их к ответственности. В ряде случаев сам факт противоправного поведения считается достаточным основанием для наложения административных взысканий, если причиной неправомерных действий не стала непреодолимая сила. Презумпция невиновности на организации не распространяется.

3. К коллективным  субъектам   применяются такие административные  взыскания, как штраф, отзыв  лицензии, ликвидация (запрещение деятельности), закрытие.

4. С названными выше  материально-правовыми признаками  связаны и процессуальные особенности  этой категории дел. Процессуальным  основанием для рассмотрения  дела в таких случаях часто  является не протокол об административном правонарушении, а материал или акт проверки.

Нельзя  также,  по мнению авторов,  рассматривать проблему административной ответственности  юридических лиц без учета  виновности уполномоченных должностных  лиц. К совершению административного  правонарушения юридическим лицом приводит действие конкретного должностного лица, и его ответственность не должна выпадать из сферы применения административного взыскания.  В одних случаях ответственность должностных лиц может быть административной, если его действия образуют состав административного правонарушения, и дисциплинарной, поскольку совершение правонарушения должностным лицом  является следствием несоблюдения или нарушения своих служебных обязанностей.

Должностными лицами называются служащие, выполняющие организационно-распорядительные функции по реализации компетенции государственного или общественного органа, совершающие при их осуществлении юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права и несущие повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для них  правил.

Наиболее многочисленной по количеству и неоднородной по составу  является группа индивидуальных субъектов. С учетом особенностей их правого  статуса данных субъектов можно  разделить на  общих, специальных, особых.

Административной ответственности  подлежат лица, достигшие  к моменту  совершения правонарушения 16- летнего  возраста и вменяемые.

Специальных субъектов  административной ответственности  можно классифицировать по разным основаниям. Так, по особенностям административно-правового статуса их целесообразно разделить на четыре группы:

1) имеющие признаки, характеризующие  их служебные, трудовые обязанности:  а) должностное лицо; б) лицо, ответственное  за соблюдение тех или иных  специальных правил; в) работник предприятия торговли или общественного питания; г) механизатор; д) служитель культа;

2) обладающие признаками, характеризующими специальные обязанности:  а) водитель автомашины; б) судоводитель  маломерного судна; в) призывник,  военнообязанный; г) иностранец  и лицо без гражданства;  д) лицо, имеющее разрешение органа внутренних дел на хранение огнестрельного оружия и боеприпасов; е) родители и лица, их заменяющие;

3) имеющие признаки, касающиеся  физического состояния лица: а)  лицо, больное венерическим заболеванием, б) лицо, совершившие поступок в состоянии опьянения;

4) обладающие признаками, характеризующими прошлое поведение  лица: а) поднадзорный, б) лицо, совершившее  административный проступок повторно.

В некоторых случаях  лица, совершившие административные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность за правонарушения - военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава ОВД и др.

Субъективная сторона  правонарушения (проступка) характеризует  прежде всего внутреннее психическое  отношение виновного к совершенному им противоправному деянию и его последствиям.

К ее признакам относятся  вина (в форме умысла или неосторожности), мотив и цель. Данные признаки подразделяются по тем  же правовым  основаниям, что и  в объективной стороне, на обязательные и дополнительные (факультативные). К обязательным  относится вина (в форме умысла или неосторожности),  к дополнительным (факультативным) - мотивы и цель деяния. Кроме того, иногда учитываются эмоции как обстоятельства, смягчающие ответственность.

Вина является условием административной ответственности. Административное правонарушение признается совершенным  умышленно, как указано в ст. 10 КоАП, если лицо, его совершившее, сознавало  действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и  желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Формула неосторожности законодательно закреплена в ст. 11 КоАП «Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на  их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».

Информация о работе Административная ответственность