Правовая информация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:48, курс лекций

Краткое описание

В наше время "информационный взрыв" ощутим не только в сфере экономики и бизнесе, но и в области государства и права. Практика последних лет показывает неуклонное увеличение количества нормативных юридических актов, рост числа документов, принимаемых на уровне организаций и предприятий (учредительные документы, договоры, соглашения и т.п.). Поскольку эти документы крайне необходимы для регулирования общественных отношений, требуется оптимизировать информационные потоки в области правового регулирования на основе использования современных информационных технологий.

Вложенные файлы: 1 файл

правовая информация.doc

— 397.00 Кб (Скачать файл)

 

 

6.2. Основные направления совершенствования  информационного наполнения систем 

 

 

Расширение объема представляемых пользователю информационных ресурсов возможно различными способами. Наиболее понятно расширение наполнения систем в соответствии с видами правовой информации, о которых мы упоминали в первой лекции. Здесь самым традиционным является путь расширения сотрудничества с органами власти всех уровней (источниками информации). Подтверждением тому становится расширение номенклатуры баз данных регионального законодательства, включение в базы данных документов органов власти уровня более низкого, чем уровень субъекта Федерации. Все более активно пополняются базы данных и документами органов власти местного самоуправления.

 

Широкое поле деятельности у разработчиков ИПС по совершенствованию информационного сотрудничества с правоприменительными органами в целях создания соответствующих информационных разделов баз данных. Если учесть, что ежегодно только судебными органами России принимается несколько миллионов судебных решений, то можно констатировать огромный объем предстоящей работы.

 

Вторым направлением можно считать расширение состава информационных банков за счет включения документов "неправового" характера. То есть тех документов, которые не подпадают под определение правовой информации, данное в лекции 1. К таким материалам можно отнести различные справочники, словари и т.п. Сегодня практически все разработчики ИПС предлагают разделы БД с такими материалами. А тенденция такова, что объем таких материалов все более возрастает. Включая в состав ИПС такие материалы, разработчики ставят цель: обеспечить пользователя всей необходимой в его повседневной деятельности информацией не только юридического, но и, например, экономического характера. Яркими представителями таких систем являются специализированные справочные системы, ориентированные на информационную поддержку отраслевых специалистов: "Стройэксперт", "Эксперт:ТЭК" и т.д. Эти системы занимают промежуточное положение между собственно правовыми и отраслевыми системами.

 

Следующим и, пожалуй, наиболее интересным направлением является создание новых информационных ресурсов на базе аналитической обработки первичных документов. Результатом развития этого направления являются такие разделы баз данных, как например, "Налоговый календарь", "Все налоги России", "Все формы отчетности", "Стройтехнолог" и т.п. Особенностью таких разделов является то, что они по сути представляют собой авторские разработки, основанные на эффективном использовании возможностей информационных систем. Такие разработки невозможно реализовать при использовании традиционных бумажных технологий.

 

И наконец, еще одно перспективное направление, относящееся не столько к собственно информационному наполнению систем, сколько к совершенствованию представления информационных ресурсов в системах. Поясним это на следующем примере. Предположим, пользователю необходимо получить информацию о налоговой системе в целом и о налоге на добавленную стоимость в частности. Информация об этом представлена в различных разделах БД ИПС. Поскольку структура этих разделов различна, то одновременная работа со всеми разделами затруднена. Кроме того, несмотря на явно существующие логические связи между документами в различных разделах, гипертекстовых (или иных) ссылок, как правило, нет. Это особенно актуально при одновременной работе с разделами "Законодательство" и "Правоприменительная практика". Следует подчеркнуть, что отдельные попытки реализовать этот механизм уже предприняты в системах "Кодекс".

 

 

6.3. Совершенствование  технологических и информационных  процедур передачи информации  пользователю 

 

 

Совершенствование процедур передачи информации конечному потребителю заключается в упрощении и повышении оперативности пополнения базы данных. В настоящее время оперативность передачи информации доведена до ежедневной. Т.е. пользователь имеет возможность ежедневного получения новых документов. При этом, как отмечалось ранее, оперативность включения новых документов БД составляет срок от одного до трех дней.

 

Перевод пользователей на ежедневное обслуживание потребовал изменения процедур обновления, которые в настоящий момент, как правило, выполняются при помощи электронных средств связи. Следует отметить, что эта операция может быть автоматизирована, т.е. происходить без вмешательства пользователя.

 

Важным направлением деятельности разработчиков ИПС является предоставление доступа к правовой информации путем использования глобальной компьютерной сети Internet. Информационно-правовые серверы хорошо известны и зарекомендовали себя как надежный и оперативный источник правовой и экономической информации. При создании концепции построения и развития таких серверов был обобщен и широко использован опыт оказания информационно-правовых услуг в Internet. Одной из важнейших особенностей услуг, предоставляемых этими серверами, является реализация комплексного подхода к предоставлению информации.

 

В целях реализации прав граждан на информацию на серверах созданы разделы с бесплатным доступом, в которых размещены информационные ресурсы, представляющие интерес и затрагивающие права и обязанности всех граждан России. Кроме того, в этих разделах размещаются ежедневные и еженедельные обзоры законодательства РФ и некоторых субъектов Федерации.

 

На серверах предоставляются платные услуги по оперативному и полному доступу к банкам правовой информации России, которые содержат нормативно-правовую и нормативно-техническую информацию федерального значения, а также нормативные акты ряда субъектов федерации.

 

Большинство серверов имеют следующие информационные ресурсы:

 

- правовые базы данных, содержащие тексты нормативных  документов;

 

- обзоры законодательства;

 

- консультации юристов, аудиторов и других специалистов;

 

- электронные правовые  справочники;

 

- специализированные справочные  системы;

 

- информационные разделы  с экономической, справочной и  другой полезной информацией.

 

 

  6.4. Пользователи  ИПС 

 

 

Расширение информационных ресурсов, предоставляемых пользователям разработчиками ИПС, приводит к изменению групп потенциальных пользователей таких систем. ИПС все чаще ориентируются на пользователей - рядовых граждан (электронные правовые справочники), а также на отраслевых специалистов (специализированные справочные системы). Тенденция развития ИПС, направленная на интеграцию с другими программными продуктами, приводит к увеличению числа пользователей на счет интегрируемых систем.

 

 

6.5. Совершенствование  программных средств 

 

 

Не прекращающиеся ни на миг рост вычислительной мощности и расширение сфер использования компьютеров наложили специфический отпечаток на развитие программных комплексов ИПС. С одной стороны, необходимо поддерживать уже существующих пользователей, ни на один день не прекращая технологического процесса по сбору, обработке и передаче им информации. С другой стороны, чтобы не отстать от технологического прогресса, необходимо пересматривать методологию построения систем и расширять функциональные возможности СУБД. Таким образом, возможны два подхода к решению задачи совершенствования программного обеспечения. Первый состоит в том, чтобы на основе накопленного опыта и существующего уровня развития техники создать принципиально новый программный комплекс, в котором реализовать наиболее перспективные механизмы управления информацией. Второй путь - постепенное совершенствование программного комплекса для того, чтобы удовлетворить растущие информационные потребности пользователей.

 

Не вызывает сомнения, что экономические и временные затраты на полную замену программного комплекса будут весьма значительны. Различными экспертами они оцениваются в суммы от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов и сроками от одного до трех лет. Кроме того, объем рынка таких систем невелик по сравнению с другими сегментами рынка информационных систем (например, бухгалтерских). Поэтому сегодня вряд ли можно найти инвестора, готового принять участие в создании такой системы.

 

Второй путь гораздо менее затратен и более эффективен с точки зрения инвестиций. Кроме того, существует совокупность факторов, сдерживающих внедрение современных информационно-правовых технологий. Среди них можно отметить следующие:    

 

- необходимость поддержания  в работе большого количества  существующих пользователей;

 

- недостаточная компьютерная подготовка пользователей;

 

- слабый машинный парк  пользователей;

 

- территориальная неоднородность  распределения пользователей;

 

- недостаточно и неоднородно  развитая информационная инфраструктура  в различных регионах.

 

Сегодня уже ни для кого не секрет, что создание высокоэффективной и недорогой информационно-правовой системы невозможно при использовании стандартных универсальных систем управления базами данных. Причин этого несколько, но важнейшими из них являются следующие.

 

БД ИПС должна удовлетворять следующим требованиям:

 

1. Хранить объекты различного  размера. Документы, комментарии, СНиПы  и т.п. довольно сильно варьируются  в размере - от сотен байт до  десятков мегабайт. Накладные расходы  на хранение должны быть минимальными. Поэтому система должна уметь хранить записи разного размера и реализовать сжатие данных. В универсальных БД хранение записей переменной длины обычно реализовано не очень эффективно, а сжатие реализовано только в дорогих серверных системах.

 

2. Поддерживать передачу  изменений в БД (обновлений). При этом обновления должны быть небольшого размера и быстро выполняться. Встроенные системы репликации универсальных БД для этого не подходят - они требуют постоянного соединения между СУБД во время репликации и не имеют режима передачи пакетов. Универсальные системы для создания справочных систем обычно вообще не имеют такой возможности.

 

3. Поддерживать поиск  информации на русском языке, в т.ч. и такие сложные виды  поиска, как "интеллектуальный". Такие  возможности поддерживаются только в дорогих серверных СУБД, причем с использованием дополнительных пакетов.

 

4. Работать на различных  платформах - DOS, Windows 16 и 32 бит, UNIX. В различных  архитектурах - локально, файл-сервер, клиент-сервер. Универсальные СУБД  обычно работают в одной архитектуре.

 

5. Иметь низкую стоимость. Коммерческие СУБД имеют достаточно  высокую стоимость.

 

Таким образом, каждый разработчик фактически создает собственную СУБД, которая, по его мнению, наиболее эффективна и, таким образом идет своим путем. Сказать, загнув на пальцах раз, два, три, чем одна СУБД неоспоримо превосходит другую, на современном этапе вряд ли возможно.

 

С помощью системы возможно решение следующих вопросов, связанных с обработкой документов:

 

- организация единого  централизованного хранилища документов, его оптимальная систематизация;

 

- формализация технологических  процессов формирования, первичной  обработки документов;

 

- автоматическое исполнение  большинства формальных действий  и снижение ошибок сотрудников при выполнении этих действий (например, присвоение документам некоторых атрибутов).

 

При этом следует подчеркнуть, что в отличие от определения, данного в первой лекции, здесь под документом понимается некий информационный объект, содержащий в различных комбинациях текст, таблицы, иллюстрации и т.д., а также некие атрибуты, позволяющие тем или иным способом идентифицировать и/или персонализировать данный объект.

 

Система рассчитана на создание и ведение больших массивов документальной информации. Хранение информации в базе данных организовано на основании логической разбивки документов на типы по некоторым формальным параметрам.

 

Таким параметром может выступать характер информации, представленной в документе, например, нормативный документ можно отличить от консультации в виде "вопрос-ответ" или от тематического словаря. Совокупность документов, относящихся к одному типу, логически выделяется в тематический раздел (для традиционных СУБД - база данных). Все тематические разделы БД логически связаны между собой, между ними реализован механизм гипертекстовых переходов по ссылкам и по всем разделам обеспечен сквозной поиск. Все это позволяет характеризовать совокупность информационных разделов как единое информационное пространство.

 

 

6.6. Интеграция ИПС с другими продуктами

 

Интеграция ИПС с другими программными продуктами возможна тремя основными путями: на основе использования "общеупотребимого" универсального ПО (например, текстовые редакторы, броузеры и т.п.), на основе специализированных программных продуктов, ориентированных на решение сходных с правовыми задач (экономические, аналитические и т.п.), путем создания новых систем на основе ИПС. Если рассматривать первый путь, то ряд производителей ПО (например, Microsoft) приветствуют интеграцию. Для совмещения ИПС со специализированным ПО требуется гораздо больше затрат.

 

Рассмотрим возможность доступа к информационным ресурсам систем "Кодекс" на основе стандартных Интернет-броузеров. Такое построение банка данных позволяет обеспечить необходимой информацией неограниченное число пользователей, существенно снизить стоимость информационного обслуживания, повысить актуальность информации за счет ее ежедневного обновления с помощью электронных средств связи, упростить администрирование и разграничение доступа к различным информационным разделам базы данных, снизить загрузку локальной сети, сосредоточить в одном месте всю необходимую информацию, упорядочить информационные потоки внутри организации.

Информация о работе Правовая информация