Правовая информация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:48, курс лекций

Краткое описание

В наше время "информационный взрыв" ощутим не только в сфере экономики и бизнесе, но и в области государства и права. Практика последних лет показывает неуклонное увеличение количества нормативных юридических актов, рост числа документов, принимаемых на уровне организаций и предприятий (учредительные документы, договоры, соглашения и т.п.). Поскольку эти документы крайне необходимы для регулирования общественных отношений, требуется оптимизировать информационные потоки в области правового регулирования на основе использования современных информационных технологий.

Вложенные файлы: 1 файл

правовая информация.doc

— 397.00 Кб (Скачать файл)

 

В системах "Кодекс" отслеживается и указывается для потребителя дата вступления в силу каждого документа. В том случае, если вступление в силу обусловлено официальным опубликованием в средствах массовой информации, службой систематизации законодательства "Кодекс" документов отслеживается дата первого опубликования документа, которая затем сообщается пользователю. Кроме того, в целях акцентирования внимания пользователя факт вступления в силу документа отражается в оперативной информации к документу. До момента вступления в силу статус документа не проставляется, т.е. документ действующим не является. Другие разработчики ИПС не всегда отслеживают должным образом вступление документов в силу, а, попросту говоря, сразу автоматически присваивают им статус "действующий". Это чревато грубыми юридическими ошибками, т.к. в целом ряде случаев опубликование документов может задерживаться, значит, для пользователя момент вступления в силу документа будет не определен, а в ряде случаев вступление документа в силу на один день раньше или позже может иметь принципиальное значение (например, в случае изменения ставок налогов, таможенных пошлин т.д.).

 

Отслеживание действия документов во времени

 

Для пользователя важно знать: действует или не действует в данный момент времени тот или иной документ. Этот вопрос прост в отношении явно отмененных документов - как правило, в системах точно указано, каким документом он отменен и с какого момента перестал действовать. Однако на практике вопрос о прекращении силы документов или о прекращении их применения обстоит гораздо сложнее. Существует множество формально неотмененных документов, но фактически уже недействующих или неприменяющихся. В целях повышения качества информационно-юридического обеспечения служба систематизации законодательства "Кодекс" проводит регулярную инвентаризацию документов. В ходе ее путем анализа выявляются фактически недействующие документы. При необходимости в ходе этой работы делаются соответствующие запросы в органы власти. В результате такие документы получают статус "фактически недействующие" и снабжаются соответствующими комментариями. Эти комментарии, конечно, не являются официальными, однако эта работа юридической службы "Кодекс" сокращает массу времени профессиональным пользователям, а неспециалистам она просто дает необходимые сведения, которые самостоятельно получить было бы затруднительно. Аналогичная работа проводится в отношении консультаций и справок, помещаемых в системы.

 

Базовый уровень информационно-юридической обработки реализуется по строго определенным правилам. Эти правила обработки определены в специальных стандартах и четко понимаемы как персоналом, отвечающим за обработку документов, так и пользователем. Выполнение правил обработки документов является критерием для тестирования баз данных группой качества и определяет качество базы данных нормативных документов. Базовый уровень обработки документов, таким образом, должен быть безличным и максимально точным, т.е. в минимальной степени отражать субъективные оценки и точки зрения специалистов, ведущих базы данных.

 

Экспертный уровень является расширением над базовым уровнем и содержит комментарии и другие материалы, которые подготовлены специалистами в той или иной области и являются отражением их субъективной научно-практической точки зрения. Этот уровень включает процедуры комментирования, консультирования, снабжения документов и их фрагментов справками и примечаниями. На этом уровне определяется необходимость наличия в юридических системах авторских материалов, подготовленных ведущими специалистами в той или иной области и т.п. Экспертный уровень, таким образом, обеспечивает консультационную поддержку пользователя. В зависимости от назначения информационного продукта экспертный уровень может бытьреализован по-разному:

 

- рассчитан на профессионала  в определенной области ("Помощник  бухгалтера", "Стройтехнолог" и  др.);

 

- рассчитан на неподготовленного  человека ("Юридический справочник", "Справочник налогоплательщика" и т.д.).

 

Таким образом, профессиональные юридические системы "Кодекс" - это надежный и умелый помощник профессионала, который обеспечивает пользователю:

 

- максимум необходимой  информации с гарантированной  полнотой;

 

- максимум качества на  уровне базовой информационно-юридической обработки;

 

- максимум возможностей  аналитической работы с документами.

 

 

 

2.5. Программные технологии, поисковые  и сервисные возможности систем 

 

 

Рассмотрим вторую группу параметров, характеризующих ИПС как программные комплексы, предназначенные для работы на современных компьютерах. Уровень реализации программных технологий - исключительно принципиальная характеристика. На это есть две причины. Во-первых, так или иначе, все возможности информационно-правовых систем реализуются посредством программной оболочки. Во-вторых, законы существования программных продуктов таковы, что требуют регулярной (не менее одного раза в 2-3 года) принципиальной смены компьютерных технологий. Продукты пусть и прекрасные, но отстающие от современного уровня, обречены на скорое забвение.

 

Понимая принципиальные возможности программных технологий, обратим внимание на то, что в любом программном продукте, распространяемом на рынке, заложена определенная концепция. Эта концепция определяет назначение и круг потенциальных пользователей продукта.

 

  Концепция продуктов "Кодекс" заключается в следующем: соответствие самым современным стандартам пользовательского интерфейса, развитые возможности аналитической работы для пользователя со средним и высоким уровнем потребностей.

 

“Кодекс” ориентирован на пользователей, работающих с современными программными продуктами, прежде всего Microsoft Office в среде Windows. Для них "Кодекс" представляет знакомую стандартную среду.

 

"Кодекс" при этом  реализует две модели работы пользователя:

 

- упрощенную модель для  пользователя с простыми потребностями (поиск по ситуации, простой поиск);

 

- модель с развитыми  возможностями по аналитической  работе, работе со сложными документами, рассчитанными на "продвинутого" пользователя.

 

Существуют и другие концепции. Например, концепция программных технологий семейства "КонсультантПлюс" предполагает "минимальные достаточные возможности для пользователя с малым и средним уровнем потребностей". Разработчики системы ориентируют ее на пользователя со слабой компьютерной подготовкой. При этом большое внимание уделяется достижению простого интерфейса и организации его таким образом, чтобы уменьшить вероятность ошибочных действий неопытного пользователя.

 

Надо отметить, что обе концепции имеют право на жизнь, и только практика покажет, какой путь и в какой степени является более правильным. С другой стороны надо понимать, что сделать систему, одинаково хорошую для всех категорий пользователей, невозможно. Поэтому при выборе системы пользователю следует учитывать, какая концепция будет ему ближе.

 

В заключение еще раз подчеркнем вывод, сделанный в первой лекции: ИПС не дает готовых юридических ответов и не заменяет профессионала. Какая бы концепция ни была заложена в системе, она не превращает обычного человека в готового юриста и не претендует на это. Это не означает, что этими системами не может пользоваться непрофессиональный пользователь. Отнюдь. Как раз для таких категорий пользователей разрабатываются многочисленные информационно-консультационные приложения, помогающие непрофессионалу познакомиться с законодательством, научиться разбираться в нем и самостоятельно принимать многие юридические решения.

 

 

3. Профессиональные  юридические системы "Кодекс".

Универсальные, тематические разделы и разделы с судебной практикой

    

 

 

3.1. Назначение и порядок формирования  ИПС 

 

 

Профессиональные юридические системы "Кодекс" представляют собой полнотекстовые информационно-правовые системы. Эти системы содержат электронные тексты нормативных актов российского и регионального законодательства, документы международного права и иностранное законодательство, примерные формы правовых и деловых документов, собрание судебной и арбитражной практики, комментарии, статьи, консультации юристов и аудиторов, словари юридических и бухгалтерских терминов, электронные версии печатных изданий на тему права и экономики и многое другое. Фактически ИПС предоставляют весь спектр правовой информации, который может понадобиться пользователю для принятия юридически правильного решения

 

На первой лекции уже говорилось о величине массива правовой информации. Совершенно очевидно, что ни один информационный банк не в состоянии объединить воедино весь этот массив. Ведь только за последнее десятилетие федеральными и региональными органами власти и управления было принято несколько миллионов актов. Именно поэтому профессиональные юридические системы "Кодекс" строятся по модульному принципу: программный комплекс и набор информационных разделов. В соответствии с объемом решаемых задач и сферой интересов пользователь может выбрать любое количество тематических информационных разделов.

 

Разработчики любой ИПС большое значение придают критериям разбивки правовой информации на отдельные информационные разделы (блоки) и создания ряда комплексных систем, состоящих из разделов с взаимосвязанной структурой:

 

1. Формирование информационных  разделов в соответствии с  видами правовой информации. Мы перечислили основные виды правовой информации и дали их характеристику в 1.2. Как правило, документы, отнесенные к различным видам правовой информации, включаются в разные разделы, хотя часто для удобства пользователей в базы с нормативными актами включаются комментарии законодательства или законопроекты.

 

2. Деление правовой информации  по территориальному признаку. При этом выделяют международные, федеральные, региональные и местные (муниципальные) правовые акты.

 

3. Разделение правовой информации  по отраслевому (ориентированному  на определенный круг потребителей) либо тематическому признаку. Ниже мы более подробно рассмотрим данный вопрос, оценив достоинства и недостатки различных подходов.

 

4. Создание комплексных систем. Эти системы состоят из нескольких разделов, содержащих разнородную информацию, и предназначены для наиболее полного обеспечения информационных потребностей пользователей в правовой информации.

 

Первые два критерия разбивки массива правовой информации не вызывают вопросов, поэтому остановимся более подробно на 3-м и 4-м.

 

Существуют различные подходы к решению данной проблемы. При этом они часто используются одновременно. Существуют три основных способа разбивки информации по законодательству.

 

Первый способ основан на формировании раздела универсального характера, содержащего документы по всем отраслям законодательства.

 

Второй способ, получивший наибольшее распространение, состоит в отборе документов по различным отраслям права, но предназначенных для использования определенными группами потребителей. При этом количество документов в различных разделах может существенно отличаться. Так, один раздел может содержать по ряду отраслей только нормативные акты общего значения, а другие отрасли представлены еще и нормативными актами, рассчитанными на определенный круг потребителей, объединенных общим признаком (род занятий, пол, проживание на определенной территории и т.д.), правовыми актами официального разъяснения и даже правоприменительными. Отбор актов и уровень представления той или иной отрасли зависит от интересов определенной группы потребителей. Для каждой такой группы создается специализированный раздел, охватывающий весь круг их интересов (по всем тематикам).

 

Третий способ основан на формировании тематических разделов. Каждый такой раздел содержит весь спектр документов по определенной тематике - от нормативных правовых актов до правоприменительных актов.

 

В настоящее время разработчики ИПС используют все  способы формирования информационных разделов по законодательству. Однако область применения разделов существенно различается по кругу пользователей.    

 

    

3.2. Комплексный подход к формированию информационных банков ИПС

 

 

Вопрос комплексного комплектования информационных ресурсов, передаваемых пользователю в составе ИПС, решается каждым разработчиком по-своему. Сложность процесса комплектования состоит в неоднородности самой информации и необходимости объединить под управлением одного программного комплекса базы данных с различной структурой. Эта задача усложняется необходимостью сохранения требуемого пользователю информационного и юридического сервиса. Например, возможность перехода по гиперссылкам из раздела с региональным законодательством в раздел с федеральным и т.д.

 

Для реализации комплексного подхода в решении задачи правовой информатизации консорциум "Кодекс" предлагает пользователям информационно-правовые абонементы как форму унифицированной поставки информационно-правовых систем. Абонементы наилучшим образом смогут удовлетворить потребности различных категорий пользователей, при оптимальном соотношении цена/качество.

 

Абонементы представляют собой комплект информационных разделов, сформированный на основе изучения запросов пользователей и наиболее полно соответствующий их профессиональным интересам. Такой принцип комплектования систем, такая "информационная архитектура" систем является "изобретением" консорциума "Кодекс" и представляет собой образец информационно-консультационных систем будущего. Особенность информационно-правовых абонементов в том, что в одном информационном продукте объединяются разнородные информационные разделы, каждый из которых представляет собой самостоятельный интеллектуальный продукт (информационно-справочную систему), дающий пользователю расширенный сервис по работе со специальным массивом информации. В настоящее время пользователям предлагаются несколько  видов абонементов, познакомиться с которыми можно в каталоге "Продукции "Кодекс".

 

 

   

3.3. Источники  информации 

 

 

Говоря о наполнении систем, невозможно не остановиться на источниках информации для формирования информационных ресурсов ИПС. Для создания и ведения базы данных "Кодекс" используются правовые акты, поступающие непосредственно из органов государственной власти в соответствии с договорами и соглашениями о сотрудничестве в сфере правовой информатизации. Приведем для примера перечень некоторых органов власти - источников информации.

Информация о работе Правовая информация