Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной ответственностью является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться нарушителям, прядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по административке.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и особенности административной ответственности.

 

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной ответственностью является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться  нарушителям, прядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

           Административная ответственность  имеет общие черты с другими  видами юридической ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается, прежде всего, в общей цели, которую преследуют все виды юридической ответственности по воспитанию правонарушителей, профилактике правонарушений, а иногда в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей.

Административная  ответственность имеет все признаки, присущие юридической ответственности.

           В административном праве из  всех мер административного принуждения  (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие  и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности.

Нормы административного  права предусматривают различные  виды юридической ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. Решения вопросов уголовной и частично материальной ответственности – в компетенции судебной юрисдикции, остальные же виды юридической ответственности, и в первую очередь административной, дисциплинарной и частично материальной, находятся в компетенции административной юрисдикции.

Кроме того, на основе норм административного права  могут применяться меры общественного  воздействия в том случае, когда  к нарушителю норм административного  права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить меры общественного воздействия.

            Административная ответственность – это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом, к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством РФ и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание. Последнее важно тем, что формирует правосознание граждан и должностных лиц о справедливости наказания и профилактическом воздействии на лиц, совершивших административное правонарушение и не совершивших.

 

 

Особенности административной ответственности:

 

    1. Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства  являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие.
    2. Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений – административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще.
    3. Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица – предприятия, организации.
    4. Имеются также специальные субъекты административной ответственности, которые определены в ст. 2.5 КоАП. Это военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, которые несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.
    5. Нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания.
    6. Административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации административное и административное - процессуальное законодательство, а, следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст.1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.
    7. Наложение административных наказаний осуществляется судьями, органами, уполномоченными должностными лицами. В отличие от дисциплинарной ответственности здесь нет прямой соподчиненности между правонарушителем и субъектом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.
    8. К ответственности могут привлекаться лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные меры, предусмотренные п. 2 ст. 2.3. КоАП, то есть комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за правонарушения несовершеннолетних детей, а в связи с ними, то есть за то, что не контролировали их поведение, так как родительское право является одновременно и обязанность по воспитанию детей.
    9. Должностные лица согласно ст. 2.4. КоАП несут ответственность в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
    10. Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.
    11. Важная черта административной ответственности состоит в том, что ее можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, т.е. совокупность материально-деликтных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и о лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Составьте схему: «Классификация  правовых актов исполнительной  власти в РФ».

 

В настоящее время  на федеральном уровне используются следующие официальные наименования правовых актов управления:

 

 

 

указы

распоряжения

Президента  Российской Федерации


 

 

 

постановления

распоряжения

Правительства Российской Федерации


 

постановления

приказы

распоряжения

инструкции

правила

положения

уставы

издаются федеральными органами исполнительной власти

(министерствами, федеральными  службами, федеральными агентствами)


 

 

На уровне субъектов:

 

указы

распоряжения

Высшего должностного лица субъекта РФ


 

 

При этом:

 

Указ – нормативный акт, издаваемый главой государства (высшего должностного лица субъекта РФ). Указом производится назначение и освобождение от должности высших должностных лиц, вводится режим чрезвычайного положения или военного положения, производится награждение орденами и медалями, присвоение высших воинских и почетных званий, оформляются решения общенормативного характера.

 

Распоряжение – один из видов подзаконных актов (Президента РФ, Правительства РФ и др.), акт органа власти или управления, изданный в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым распоряжение адресовано.

 

Постановление – нормативный правовой акт, принимаемый органом исполнительной власти, действующим на основе коллегиальности.

 

Приказ – нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем органа исполнительной власти.

 

Инструкция – нормативный правовой акт органа исполнительной власти, которым регулируется порядок какой-либо деятельности.

 

Издаваемые органами исполнительной власти иные акты (положения, указания, правила и др.) утверждаются соответственно приказами или постановлениями.

 

Регламент – нормативный правовой акт, регулирующий порядок деятельности какого-либо государственного органа и его подразделения.

 

Положение – нормативный правовой акт, детально регламентирующий правовой статус, организацию, порядок деятельности государственных органов, организаций и учреждений, а также определяющий их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами.

 

Правила – нормативный правовой акт, определяющий нормы поведения граждан, иных субъектов права в той или иной сфере общественных отношений, порядок организации какой-либо деятельности.

 

 

 

 

3. Назовите признаки административного правонарушения.

 

 

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом существуют и формальные составы правонарушений, когда вред от совершения административного правонарушения не наступил реально, но лицо, нарушившее административную норму, может быть привлечено к административной ответственности.

Важная новация  определена в ст. 1.1. КоАП: «Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях». Таким образом, ранее предусмотренная многими законами административная ответственность определяется теперь только в соответствии с КоАП и законами субъектов РФ.

 В КоАП  законодатель нетрадиционно квалифицирует  вину юридического лица, так как  виной обычно считается психическое  отношение лица, совершившего административное правонарушение, к результатам своего деяния.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у  него имелась возможность для  соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Особой административной ответственности подлежит должностное  лицо в случае совершения им административного  правонарушения в связи с неисполнением  либо ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей.

           Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в–третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние. 

Деяние – единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Действие – активное нарушение установленной обязанности или законного требования.

Бездействие – пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей. 

             Иногда одни и те же правила могут быть нарушены как действием, так и бездействием.

              Общественная опасность является сущностью административного правонарушения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение.

Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права. Эти нормы могут принадлежать не только административному праву, но и финансовому, земельному, таможенному, трудовому и другим отраслям права, которые охраняются нормами административного права.

Виновность деяния означает, что правонарушение совершено лицом умышленно или по неосторожности. Наличие вины является обязательным признаком административного правонарушения, но для административной ответственности этого признака недостаточно, так как субъект административной ответственности включает такие необходимые характеристики, как возраст и дееспособность лица. Например, несовершеннолетний или невменяемый нарушает правила, установленные для пешеходов, и при наличии формальной противоправности отсутствует виновность деяния.

Признаки  административного правонарушения необходимо отличать от юридического состава административного правонарушения. Понимание такого различия важно  больше практически, чем теоретически. При наличии всех признаков административного правонарушения могут отсутствовать признаки состава административного правонарушения, что исключает возможность привлечения лица, его совершившего, к административной ответственности.

Информация о работе Административная ответственность