Правовые основы документирования информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
- порядок документирования информации;

Содержание

Введение
3
1.Правовое регулирование в области производства документированной информации
4
2.Правовой режим документированной информации
8
Заключение
16
Список литературы
17

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые основы документирования информации.docx

— 36.94 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1.Правовое регулирование  в области производства документированной информации

4

2.Правовой режим документированной  информации

8

Заключение

16

Список литературы

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Информационные ресурсы  являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и  защищаются законом наряду с другими  ресурсами.

Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

- порядок документирования информации;

- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

- категорию информации по уровню доступа к ней;

- порядок правовой защиты информации.

Документирование информации – обязательное условие включения  информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность РФ.

Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает  юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Правовое регулирование  в области производства документированной информации

 

В основе правового регулирования  отношений в области производства документированной информации лежат  информационно-правовые нормы Конституции  Российской Федерации, к которым  можно отнести нормы ч. 4 ст. 29, ст. 33, ст. 42, ч. 3 ст. 41, ст. 24.[1]

В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закреплено право каждого "свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом". Указанное право  может осуществляться различными способами: через средства массовой информации, при помощи самых разнообразных  материальных носителей информации, путем освоения дисциплин в учебных  заведениях, посредством межличностного общения, на собраниях, митингах и т.п. Эти способы считаются законными, если соблюдаются установленные  законодательством правила.

Право на распространение  информации законными способами  означает и необходимость соблюдения определенных ограничений к доступу  информации, отнесенной к государственной  тайне. Конституционное право каждого  свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию создает правовую среду для гражданского и публичного оборота информации, для информационно прозрачной деятельности органов государственной власти.

Следует отметить, что обязанность  предоставления какой-либо информации органами государственной власти Российской Федерации законодательством не предусмотрена. Исключение составляет п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений", в которой  закреплена обязанность федеральных  органов исполнительной власти информировать молодежные и детские объединения о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики.

Право, закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, в полной мере распространяется и на документированную  информацию, представленную в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и иных информационных системах. [1]

В ст. 33 указывается, что "граждане Российской Федерации имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения  в государственные органы и органы местного самоуправления". Этому  праву граждан соответствует  обязанность органов и должностных  лиц рассмотреть обращения и  принять по ним законные решения. Данная норма не исключает доступа  граждан к информации из информационных ресурсов посредством информационных систем общего пользования.

В этой связи необходимо отметить, что Постановлением Правительства  РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении  доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных  органов исполнительной власти" утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных  органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.

Важное место в Конституции  РФ отводится экологической информации. В ст. 42 отмечается, что "каждый имеет  право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу  экологическим правонарушением". Указанная норма Конституции  РФ является правовой базой создания информационных ресурсов в экологической  сфере.

Право на достоверную информацию необходимо рассматривать в контексте  ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, где указывается, что "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих  угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".

Конституционными нормами  ст. 24 регламентируется создание информационных ресурсов, содержащих персональные данные, а также возможность доступа  к этим ресурсам. В ч. 1 ст. 24 указывается, что "сбор, хранение, использование  и распространение информации о  частной жизни лица без его  согласия не допускаются". "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные  лица, - отмечается в ч. 2 этой же статьи, - обязаны обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

К нормам, регулирующим отношения  в области производства документированной  информации нормативного характера, формирования и использования информационных ресурсов, содержащих нормативно-правовые акты, следует отнести также ч. 3 ст. 15, ст. 105, 106, 107, 108, 90, 102, 103, 115 Конституции  РФ. Указанные нормы нашли развитие в федеральных законах и других нормативных правовых актах, регулирующих информационные правоотношения и лежащих  в основе государственной политики в области формирования и использования  информационных ресурсов.

Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" является важнейшим нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения  в области обращения документированной  информации. Согласно ст. 1 этого Закона сферой его действия являются отношения, возникающие при "формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации".[8]

Политику государства  в области формирования обязательного  экземпляра документов как ресурсной  базы комплектования полного национального  библиотечно-информационного фонда  документов Российской Федерации и  развития системы государственной  библиографии определяет Федеральный  закон "Об обязательном экземпляре документов".

Приведем несколько терминов, содержащихся в ст. 1 упомянутого  Федерального закона.

Обязательный экземпляр  документов (обязательный экземпляр) - экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями  в соответствующие организации  в порядке и количестве, установленными настоящим Федеральным законом.

Документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией  в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный  для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования  и хранения.

Экземпляр - образец тиражированного  документа, идентичный оригиналу.

Система обязательного экземпляра - совокупность видов обязательных экземпляров, а также установленный  порядок их собирания, распределения  и использования.

Производитель документов - юридическое лицо независимо от его  организационно-правовой формы и  формы собственности или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра.

Получатель документов - юридическое лицо, наделенное правом получения, хранения и общественного  использования обязательного экземпляра на безвозмездной или возмездной основе.

2.Правовой режим документированной информации

 

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационные ресурсы являются объектами  отношений физических, юридических  лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом  наряду с другими ресурсами. В  п. 2 этой же статьи указывается, что  правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими: [8]

- порядок документирования  информации;

- право собственности  на отдельные документы и отдельные  массивы документов, документы и  массивы документов в информационных  системах;

- категорию информации  по уровню доступа к ней;

- порядок правовой защиты  информации.

В Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях  и о защите информации" отмечается, что документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной  власти, ответственными за организацию  делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации. При этом необходимо решать следующие задачи:

- регистрация форм документов;

- упорядочение информационных  потоков в народном хозяйстве;

- сокращение количества  применяемых форм;

- исключение из обращения  неунифицированных форм документов;

- обеспечение учета и  систематизации унифицированных  форм документов на основе  их регистрации;

- контроль за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемой в сфере управления;

- рациональная организация  контроля за применением унифицированных форм документов.

Указанные задачи решаются с помощью Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД). Он представляет собой составную часть  Единой системы классификации и  кодирования технико-экономической  и социальной информации и охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенных  к применению в народном хозяйстве. Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные  формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации - разработчиками унифицированных систем документации.

Согласно Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого  с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, в  соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об электронной  цифровой подписи" может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая  сила электронной цифровой подписи  признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических  средств, обеспечивающих идентификацию  подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

В Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях  и о защите информации" указывается, что информационные ресурсы могут  быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества  могут находиться в собственности  граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Физические и юридические  лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы  за счет их средств, приобретены ими  на законных основаниях, получены в  порядке дарения или наследования. [15, с.87]

Российская Федерация  и субъекты Российской Федерации  являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем  иных установленных законом способов.

Информация о работе Правовые основы документирования информации