Политико-правовые взгляды Т. Гоббса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 22:54, контрольная работа

Краткое описание

При написании контрольной работы была поставлена цель – исследовать политико-правовое учение Т. Гоббса. На основании поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть учение Т. Гоббса о естественном состоянии человечества;
- изучить теорию Т. Гоббса о возникновении, функциях и формах государства;
- охарактеризовать правовые взгляды Т. Гоббса.

Содержание

Введение 3
Учение Т. Гоббса о естественном состоянии человечества 5
Возникновение, формы и функции государства 9
Правовые взгляды Т. Гоббса 17
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Политико-правовое учение Гоббса.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Английский философ Томас Гоббс – выдающийся мыслитель эпохи Нового времени, один из плеяды великих деятелей этого исторического периода, которые заложили фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию.

Присущая Гоббсу самозабвенная  преданность науке и философии  позволила ему достичь тех значительных результатов, которые делают его труды и произведения интересными и поучительными до наших дней. Его многочисленные работы, до конца не исчерпавшие заложенный в них мыслителем потенциал, до сих пор являются востребованными, как в научном, так и в практическом плане. Не является исключением и эта работа, посвященная естественным законам, правам и государству, изложенным в концепции Томаса Гоббса.

Создавая свою философию, Гоббс не предполагал, что составляющие его теории о происхождении государства (как нам кажется) будет использована в целях мирового господства США, но в последнее время, как в нашей стране, так и за рубежом все очевидней проявляются тенденции абсолютизма, у истоков которого находился этот знаменитый английский философ.

Как представляется, взгляд на работы Томаса Гоббса под новым углом  является не только поучительным, но также  актуальным, и весьма значимым.

При написании контрольной работы была поставлена цель – исследовать  политико-правовое учение Т. Гоббса. На основании поставленной цели были определены следующие задачи:

- рассмотреть учение Т. Гоббса  о естественном состоянии человечества;

- изучить теорию Т. Гоббса  о возникновении, функциях  и  формах государства;

- охарактеризовать правовые взгляды  Т. Гоббса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учение Т. Гоббса о естественном состоянии человечества

Наибольше значение в процессе изучения политико-правовых учений Т. Гоббса имеют его социально-политические взгляды, которые содержатся в трудах «О гражданине», «Левиафан». В основу своей философской системы Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве является «естественное состояние людей». Это естественное состояние характеризуется у него «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславия самолюбия, права всех на все».[1, с. 96]

Философ считает, что хотя изначально все люди созданы равными в  отношении физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все», однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку - волк».[1, с. 96]

Поэтому философ считает, что в самой природе людей заложены причины для соперничества, недоверия и страха, которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленным на то, чтобы погубить или покорить других. К этому присоединяются жажда славы и разногласия во мнениях, которые также заставляют людей прибегать к насилию. Отсюда фатальная неизбежность в обществе «…войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разумом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства спасения от врагов» [1, с. 99]

Иметь «право на все» в условиях такой  войны - значит «... иметь право на все, даже на жизнь всякого другого человека» [1, с. 99]. В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей, она выражает ситуацию, в которой каждому угрожают все - «… пока сохраняется право всех на все, ни один человек (как бы силен или мудр он ни был) не может быть уверен в том, что сможет прожить все то время, которое природа обычно предоставляет человеческой жизни» [1, с. 99]. В ходе такой войны люди употребляют изощренное насилие, чтобы подчинить себе других или же в целях самозащиты.

Так или иначе, но «…люди от природы  подвержены жадности, страху, гневу  и остальным животным страстям», они ищут «почета и выгод», действуют  «ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим», поэтому каждый является врагом каждого, полагаясь в жизни только на собственную силу и ловкость, находчивость и изобретательность.[1, с. 99] Таким образом, эгоизм объявляется, главным стимулом человеческой деятельности.

Но Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности, не считает, что они злы по своей природе. Ведь злые не сами желания людей, указывает  философ, а только результаты действий, вытекающие из этих желаний. Да и то только тогда, когда эти действия приносят вред другим людям. К тому же надо учитывать, что люди «по природе лишены воспитания и не обучены подчиняться рассудку».[1, с. 100]

Именно о состоянии всеобщей войны и противоборства Гоббс  пишет как о «естественном  состоянии человеческого рода» и трактует его как отсутствие гражданского общества, т.е. государственной организации, государственно-правового регулирования жизни людей. Словом, в обществе, где нет государственной организации и управления, царят произвол и бесправие, «и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна».[1, с. 100]

Однако, в природе людей  заложены, по Гоббсу, не только силы ввергающие индивидов в пучину «войны всех против всех» [1, с. 99], люди жаждут выйти из этого жалкого состояния, стремятся создать гарантии мира и безопасности. Ведь человеку исконно присущи и свойства совсем иного плана; они таковы, что побуждают индивидов находить выход из столь бедственного естественного состояния. Прежде всего, это страх смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий над остальными страстями «… желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием». [1, с. 99] Заодно с ними выступает естественный разум, либо естественный закон, т.е. способность каждого здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своих действий.

Естественный закон представляет собой предписание человеческого разума. Согласно Гоббсу, естественные законы исходят из самой человеческой природы и являются божественными лишь в том смысле, что разум «дан каждому человеку богом как мерило его действий», а моральные установления Священного писания, хотя и объявлены людям самим Богом, могут быть выведены и независимо от него «посредством умозаключений из понятия естественного закона», т.е. при помощи разума.[1, с. 100] Главное общее предписание разума по Гоббсу гласит, что всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне.

Поэтому первая часть  основного естественного закона, выведенного философом, гласит: следует  искать мира и следовать ему. Вторая часть есть содержание естественного  права, сводящегося к праву защищать себя всеми возможными средствами. Из основного закона Гоббс выводит остальные естественные законы. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон), и отказа от права сопротивления насилию, попыткам лишения свободы. Отказ от права совершается по Гоббсу, или простым отречением от него, или перенесением его на другого человека. Но не все права человека могут быть отчуждаемы - человек не может отказаться от права защищать свою жизнь и оказывать сопротивление тем, кто нападает на него. Нельзя требоватключения в тюрьму и т.д. Взаимное перенесение прав осуществляется людьми в форме договора - «Договором называется действие двух или многих лиц, переносящих друг на друга свои права» [1, с. 100]. В том случае, когда договор заключается по поводу того, что относится к будущему, он именуется соглашением. Соглашения могут заключаться людьми, как под влиянием страха, так и добровольно.

Из второго естественного  закона вытекает третий: люди обязаны  выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости.

В «Левиафане» Гоббс кроме указанных трех, указал еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Большинство из них носит характер требований или запретов: быть справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным, беспристрастным и в то же время не быть жестоким, мстительным, надменным, вероломным и т.д.

Таким образом, можно  сделать следующий вывод. Т. Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстях человека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество, недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе. Эти страсти делают людей врагами. Поэтому в естественном состоянии люди находятся в состоянии войны всех против всех. Но это естественное состояние возможно преодолеть благодаря наличию естественного разума, естественный закон который заставляет задуматься о последствиях своих поступков и регулировать свое поведение. Все естественные законы Гоббс сводит к одному общему правилу, впоследствии озвученному и в категорическом императиве И. Канта, которые заключается в отказе делать другим людям того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

Возникновение, формы и функции государства

Естественные законы обязывают индивида желать их осуществления, но не могут его заставить практически  действовать в соответствии с  ними. Непременно нужна сила, способная  жестко лимитировать право каждого  на все и решать, что кому принадлежит, что является правом, а что им не является. Этой силой является государство.

Государство, считал он, возникает  на основе договора. Основа государства  лежит в разумном стремлении людей  к самосохранению и безопасности. Т. Гоббс считает, что для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты.

Таким образом, государство учреждается  людьми для того, чтобы с его  помощью покончить с «войной всех против всех», избавиться от страха незащищенность и постоянной угрозы насильственной смерти - спутников «разнузданного состояния безвластия».[1, с. 130] Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную общественную власть над собой.

В «Левиафане» Гоббс дал развернутое  определение государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем  взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их мира и общей защиты».[1, с. 132] Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственными за эти действия.

Договор как основа возникновения государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. Другой системообразующий признак государства, выделенный Гоббсом, - политическая власть, организованная как единый субъект.

С точки зрения Т. Гоббса, государства могут возникать не только через добровольное согласие индивидов образовать единое лицо и подчиняться ему в надежде на то, что оно сумеет защитить их против всех. Иной путь - приобретение верховной власти силой. Государства, появляющиеся на свет с помощью физической силы, мыслитель относит к основанным на приобретении; к ним он особого расположения не выказывает. Стоит отметить, что в этой классификации государств просматривается неприязнь Т. Гоббса к английским дореволюционным феодально-монархическим порядкам.

Нормальным, здоровым государством Гоббс  считал такое, в котором обеспечены: право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под  этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности.

Критериями определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось, прежде всего, ее способность преодолеть «войну всех против всех», экстремальные  состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть «так обширна, как только можно ее представить»[1, с. 132]. Тот, кому вручена (передана) верховная власть (суверен), не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д. Суверен может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.

Прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому. «Делить власть государства - значит, разрушать ее, так как разделенные власти взаимно  уничтожают друг друга» [1, с. 133]. Таким образом, Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей. Такое разделение властей является для него единственной причиной гражданской войны бушевавшей тогда в Англии.

Государственная власть, как считает  Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение - обеспечение мира и безопасности гражданам, - должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею и только от нее получают свою силу. Какова бы ни была ее форма, она по существу своему безгранична. В республике народное собрание имеет такую же власть над подданными, как король в монархическом правлении, ибо иначе будет продолжаться анархия.

Информация о работе Политико-правовые взгляды Т. Гоббса