Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Административная ответственность как учебная дисциплина, изучаемая в настоящее время во многих юридических вузах и факультетах страны, представляет собой комплекс знаний, уме¬ний и навыков, необходимых будущим специалистам для веде¬ния профессиональной деятельности во всех отраслях и сферах, так или иначе связанных с обеспечением законности и право¬порядка в области административно-правового регулирования общественных отношений, предусмотренных действующим конституционным, административным, налоговым, таможен¬ным, финансовым, экологическим, природоохранным и дру¬гим законодательством.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3
1 Понятие и основные черты административной ответственности……………...4
2 Освобождение от административной ответственности…………………………7
3 Административная ответственность юридических лиц……………………….10
4 Принцип юридической ответственности……………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

адм11.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)


Содержание 

 

Введение……………………………………………………………………...............3

1 Понятие и основные черты административной ответственности……………...4

2 Освобождение от административной ответственности…………………………7

3 Административная ответственность юридических лиц……………………….10

4 Принцип юридической ответственности……………………………………….15

Заключение…………………………………………………………………………18

Список использованной литературы……………………………………………...19

 

Введение

 

В современных условиях административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах  государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение. Это связано, с изменениями, происходящими в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть исполнительная власть, а также с решением конструктивных задач, возникающих в ходе реализации концепции административной реформы, цель которой – создание эффективного механизма управления государством, реализации в жизнь его политики и законов.

Административно-правовые нормы касаются жизни каждого человека, ибо направлены на охрану и защиту их прав и свобод, обеспечение благоприятной среды обитания.

Предметом административного  права является и целенаправленное воздействие на деятельность предприятий, учреждений, организаций. Пределы и методы такого воздействия – важнейший фактор строительства правового государства, которое поощряет расширение  сферы рыночных экономических регуляторов применительно к организации деятельности хозяйствующих субъектов.

Эффективность правового регулирования общественных отношений во многом зависит от того, насколько содержание права адекватно потребностям развития общественных отношений. И в зависимости от изменений этих потребностей меняются роли, объемы и соотношение основных составляющих права — его институтов и отраслей.

Административная  ответственность как учебная  дисциплина, изучаемая в настоящее время во многих юридических вузах и факультетах страны, представляет собой комплекс знаний, умений и навыков, необходимых будущим специалистам для ведения профессиональной деятельности во всех отраслях и сферах, так или иначе связанных с обеспечением законности и правопорядка в области административно-правового регулирования общественных отношений, предусмотренных действующим конституционным, административным, налоговым, таможенным, финансовым, экологическим, природоохранным и другим законодательством.

Таким образом, целью работы является раскрытие понятия административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, ее основных черт и принципов, а также условий освобождения от административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и основные черты  административной ответственности

 

Административная ответственность  наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. 
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

При наличии юридического факта - административного правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной  возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.

В административном праве  из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Административную ответственность  характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности [3].

Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим  принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных  последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, в мерах  административной ответственности  содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой последнюю инстанцию в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию.

Данный признак юридической  ответственности вообще и административной ответственности в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.

В-пятых, юридическая  ответственность всегда рассматривалась  в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.

Основными чертами административной ответственности являются следующие [4].

Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д. Вместе с тем административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений - административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности.

Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица - предприятия, организации.

По своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

 Нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

Административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

При этом к ведению  Российской Федерации отнесено установление:

- общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

- перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Значит, нормы права, содержащиеся во вновь принимаемых федеральных  законах и вносящие изменения  или дополнения в действующий  Кодекс об административных правонарушениях, должны в обязательном порядке вноситься в данный Кодекс [5].

Административная ответственность  за правонарушения, носящие региональный характер (нарушение правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т.п.), т.е. находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.

Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов РФ к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.

В Кодексе об административных правонарушениях теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена  и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении  не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями. Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.

Административную ответственность  характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.

Во всех случаях ответственность  за административные правонарушения наступает  перед государством, которое устанавливает  полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Информация о работе Административная ответственность