Политико-правовые взгляды Т. Гоббса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 22:54, контрольная работа

Краткое описание

При написании контрольной работы была поставлена цель – исследовать политико-правовое учение Т. Гоббса. На основании поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть учение Т. Гоббса о естественном состоянии человечества;
- изучить теорию Т. Гоббса о возникновении, функциях и формах государства;
- охарактеризовать правовые взгляды Т. Гоббса.

Содержание

Введение 3
Учение Т. Гоббса о естественном состоянии человечества 5
Возникновение, формы и функции государства 9
Правовые взгляды Т. Гоббса 17
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Политико-правовое учение Гоббса.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

С позиций светского  идеолога Гоббс утверждает, что «вера и тайные помышления человека не подчиняются приказаниям». И вообще святое место «бессмертного бога» в философско-правовом учении Гоббса прочно занято государством («смертным богом», Левиафаном). «Я поэтому заключаю, - подчеркивает он, - что во всех вещах, не противоречащих нравственному закону (т. е. естественному закону), все подданные обязаны повиноваться как божественным законам тому, что будет объявлено таковыми государственными законами».[1, с. 107]

В своей трактовке  закона как приказа суверена Гоббс  противопоставляет закон (гражданский, государственный) и право (естественное) таким образом, что закон резюмирует в себе лишь несвободу, бесправие  и обязанности подданных по отношению  к суверену и свободу, полновластие и полномочия суверена по отношению к подданным.

В философско-правовой концепции  Гоббса отсутствуют идея правового  закона, понимание закона и государства  как форм свободы в цивилизованном, гражданском состоянии.

Свобода людей в трактовке Гоббса - это синоним критикуемого им (применительно к индивидам) естественного права и состояния войны. Вместо этой свободы он признает и буквально обожествляет свободу государства и суверенной власти. По смыслу гоббсовской концепции, для достижения гражданского состояния и мира людей надо лишить естественных прав и свобод, наделив таковыми лишь государство: переходу людей из естественного в гражданское состояние здесь корреспондирует перемещение (и бытие) гражданской власти (государства) в естественное состояние.

В заключении необходимо отметить следующее. Гражданским законом, согласно трактовке Т. Гоббса, являются те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему, с тем чтобы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т. е. между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с правилом. Гражданский и естественный законы являются различными частями права, из которых одна, писанная часть, называется гражданским, другая, неписанная, называется естественным законом. Одним из главных требований естественного закона является повиновение подданных гражданскому закону.

Сформулированная Гоббсом  концепция правопонимания дает основание  для характеристики его в качестве родоначальника буржуазного юридического позитивизма. Ведущие представители этого направления (Д. Остин, Ш. Амос, К. Гербер, П. Лабанд, Г.Ф. Шершеневич и др.) отстаивают (в той или иной модификации и вариации) основную идею гоббсовского этатистского правопонимания: позитивное право (у Гоббса - позитивный закон) - это приказ суверена. Основное различие в подходах Гоббса и названных позитивистов в XIX в. к праву состоит в том, что Гоббс, допуская естественное состояние, признает в его рамках и естественное право, а его последователи отрицают и то, и другое.

 

 

 

Заключение

На основании  всего вышеизложенного необходимо сделать следующие выводы. Т. Гоббс  строил свое учение на изучении природы  и страстях человека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество, недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе. Эти страсти делают людей врагами. Поэтому в естественном состоянии люди находятся в «состоянии войны всех против всех». Но это естественное состояние возможно преодолеть благодаря наличию естественного разума, естественный закон который заставляет задуматься о последствиях своих поступков и регулировать свое поведение. Все естественные законы Гоббс сводит к одному общему правилу: «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».

Естественные  законы гласят, что следует искать мира. В этих в целях нужно взаимно отказаться от права на все. Отказываясь от естественных прав (т.е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство. Получившее право на все государство — это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог.

Власть государства  абсолютна: ему принадлежат право  издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей, даже мысли подданных подчинены суверену — правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет.

Государство должно выполнять не только полицейско-охранительные  функции, но и экономические, воспитательные, просветительские функции для того, чтобы обеспечить счастливую жизнь своих граждан.

Т. Гоббс признает только три формы государства - монархию, демократию и аристократию. Он отдает предпочтение неограниченной монархии (благо монарха тождественно благу государства, право наследования придает государству искусственную вечность жизни и т.д.).

Государство является создателем гражданских законов. Гражданским  законом, согласно трактовке Т. Гоббса, являются те правила, которые государство  устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему, с тем чтобы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т. е. между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с правилом. Гражданский и естественный законы являются различными частями права, из которых одна, писанная часть, называется гражданским, другая, неписанная, называется естественным законом. Одним из главных требований естественного закона является повиновение подданных гражданскому закону.

Сформулированная Гоббсом концепция правопонимания дает основание для характеристики его в качестве родоначальника буржуазного юридического позитивизма. Ведущие представители этого направления (Д. Остин, Ш. Амос, К. Гербер, П. Лабанд, Г.Ф. Шершеневич и др.) отстаивают (в той или иной модификации и вариации) основную идею гоббсовского этатистского правопонимания: позитивное право (у Гоббса - позитивный закон) - это приказ суверена. Основное различие в подходах Гоббса и названных позитивистов в XIX в. к праву состоит в том, что Гоббс, допуская естественное состояние, признает в его рамках и естественное право, а его последователи отрицают и то, и другое.

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Гоббс, Томас. Сочинения в 2 Т. - Т 2. /Составитель редактор В.В. Соколов, пер с лат и англ. - М.: Мысль. 1991
  2. Захарчук, О. С. История политических и правовых учений в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005
  3. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. /Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996
  4. Теория государства и права / Под редакцией Марченко М.Н.-М.: Зерцало, 1997

Информация о работе Политико-правовые взгляды Т. Гоббса